Смекни!
smekni.com

Морфодинамический анализ как метод для целей градостроительного планирования (стр. 2 из 3)

Проявление склоновых процессов также приурочено, в первую очередь, к речным берегам, поскольку вне береговой линии территория города не имеет значительных уклонов.

Оползнеобразование связано со спецификой строения волжских берегов, где водоупорный горизонт находится на уровне уреза воды, что наряду с высоким уровнем стояния грунтовых вод становится решающим фактором в возникновении негативного процесса. Наличие склоновых процессов легко угадывается по эффекту «пьяного леса» и по хорошо заметным конусам выноса. Деревья играют двоякую роль в динамике склонов. При нагрузках (до известного предела) корневые системы выполняют функцию укрепления бровок коренных склонов и обрывов. Однако после того, как за пределами ряда посадок возникают трещины и формируются стенки обрыва или оползания, наличие деревьев на уступе приводит к тому, что грунт передвигается вниз по склону целыми блоками. Склоновые процессы активизируются в весеннее время и связаны в первую очередь с работой текучих талых вод. Проблему усугубляют повышенные, имеющие четкую сезонную направленность (весенне-летний период) нагрузки, связанные со стихийной рекреацией. В период максимального подъема уровня воды в реках на процессы оползнеобразования оказывает влияние и волноприбойная деятельность.

Вытаптывание травяного покрова на склонах культурных набережных Волги и Которосли приводит к усилению интенсивности процессов линейной эрозии, когда вытоптанная тропка служит готовой ячейкой стока талых и дождевых вод. Не лучшим образом сказывается и несовершенство ливневой канализации, из-за чего большая часть стока осуществляется стихийно.

На слабонаклонных поверхностях, лишенных травяного покрова и нарушенных хозяйственной деятельностью (в частности при строительстве), наблюдается значительный плоскостной смыв. Особенно явно проявляется этот негативный процесс в местах высотной застройки, где придомовые пространства («газоны») полностью лишены травянистой растительности, вследствие вытаптывания. Потенциально предрасположенные плоскости смыва также хорошо фиксируются морфодинамическим анализом как «стенки» и «фасы» определенной крутизны, экспозиции и положения на склоне.

Значительные статические (связанные с плотностью застройки) и динамические (связанные с интенсивностью транспортных потоков) нагрузки, наряду с нарушением температурного режима грунтов, вследствие наличия отопительных сетей, ускоряют темпы естественного движения (крипа) территории. Кроме того, утечки из коллекторов и теплосетей, вибрационные и электромагнитные поля способствуют возникновению суф-фозионных процессов.

Для решения обозначенных проблем необходим комплекс инженерно-технических мероприятий, а также меры по сознательному конструированию ландшафтов (табл. 2), которые, к сожалению, до сих пор практически никак не планируются и не реализуются при градостроительном освоении территории

4. Характеристика основных генетических поверхностей территории г. Ярославля Современная пойма Волги и ее притоков

Поверхность поймы в пределах города неоднородна и дифференцируется (по рельефу и условиям существования городского ландшафта) на 3 подтипа (рис. 1.):

основная поверхность пойменных площадок, абс. выс. около 85-90 м., сложена песками желтовато-коричневыми, серыми, желтовато-серыми средней плотности, водонасыщенными;

гривы пойм, абс. выс. около 95-97,5 м., староосвоенные, с культурным слоем и отложениями супеси серой, голубовато-серой, желтовато-серой пластичной;

межгривные понижения абс. выс. около 82,5-85 м., сложенные суглинками желтовато-коричневыми, серыми и темно-серыми с прослоями пылеватых песков, торфами низинными и верховыми буровато-коричневыми и темно-коричневыми, водонасыщенными.

Рис. 1. Фрагмент поймы реки Волги с гривами и межгривными понижениями

Уклоны основной поверхности поймы небольшие - не превышают 0,5 °; уклоны поверхности возрастают на гривах.

Современная пойма Волги и ее притоков даже в пределах старозаселенных участков города, прошедших разные стадии градостроительного освоения, является наиболее «живой» (в геологическом смысле) поверхностью. Основное неблагоприятное воздействие на территорию связано с подтоплением. Также дестабилизирующим фактором выступает недельное колебание уровня воды Волги, связанное с режимом работы на Рыбинской и Горьковской ГЭС.

Первая озерно-аллювиальная терраса Волги и ее притоков В пределах первой надпойменной террасы отчетливо могут быть дифференцированы три подтипа поверхностей,

различающихся пластикой рельефа и литологией выстилающих грунтов (рис. 2.):

основная поверхность террасовой площадки абс. выс. около 90-95 м., сложенная грунтами культурного слоя, а также супесью серой, голубовато-серой, желтовато-серой пластичной;

"дюны" - взбугренные поверхности абс. выс. около 95-97,5 м., сложенные песками и супесями навеянными средне-и крупнозернистыми;

"западины" - обширные депрессии террас абс. выс. около 85-87,5 м., выполненные торфами низинными и верховыми буровато-коричневыми и темно-коричневыми слаборазложившимися.

