Самоназвание ульта, уильта, ольча, от ула, ола "олень". Так же ороков называли орочи и ульчи. Другое самоназвания нани, как и у ряда других народов Приамурья. Местные русские называли их орочонами.
Живут на севере Сахалинской области. Численность по переписям: 1897 г. - 749, 1989 г. - 190.
Антропологически ороки определяются как типичные представители байкальского антропологического типа североазиатской расы. Наряду с орочами, они более близки эвенкам и негидальцам, чем к другим народам Амура.
Язык ороков относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. В нем выделяются общетунгусские компоненты, указывающие на связи с негидальцами и эвенками, а также реликты, имеющие аналогии в языках нанайцев и ульчей, восходящие к древнеалтайской общности.
Ороки, относящиеся к тунгусо-маньчжурской общности, согласно одним представлениям, являются локальным подразделением ульчей, происходящих от эвенков-оленеводов, утративших на Амуре оленей. Ороки же, переселились на Сахалин и сохранили оленеводческую традицию.
Согласно другим представлениям, соответствие ороков ульчам и другим народам Амура, имеет субстратное основание. Этногенетически же они связываются с охотскими тунгусоязычными группами перекочевавшими на Сахалин в ХVI - ХVIII вв.
Этническая культура ороков имеет различные уровни сходства другим народам региона. Общеамурскими являются такие черты их культуры, как способы рыболовства, охоты на морского зверя и терминология с ней связанная, относительная летняя оседлость, некоторые элементы одежды, орнамента амурского типа и т.п.
С другой стороны, ороки существенно отличались от других амурских народов наличием у них оленеводства. В общей классификации сибирского оленеводства, оно выделяется на уровне самостоятельного типа. Оленеводство ороков промысловое, с использованием оленя в упряжку (зимой) и как вьючное животное, известно доение, мясо домашнего оленя в пищу использовали редко. Способы содержания по сезонам соответствуют общесибирским таежным, но специальных построек для оленей не было. Все это позволяет отметить наличие общетунгусских черт в орокском оленеводстве. Ряд эвенкийских соответствий наблюдается в жилище (конический чум) и зимней одежде (крой, нагрудник).
Попав на Сахалин, ороки не оказались в изоляции от других народов Приамурья. Наиболее тесные их контакты (экономика, брачные связи) фиксируются с нивхами, а также приезжающими на остров ульчами, удэгейцами и орочами. С айнами Южного Сахалина отношения ороков строились на основе товарного обмена. Влияние русских на культуру ороков аналогично другим народам Приамурья (экономика, христианизация, отдельные элементы материальной культуры).
Ороки являются самым малочисленным народом Сибири, благодаря исторически сложившимся особенностям своей культуры (амурский промысловый и оленеводческий комплекс), до настоящего времени сохранили свою самобытность.