Право жить и воспитываться в семье, предусмотренное ст. 54 СК, означает, прежде всего, что ребенок может проживать вместе со своими родителями. Согласно п. 2 ст. 20 ГК, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Естественно, вместе с ними проживают и несовершеннолетние дети более старшего возраста.
Совместное проживание несовершеннолетнего ребенка с родителями означает, что он воспитывается в семье и что именно она служит главным источником формирования его человеческих качеств, его своеобразным убежищем. Если же ребенок почему-либо утрачивает родительское попечение, предпринимаются попытки устроить его прежде всего в семью. К помощи детского учреждения прибегают только тогда, когда обеспечить семейное воспитание почему-либо невозможно.
Теснейшим образом с правом ребенка жить и воспитываться в семье связано его право знать своих родителей, о котором прямо говорится в ст. 7 Конвенции «О правах ребенка небольшой оговоркой — «если это возможно». Отсюда следует, что:
при установлении отцовства в судебном порядке принимается во внимание данное право несовершеннолетнего;
ребенок вправе рассчитывать на помощь в розыске своих родителей со стороны своих законных представителей, а также государственных и муниципальных органов, организаций так, или иначе занимающихся розыском граждан.
Еще одной составной частью права ребенка жить и воспитываться в семье является его право на заботу о нем со стороны собственных родителей. С правовой точки зрения к родителям относятся лица, записанные в этом качестве в свидетельстве о рождении несовершеннолетнего.
Таковы личные права ребенка, предусмотренные ст. 54 СК, которая прямо называет предоставляемые ребенку государством возможности правом. Поэтому ни одну из этих возможностей нельзя считать правомочием, производным от того или иного конкретного права. Что же касается перечня прав ребенка, содержащегося в ч. 2 п. 2 ст. 54 СК (право на воспитание своими родителями, на обеспечение интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства), то здесь просто раскрывается содержание права ребенка жить и воспитываться в семье.
В соответствии с п. 1 ст. 55 СК на право ребенка общаться со своими родителями и родственниками не влияет:
расторжение брака родителей; а», правда, признание брака родителей недействительным;
раздельное проживание родителей;
проживание родителей в разных государствах.
Ранее действовавшее семейное законодательство не оставляло без внимания защиту прав ребенка, которая имела разные формы выражения. При этом центр тяжести переносился на обязанность родителей и заменяющих их лиц защищать несовершеннолетнего. Иной акцент сделан в п. 1 ст. 56 СК, где говорится, что ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Под своими правами здесь понимаются права, предусмотренные ст. 54—58, 60 СК, а под законными интересами — как те, что предусмотрены этим кодексом, так и те, которые хотя и не зафиксированы в конкретной правовой норме, но вытекают из ее содержания.
Разумеется, что защиту прав ребенка, поскольку он не достиг необходимой степени социальной зрелости, не стал полностью дееспособным, осуществляют его родители или заменяющие их лица. Это их прямая обязанность, предусмотренная ст. 64 СК. А вот в п. 1 ст. 56 СК повторяется это положение и одновременно делается существенное дополнение: в случаях, предусмотренных СК, защиту прав, законных интересов ребенка осуществляют орган опеки и попечительства, прокурор и суд. Речь может идти, например, о ситуации, когда несовершеннолетний остался без родительского попечения и нуждается в устройстве или предстоит подготовка к делу о лишении или ограничении родительских прав.
Провозглашая право ребенка на защиту, СК идет дальше и вводит неординарное новшество. Отныне несовершеннолетний вправе защищать себя от злоупотреблений со стороны своих родителей (лиц, их заменяющих). Такое нововведение надо понимать как дополнительную гарантию защиты прав ребенка в далеко не исключительных случаях, когда вред несовершеннолетнему причиняют самые близкие ему люди. Степень беззащитности ребенка при этом возрастает еще и потому, что далеко не всегда окружающие хотят вмешиваться в дела семейные, даже если налицо следы жестокого обращения с ребенком. А обладающему правом на защиту от злоупотреблений со стороны родителей несовершеннолетнему предоставляется возможность самому требовать своей защиты, просить о помощи. Его заявление может быть облечено в любую форму. Главное здесь заключается в том, что, выступая как обладатель вполне конкретного, лишь ему принадлежащего права, ребенок может рассчитывать на поддержку органов, управомоченных на его защиту, т.е. органов опеки и попечительства. Не случайно поэтому п.2 ст. 56 СК предлагает ему обращаться именно в эти органы.
Как известно, защита прав любого гражданина, в том числе и несовершеннолетнего, осуществляется и в судебном порядке. Предоставление ребенку права в определенных случаях самому защищать себя путем личного обращения за защитой означает, что в отличие от прежних времен государство признает ребенка как личность.
Ранее действовавшее законодательство, устанавливая различного рода конкретные правила, в случае необходимости предлагало учитывать мнение несовершеннолетнего, получать его согласие на вполне определенные действия. Статья 57 СК:
провозглашает право ребенка выражать свое мнение;
определяет сферу действия данного права;
уточняет, когда учитывается мнение несовершеннолетнего;
указывает, когда согласие ребенка на совершение тех или иных действий обязательно.
Провозглашение права ребенка выражать свое мнение по вопросам, затрагивающим его интересы, есть не только официальное признание его как личности. В существующих на этот счет предписаниях кроется и глубокий педагогический, психологический подтекст, знакомство с которым позволяет занять верную, оправданную со всех точек зрения позицию. Что же касается сферы действия ст. 57 СК, то она распространяется на отношения, регулируемые семейным законодательством, а также на вопросы, непосредственно связанные с правами ребенка, их осуществлением. Причем он вправе выражать свое мнение не только в семье, но и за ее пределами, например при разбирательстве дела в административном или судебном порядке.
Мнение несовершеннолетнего учитывается:
при выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения (п. 2 ст. 63 СК);
при разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования (п. 2 ст. 65 СК);
при разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК);
при рассмотрении судом иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним (п. 3 ст. 67 СК);
при рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68 СК);
при отказе в иске о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК);
при отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке (п. 2 ст. 76 СК);
Вместе с тем обязательно согласие ребенка, достигшего десяти лет:
при изменении его имени и (или) фамилии по просьбе родителей или одного из них (п. 4 ст. 59 СК);
при передаче на усыновление (ст. 132 СК). Исключение из этого правила допускается в случае, предусмотренном п. 2 ст. 132 СК; при записи усыновителей в качестве родителей в книге записей рождений (п. 2 ст. 136 СК), за исключением ситуации, предусмотренной в п. 2 ст. 132 СК;
при изменении усыновленному несовершеннолетнему имени, отчества, фамилии (п. 4 ст. 134 СК), за исключением случая, предусмотренного там же;
при решении вопроса о сохранений за ребенком присвоенных ему после усыновления имени, отчества и фамилии, если усыновление отменено;