Основная поверхность также очень слабонаклонная - уклоны не превышают 1°.

Первая надпойменная терраса Волги и ее притоков, так же как и пойма, относится к площадкам древнейшего и раннего освоения и прошла несколько этапов использования (старый город, ремесленный посад, частная усадебная застройка). Часть территории до сих пор находится в зоне слабого инженерного обустройства (Красноперекопский район и прибрежные части Фрунзенского района).

Особенностью этой террасовой поверхности является то обстоятельство, что в своей тыловой части по всему протяжению волжской долины терраса является зоной разгрузки слабовыраженных ложбин и лощин вышележащей ступени рельефа, что особенно отчетливо выражено в строении заволжской части города. В этой связи можно предположить, что большая часть «дневных» русел этих водотоков была засыпана в ходе многовекового освоения, что, безусловно, ухудшило местные условия дренажа.

Рис. 2. Фрагмент первой и второй надпойменных террас

Вторая озерно-аллювиальная терраса Волги и ее притоков

В результате хозяйственного освоения территории рельеф данной зоны сильно изменен в направлении практически полного выравнивания. Тем не менее в пределах поверхности могут быть выделены следующие подтипы:

основная поверхность террасовой площадки абс. выс. около 95-105 м., выполненная супесями желтовато-коричневыми, подстилаемыми, суглинками бурыми и серовато-коричневыми (занимает центральную часть города);

одиночные и групповые холмы абс. выс. около 105 м. из песков пылева-тых и мелких, желтовато-коричневых и серых, водонасыщенных (в основном в заволжской части города на территории Яковлевского, Смоленского и Тверицко-го боров);

"западины" - полусточные, сложной формы, абс. выс. около 90 м., выровненные культурным горизонтом (насыпным или намывным грунтом);

прилощинные поверхности с намытым и окультуренным почвогрунтом.

В пределах практически всей террасы верхние горизонты почвогрунтов подвергались неоднократной педотурбации и планации, вследствие этого унаследованный рельеф реконструируется недостаточно отчетливо.

Третья надпойменная озерно-аллювиальная и водно-ледниковая терраса Волги

Генезис данной поверхности связан как с режимом длительного стояния Яро-славско-Костромского послеледникового озера, так и с вполне очевидным воздействием водно-ледниковых потоков последнего оледенения. С последним обстоятельством связано наличие на основной поверхности террасы вытянутых вдоль по долине пра-Волги длинных узких гряд, возвышающихся над основным уровнем на 7.5-12.5 м. Третья надпойменная терраса является поверхностью, к которой привязаны верхние (тыловые) стороны элементарных ячеек стока. Последние, объединяясь в пределах террасы, образуют верхние части небольших речных бассейнов, тальвеги которых разгружаются на нижележащие террасы и современную пойму Волги и ее притоков.

Поверхность третьей террасы может быть дифференцирована на следующие подтипы, различающиеся по условиям стока, литологии грунтов и направленностью современных экзогенно-динамических процессов (рис. 3.):

плато - основная поверхность террасы абс. выс. около 105-125 м., сложена покровными суглинками желтовато-коричневыми пластичными, полутвердыми;

останцы в виде "наложенных" холмов и гряд абс. выс. около 127,5-130 м. схожего литологического состава;

ячейки стока с развитой многовершинной структурой, выполненные глинами ленточными, коричневыми и различных оттенков, полутвердыми, местами тугопластичными и твердыми, с частыми прослоями пылеватых песков, массивными, интенсивно трещиноватыми; в пределах данного подтипа местами хорошо выражены каркасные элементы мезорельефа - гребни склонов (местные водоразделы, дробящие между собой мелкие ячейки стока), фасы (отдельные склоны, параллельные общему уступу террасы).

Рис. 3. Третья надпойменная озерно-аллювиальная терраса Волги с разветвленными ячейками стока и частично сохранившимися холмами

Так же, как и предыдущие поверхности, терраса прошла длительный путь градостроительного освоения, в связи с чем ее мезо- и микрорельеф претерпел значительные изменения. К экзо-динамическим процессам, осложняю-щимградостроительную ситуацию в зоне второй надпойменной террасы, следует отнести подтопление, вызванное выравниванием и без того плоской природной основы рельефа, отсутствием ливневки на большей части поверхности и нарушением дренажа в ходе застройки, а также значительными объемами разгрузки поверхностных и грунтовых вод с вышележащих моренных массивов и равнин.