[1][1]
Альберт Каганович
Небольшие еврейские неашкеназские этнические группы бывшего Советского Союза, оказавшиеся разбросанными по всему миру, на пороге третьего тысячелетия стоят перед угрозой исчезновения. Для сохранения своей этнокультурной общности, а также для успешного вхождения в новые для себя общества, они в местах своего рассеяния создавали и продолжают создавать свои отдельные общины. Более других преуспели в этом бухарские евреи, предпринявшие на рубеже тысячелетий попытку связать разбросанные по нескольким континентам общины в единую организацию.
Средняя Азия
Еврейское присутствие на территории Средней Азии насчитывает более двух тысяч лет. На рубеже XVIII-XIX веков, после упадка, длившегося несколько веков, в регионе началось экономическое и духовное возрождение евреев, получивших тогда же из уст европейских путешественников название бухарских. Усиление их роли в торговле Средней Азии продолжалось до Октябрьской революции, после которой, пережив короткий подъём в годы НЭПа, значительная часть бухарских евреев была вынуждена заняться ремёслами, что было вторым традиционным занятием этой общины. Ухудшение материального положения, усиление гонений властей на еврейскую религию и культуру привели в первой половине 30-х годов к бегству около четырёх тысяч бухарских евреев через Иран и Афганистан в Эрец Исраэль и страны Западной Европы. Большинство оставшихся в Средней Азии бухарских евреев продолжали сохранять еврейские традиции, несмотря на преследования властей. Разрешение в 70-е гг. ограниченной эмиграции из Советского Союза привело к тому, что около 10 тысяч бухарских евреев (23,3% от их общего числа) покинули Среднюю Азию. Большинство эмигрантов приехали в Израиль. После того, как до конца 80-х гг. из СССР уехали ещё приблизительно 7 тысяч бухарских евреев, их общее число составило там по оценочным данным 41 тысячу. При этом подавляющая масса бухарских евреев проживала в городах, в основном в четырёх крупных среднеазиатских городах: Ташкенте, Самарканде, Бухаре и Фергане.
Таблица 1. Численность бухарских евреев в 1989 в крупных городах Средней Азии и их доля в процентах от всей численности бухарских евреев в Узбекистане.
Города Узбекистана | Численность бухарских евреев | Процент от всего количества бухарских евреев в Узбекистане |
Ташкент | 8325 | 29,3 |
Самарканд | 4611 | 16,3 |
Бухара | 4226 | 14,9 |
Фергана | 2070 | 7,3 |
Всего | 19232 | 67,8 |
Новая внешняя и внутренняя политика в Советском Союзе позволила открыть еврейские учреждения и наладить еврейскую общинную жизнь в регионе. Так, с 1990 г. начали открываться синагоги, культурные центры, еврейские воскресные школы, еврейские летние лагеря, еврейские благотворительные организации, ульпаны и печатались еврейские газеты на русском языке: «Хаверим», «Мизрах», «Шофар». В 90-е гг. работали в Средней Азии отделения Джоинта, Сохнута, «Бней Акива», израильское посольство в Ташкенте. Регион посещали посланцы религиозных еврейских организаций различных направлений из Израиля и США. Около 450 бухарских евреев учились в хабадской ешиве. В конце 90-х гг. наиболее активную работу по поддержке еврейских религиозных общин Средней Азии, и в том числе бухарских евреев, развернула религиозная организация хабадского направления «Ор-Авнер», созданная одним из крупнейших израильских предпринимателей бухарским евреем Львом Леваевым.
Перестройка в Советском Союзе привела к росту национализма, чему способствовал экономический кризис. В Средней Азии усиление национализма сопровождалось исламизацией общества. Эти процессы нашли своё выражение в погроме против бухарских евреев, армян и крымских татар, произошедшем в городе Андижане (Узбекистан) в 1990 г., в националистических митингах во многих городах Средней Азии и в гражданской войне на этническо-клановой почве в Таджикистане. Во всей Средней Азии в 90-е гг. выросло количество антисемитских актов. Так, например, в Ташкенте в середине 90-х гг. по надуманным обвинениям в разное время были арестованы 24-х летний Дмитрий Фаттахов и 76-летний Иосиф Коэнов, а в Душанбе в 1998 г. зверски был убит председатель культурного общества бухарских евреев журналист Меир-Хаим Гавриэлов.
Принятие в республиках Средней Азии национальных языков в качестве государственных, сопровождалось увольнениями с непромышленных предприятий представителей национальных меньшинств, в том числе и евреев. В этой обстановке бухарские, а также ашкеназские евреи, прибывшие в Среднюю Азию основном во время Второй мировой войны, начали массами её покидать.
