Смекни!
smekni.com

Великие открытия (стр. 2 из 3)

Все же завоевания европейцев в Старом и Новом Свете оказа-лись обширнее и глубже по последствиям, чем успехи турок на Балканах и в Средиземноморье. Запад открыл страны Востока, а не они открыли Запад. Отставание Востока выразилось в том, что он не смог перетянуть чашу весов в свою пользу ни в экономике, ни в социальном строе, ни в военном деле.

Этому отставанию давали разные объяснения географического и исторического характера. Отмечалось, что на Востоке развитые об-ласти отстояли далеко друг от друга, их связи были ограничены, что мешало обогащению местных культур. В Азии, по мнению час-ти исследователей, играло повышенную роль государство, сковы-вавшее инициативу своих подданных. Возможно, были правы те, кто не искал однозначного ответа на вопрос об отставании Востока, пытался найти комплекс причин, обусловивших преобладание Запада.

Европа вдается клином в Мировой океан. Основание клина проходит по Уралу и Каспию, его острие - Пиренейский полуостров Чем ближе к Уралу, тем дальше от теплых морей. В отличие от приморских частей глубинные области Европы имеют меньший выбор в средствах передвижения. В прошлом их жители могли oбщаться между собой и с внешним миром лишь сухопутными и речными путями. А области с большой протяженностью незамерзающего морского побережья могли успешно развивать внешние связи Это были, в частности, полуостровные и островные страны: Греция Италия, Пиренейский полуостров, Англия.

Полупустыни, степи, глухие леса Азии и части Восточной Европы не уступали, если не превосходили, по размерам плодородные и густонаселенные территории Китая, Индии, Ближнего Востока, Западной Европы. На обширных пространствах, вклю-чая Монголию, Аравию и т.д., были благоприятные возможности для кочевой жизни и охоты и намного менее благоприятные - для земледелия, для хозяйственного разнообразия, обеспечи-вающего наилучшие условия производства и общественного про-гресса. При росте населения, особенно когда на пастбищах дли-тельное время сохранялся обильный травостой, экспансия ко-чевников приобретала широкий размах. Набеги кочевников на оседлых соседей означали для тех не только приход завоевате-лей, устанавливавших свои династии и затем ассимилировав-шихся. Кочевники расширяли территории под свои пастбища воспроизводили на новых местах привычный образ жизни. А это вело к запустению завоеванных стран, упадку оросительных систем, оскудению посевов. Те, кто мог, укрывались за китай-ской стеной (бассейн Хуанхэ), использовали островное положе-ние (Япония), изолируя свои страны и от губительных контак-тов, и от желательных связей с внешним миром.

Экономическим трудностям в развитии Востока соответствовала отсталость социальных условий и идеологии. В Индии выходцам из низших слоев было трудно повысить свое общественное положе-ние, изменить род занятий. Сословное деление дополнялось касто-вым, закрепленным веками, освященным религией. В мусульман-ских странах политический и духовный лидер был обычно одним и тем же лицом, что усиливало произвол знати, закрепляло зависимость основной массы населения. Господство мусульманского духо-венства на Востоке уменьшало возможности светского обучения, вело к верховенству религиозных норм в области права, а приниженное положение женщин еще больше, чем на Западе, снижало интеллектуальный потенциал общества.

Различий между верхами и низами в Европе было не меньше, чем на Востоке. На плантациях близ Средиземного моря подчас трудились невольники, состоятельные семьи держали рабов и рабынь как домашнюю прислугу. Но основная масса крестьян была лично свободна, ее связывали с сеньорами, чаще всего, арендные отношения. Города и отдельные округи получали пра-ва самоуправления, их подати в пользу государства, светской знати и церкви фиксировались. В ряде государств поиски бег-лых рабов были запрещены. Крестьяне, имевшие право покинуть сеньоров, городской люд, самостоятельно выбиравший профес-сию - ремесло или торговлю, - таково было большинство за-падноевропейского общества.

Как уже говорилось, географические открытия были неотде-лимы от экономического, научного, военно-технического превос-ходства стран Запада. При этом ни одно из путешествий Колум-ба, Васко да Гамы и Магеллана не ставило целью абстрактные научные открытия. Задачи первооткрывателей обретали научную окраску лишь в той мере, в какой это отвечало экспансионист-ской политике Испании и Португалии, дальней разведке в бу-дущих колониях. Следовало поставить под европейский кон-троль те страны, где были низки цены на золото и драгоценно-сти, тогда как на Западе ощущалась нехватка в средствах пла-тежа за дорогостоящие восточные товары. После падения Кон-стантинополя Османская империя держала в своих руках наибо-лее удобные пути из Средиземного моря в глубь Азии. Высокие пошлины в портах, попавших под власть турок, заставляли ис-кать новые линии коммуникаций, способные обеспечить выход в страны Южной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока.

