В древних новгородских, а затем и московских источниках саамов именовали "терская лопь". Первые письменные данные о лопарях мы встречаем у античных авторов, которые называют их финнами. О них писал Тацит (I в. до н.э.): эти люди счастливее тех, кто "вздыхают над плугом, устают при постройке домов, мучаются страхом за свое имущество".
Естествоиспытатель А.И. Кельсиев говорил, что "лопари - народ честный, добрый, услужливый, гостеприимный, веселый, идеально кроткий в семейной жизни".
По языку саамы входят в финно-угорскую группу. Но занимают в ней несколько обособленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия среди финно-угорских языков. С точки зрения антропологов, у саамов мало чего общего с финно-угорами. Скорее они напоминают сэту - загадочную группу людей, живущих неподалеку от Изборска. Ученые хоть и с оговорками, но высказывают предположение, что маленькая группа сэту, обнаруженная среди балтийских, финских и славянских племен, - "осколок очень древнего населения Европы, может, даже потомки охотников на мамонтов". Один из этнографов обратил внимание на то, что в их национальном орнаменте есть элементы и композиции, встречающиеся только в орнаменте саамов.
В первой четверти XIV века произошло "открытие" мурманского берега норвежцами. Начиная с XV века они разделили лапландцев на Кончанскую, Терскую, Лешею и Дикую (некрещеную) Лопь.
В XX веке проживающих в северных частях Норвегии, Швеции, Финляндии, а также на Кольском полуострове саамов насчитывается 31 тысяча.
Если брать всех саамов (и русских, и скандинавских), то в их языке выявлено 55 диалектов. Кольские же саамы говорят на четырех: нотозерском, бабинском, йоканьгском и кильдинском.
На 1990 год кольских саамов насчитывается 1700 человек (в 1897 году их было 1724). В многочисленных трудах писателей лапландцы "все до единого были колдунами и могли управлять явлениями природы". Плюс к этому многих интересовала сказочная природа Лапландии v кусок девственной земли. Все это, взятое вместе, возбуждало интерес к небольшой земле, находящейся за Полярным кругом. И поехали, поплыли разные исследователи, историки, этнографы, чтоб своими глазами увидеть эту необыкновенную землю и ее обитателей.