В результате к 2000 г. там осталось около трёх тысяч бухарских евреев, проживавших в основном в крупных городах. Во всём регионе осталось только около десятка религиозных общин. Исчезли или находятся на грани исчезновения общины бухарских евреев во многих мелких и средних городах. Большинство из оставшихся в Средней Азии бухарских евреев собираются переехать на постоянное жительство в страны Центральной Европы и, в основном, Северной Америки. Они не связывают своё будущее с Израилем из-за множества социально-экономических и политических проблем, стоящих перед ним.
Израиль
Сегодня здесь проживает наибольшее число бухарских евреев в мире. Почти все они представители четырёх основных волн репатриантов-бухарских евреев или их потомки. После первой алии, которая длилась с 70-х гг. XIX века до начала первой мировой войны в 1914 г., в первой половине 30-х гг. пришла вторая. Она была самая трудная, так как многие из бухарских евреев, бежавших из Советской России арестовывались ГПУ на границе с Афганистаном и Ираном, а тем кому удавалось достичь этих стран, становились лёгкой добычей промышлявших в пограничных районах бандитов. С начала 1970-х гг. до середины 1980-х гг. в Израиль прибыла третья волна алии бухарских евреев, после прибытии которой их число здесь выросло более чем вдвое, составив к концу 80-х годов около 29,6 тысяч человек. С репатриацией из Средней Азии в 90-х гг. четвёртой алии, около 22 тысяч бухарских евреев, их общее число в Израиле в 2000 г. составило по оценочном данным 60 тысяч человек.
Многовековая жизнь бухарских евреев среди недружелюбного к иноверцам мусульманского окружения приучила их жить в закрытых общинах большими семейными кланами. Это повлияло на их образ жизни и за пределами Средней Азии. Так, например, в Израиле бухарские евреи первых двух волн алии существовали некоторое время как закрытые этнические группы. Первая бухарская алия, хотя и жертвовала деньги благотворительным учреждениям сефардов и ашкеназов, жила изолирована в созданном ею иерусалимском квартале «Реховот», ныне «Шхунат hа-бухарим». К ней присоединилась вторая алия бухарских евреев. Они сочетались браками внутри своей общины, устраивали отдельные синагоги, совместно отмечали еврейские праздники и соблюдали традиции. Те из них, которые оставляли квартал, в основном селились на новых местах также компактно и только по прошествии десятков лет бухарские евреи в Израиле начали постепенно ассимилироваться с другими еврейскими этническими группами. Когда в 70-90-х гг. прибыли третья и особенно четвёртая алия бухарских евреев, они нашли своих родственников с совершенно другой ментальностью. Поэтому попытки обеих сторон объединиться для решения вопросов культурного наследия, образования и адаптации вновь прибывших пока не дали ожидаемых результатов. Вместе с тем бухарские евреи последних волн алии почти не объединяются с организациями репатриантов-ашкеназов из СССР, не смотря на то, что у взрослого поколения, выросшего в Средней Азии, язык общения в основном русский. Причины такого положения в различиях ментальностей обеих этнических групп.
Бухарские евреи двух последних волн, как когда-то представители их первых двух волн алии, сочетаются браком внутри своей общины, строят отдельные синагоги, вместе соблюдают еврейские традиции в форме, принятой ими в Средней Азии. Вместе с тем даже между третьей и четвёртой волнами бухарских евреев-репатриантов в Израиле есть отличия. Представители последней волны алии, в отличие от бухарских евреев других волн, менее религиозные, несмотря на то, что многие из них в той или иной форме соблюдают еврейские традиции. В тоже время бухарские евреи, репатриировавшиеся в 90-х гг., по сравнению с представителями других волн, более образованные. Среди них есть намного больше обладателей второй и третей научных степеней. Немало среди них также писателей, певцов, танцоров, музыкантов и художников. В сравнении с ними репатрианты предыдущих волн были в основном торговцами и ремесленниками. Согласно опросу бухарских евреев последней волны, произведённого в 1998 г. в трёх кварталах Тель-Авива, 12% всего их трудоспособного населения было в Средней Азии занято на работах, требующих высшее образование. Только 20% из этого числа нашли в Израиле соответствующую их классификации работу. Так как падение общественного статуса у бухарских евреев последней волны более резкое, чем у представителей трёх предыдущих волн, они переживают и более острую эмиграционную депрессию. Следует добавить к этому, что бухарские евреи последней волны переживают кризис, связанный с разрушением традиционного семейного уклада. Ещё в последней четверти XX века в Средней Азии в традиционной большой семье бухарских евреев на смену стариков во главе кланов пришли наиболее образованные представители этих семей, часто занимавшие более или менее важные государственные должности. С переездом в Израиль и США семейные лидеры утратили свой профессиональный статус и поэтому многие из них также потеряли прежний высокий семейный статус. В Израиле процесс адаптации бухарских евреев происходит легче, чем в США потому, что образ жизни здесь более похож на тот образ жизни, который они вели в Средней Азии.