Речь шла, в частности, о доступе в районы производства пряно-стей, которые особенно ценились в средние века как приправа к скоропортящимся продуктам. Кроме того, Европа ввозила с Востока благовония, жемчуг, драгоценные камни, за что расплачивалась ме-таллами, металлическими изделиями, хлебом, лесом и рабами (их покупали или захватывали в Африке, странах Черного моря). Спрос на рабов вырос, когда на плантациях Южной Европы и островах Средиземного моря стали выращивать хлопок, а на островах Ат-лантического океана (Мадейра, Канары) - сахарный тростник. Ра-бов стали все чаще искать в Тропической Африке, поскольку ближневосточная торговля сократилась, а Черное море турки пре-вратили в свое озеро, где судоходство стало играть крайне ограниченную роль. Торговля на Черном море пришла в такой упадок, что, после того как Россия ее вновь открыла, не нашлось ни карт, ни лоцманов. Первое время пришлось плавать только с се-редины мая до середины августа, когда была маловероятна пло-хая погода [4].

Своими успехами Европа была обязана и самой себе, и. внешним заимствованиям. Одно обусловливало другое, и без собственного прогресса Европа не была бы восприимчива к достижениям других континентов.

Среди достижений в сельском хозяйстве - усовершенствование конской упряжи, позволившее расширить использование тягла. Антич-ная шейная лента стягивала дыхательное горло лошади, а хомут, пришедший, по-видимому, из Китая и распространившийся с X в. н.э., не мешал дыханию, опираясь на основание лопаток. Существенные изменения произошли в полеводстве и животноводстве. Голландцы ос-ваивали польдеры - осушенные участки, защищенные дамбами от за-топления. Их породистый молочный скот запечатлен на полотнах мас-теров пейзажной живописи. В Испании росло поголовье мерино-сов - тонкорунных овец, завезенных маврами. Среди продовольст-венных культур появился рис. Увеличилось производство цитрусовых, которые пришли в Европу через Ближний Восток в I тысячелетии н.э. (апельсин - лишь в XV в.) и стали служить противоцинготным сред-ством во время морских путешествий. Важное значение приобрела ро-тация сельскохозяйственных культур, особенно овощных.

Преобразовались ремесла и торговля. В горном деле стали применять конный привод и водяное колесо для подъема руды; появились водоотливные устройства, что позволило увеличить глубину рудников. В XIV в. началось двухфазное производство железа и стали - доменное и передельное, - принципиально такое же, какое существовало в XX в. Специализация ремес-ленников позволила заметно поднять производство шерстяных тканей. Стала широко использоваться энергия воды и ветра. Во-дяные мельницы, известные со времен Рима, ранее были слабо распространены, поскольку дешевле стоили мускулы рабов. Но теперь в сельском хозяйстве основной фигурой стал крестьянин со своим наделом и орудиями труда. Водяные мельницы встре-чались все чаще, как и ветряные, заимствованные на Ближнем Востоке приблизительно в XII в. Мельницы использовались в кузнечном деле, валяли сукно, мололи муку, пилили бревна. Ширился морской промысел (рыболовство и охота на морского зверя), росла торговля, развивалось кораблестроение. Северная Европа снабжала Южную мехами, лесом и коноплей, получала взамен шерстяные изделия и вино.

Эпоха Возрождения была отмечена достижениями науки и культуры. Современниками великих географических открытий были И. Гутенберг, Леонардо да Винчи, Н. Коперник. Дальним путешествиям помогло развитие картографии, математики и астрономии, т.е. наук, связан-ных с судовождением.

Моряки в европейских водах хорошо знали конфигурацию берегов, близ которых они плавали, хорошо ориентировались по звездам. Обычно этого было достаточно, чтобы обойтись без карт и навигаци-онных инструментов. Но со временем плавание в Атлантическом океане, подчас вне видимости берегов, потребовало усовершенствовать методы судовождения. На рубеже XII-XIII вв. стали использовать компасы, несколько позднее - навигационные карты с подробными указаниями о портах (портуланы), деталях береговой линии.