Смекни!
smekni.com

Права и обязанности детей и родителей (стр. 9 из 13)

- один из родителей, независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком;

- лица, заменяющие родителей: усыновители, опекуны, попечители, приемные родители;

- прокурор, орган или учреждение, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками и др.

В соответствии с п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года № 10 при подготовке к судебному разбирательству дела о лишении родительских прав одного из родителей судебнойзашиты прав несовершеннолетних и обеспечения условий его воспитания, а также охраны прав родителя, не проживающего вместе с ребенком, необходимо в каждом случае извещать этого родителя о времени и месте судебного разбирательства и разъяснять, что он вправе заявить требование о передаче ему ребенка на воспитание.

Если ребенок будет помещен в соответствующее учреждение для детей, оставшихся без попечения, и другой родитель откажется забрать этого ребенка без уважительных причин, то он, в свою очередь, может быть лишен родительских прав (ст. 69 СК РФ). Нельзя допускать, чтобы при живых родителях дети фактически оставались бы сиротами. И уж если родитель отказался забрать ребенка из соответствующего учреждения, его также следует лишить родительских прав.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 мая 1998 года № 10 (пп. 14, 15), вынесенное решение о лишении родительских прав влечет за собой утрату родителями не только тех прав, которые они имели до достижения детьми совершеннолетня, но и других, основанных на факте родства с ребенком, вытекающих как из семейных, так и иных правоотношений. К ним, в частности, относятся права:

- на воспитание детей (ст. 61, 62, 63, 66 СК РФ);

- защиту их интересов (ст. 64 СК РФ);

- истребование детей от других лиц (ст. 68 СК РФ);

- согласие или отказ в даче согласия передать ребенка на усыновление (ст. 129 СК РФ);

- дачу согласия на совершение детьми в возрасте от 14 до 18 лет сделок (ст. 26 ГК РФ), за исключением сделок, указанных в п. 2 ст. 26 ГК РФ;

- ходатайство об ограничении или лишении ребенка в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (п. 4 ст. 26 ГК РФ);

- дачу согласия на эмансипацию несовершеннолетних (п. I ст. 27 ГК РФ);

- получение содержания от совершеннолетних детей (ст. 87 СК РФ);

- пенсионное обеспечение после смерти детей, на наследование по закону (ч. 2 ст. 531 ГК РСФСР).

Следует отметить, что лицо, лишенное родительских прав, утрачивает также право на получение назначенных детям пособий, пенсий и иных платежей, а также на алименты, взысканные на ребенка. В связи с этим после вступления в законную силу решения о лишении родительских прав суд должен направить копию решения органу, производящему выплаты, или в суд по месту вынесения решения о выплатах для обсуждения вопроса о перечислении платежей на счет детского учреждения или лицу, которому ребенок передан на воспитание.

В соответствии с п. 2 ст. 71 СК РФ лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать ребенка. Поэтому суд, согласно п. 3 ст. 70 СК РФ, при рассмотрении дела о лишении родительских прав решает и вопрос о взыскании алиментов на ребенка независимо от того, предъявлялось ли такое требование (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года № 10). При лишении родительских прав одного родителя и передаче ребенка на воспитание другому родителю, опекуну или попечителю либо приемным родителям алименты взыскиваются в пользу указанных лиц. Если дети до решения вопроса о лишении родительских прав уже были помещены в детские учреждения, алименты, взысканные с родителей, лишенных родительских прав, зачисляются на счета этих учреждений, где учитываются отдельно по каждому ребенку.

При лишении родительских прав обоих родителей или одного из них, когда передача ребенка другому родителю невозможна, алименты подлежат взысканию не органу опеки и попечительства, которому в таком случае передается ребенок, а перечисляются на личный счет ребенка в отделение Сбербанка РФ. В случае передачи ребенка в детское учреждение, под опеку (попечительство) или на воспитание в приемную семью вопрос о перечислении взыскиваемых алиментов детскому учреждению или лицам, которым передан ребенок, может быть решен по их заявлению в порядке, предусмотренном ст. 207 ГПК РСФСР (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года № 10)

Кроме права на содержание ребенок сохраняет также весь комплекс имущественных нрав, основанных на факте родства с родителями н друга-ми родственниками, в том числе права: на получение наследства; собственности на жилое помещение, пользования жилым помещением и др. Правда, может возникнуть вопрос о праве пользования жилым помещением собственника жилого дома (квартиры). Как уже отмечалось, в п. 4 ст. 71 СК РФ говорится, что ребенок сохраняет право пользования жилым помещением, однако не уточняется о содержании данного права.

Еще одним последствием лишения родительских прав является выселение родителя, лишенного своих прав, без предоставления другого жилого помещения. Однако решение данного вопроса оказалось довольно сложным как на практике, так и в теории. Ряд авторов утверждают, что до выселения к родителю должны быть применены меры общественного воздействия и только при отсутствии результата его можно выселить[34].

Другие исследователи, наоборот, утверждают, что каких-либо предварительных мер воздействия не требуется и уже само лишение родительских прав дает достаточные основания для выселения родителя, если только суд установит невозможность дальнейшего совместного проживания ребенка с лицом, лишенным родительских прав[35].

Выселение без предоставления другого жилого помещения лица, лишенного родительских прав, является достаточно реальной санкцией, если в семье ребенок один. Если детей несколько, а родитель лишен своих прав в отношении одного ребенка, тогда выселение родителя будет серьезно ущемлять интересы других детей. Да и после исполнения решения о выселении между членами семьи вполне возможно возникновение конфликтной обстановки, особенно между детьми.

Наконец, родитель, лишенный родительских прав, может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в виде компенсации вреда, нанесенного ребенку. Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в случае установления судом вины родителей в нарушении прав и законных интересов детей компенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом принятия необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации ребенка.

Санкция, предусмотренная п. 2 ст. 15 Закона РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. от 20 июля 2000 года), может применяться к родителям как при лишении их родительских прав, так и вне зависимости от этого. Это самостоятельная санкция. Если лишение родительских прав, возможно при умышленной или неосторожной вине в форме грубой неосторожности, то для компенсации вреда достаточна вина в любой форме, в том числе неосторожная вина в форме простой небрежности.

Практически во всех случаях лишения родительских прав есть достаточные основания для привлечения родителей к ответственности в виде компенсации вреда, нанесенного детям. В то же время возникает вопрос о хронических алкоголиках и наркоманах, поскольку лишение родительских прав указанных лиц возможно независимо от их вины. В данном случае допустимо применение правил п. 2 ст. 1078 ГК РФ, согласно которым причинитель вреда не освобождается от ответственности, если сам путем злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами привел себя в состояние, при котором он не мог понимать значение своих действий или руководить ими.

Что касается лиц, страдающих врожденным алкоголизмом или наркоманией, то, во-первых, число таких больных невелико; во-вторых, лишь единицы из них благополучно достигают детородного возраста; в-третьих, дети у таких родителей крайне нежизнеспособны и, наконец, в-четвертых, алкоголики и наркоманы, как правило, крайне жестоко обращаются со своими детьми, уклоняются от исполнения родительского долга и т. д. Поэтому лишение таких родителей их прав можно осуществить и по другим основаниям, предусмотренным ст. 69 СК РФ.

Таким образом, следует ожидать, что правила п. 2 ст. 15 названного Закона будут применяться на практике достаточно широко. Можно лишь предполагать трудности следующего порядка. Если, предположим, ребенок был один и оба родителя (или один из них) были лишены родительских прав, то при наличии всех условий ответственности здесь не обнаруживаются какие-либо препятствия для положительного решения вопроса о компенсации вреда, нанесенного ребенку. Однако, если детей несколько и в отношении одного их них родитель лишен прав, но остался проживать в семье, то решение вопроса о компенсации вреда вольно или невольно скажется на материальном благополучии всех остальных членов семьи, в том числе других детей. При умелом манипулировании данным обстоятельством это может привести к тому, что такой ребенок окажется изгоем в своей семье.

Лишение родительских прав осуществляется без указания срока и не случайно в литературе авторы отмечают бессрочный характер лишения прав. В то же время и в прошлом, и сегодня широко распространено мнение, что лишение родительских прав не является бесповоротным актом.