Самоназвание - адыге, народ в Российской Федерации, в Кабардино-Балкарии, а также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии (всего 386 тыс. человек). Язык кабардино-черкесский абхазо-адыгской группы иберийско-кавказских языков.
Верующие в основном мусульмане-сунниты, есть православные.
В XIII-XV вв. часть адыгских племен с Северо-Западного Кавказа продвинулась на восток, в бассейн Терека, на опустевшие после ухода алан земли. Поселившихся здесь адыгов стали именовать кабардинцами.
Происхождение данного названия неясно, возможно, оно связано с именем одного из адыгских князей Кербертея. При этом кабардинцы сохранили много общего в языке и быту с остальными адыгами (черкесами).
Здесь, на территории Центрального Предкавказья стала формироваться кабардинская народность и возникло крупнейшее политическое образование адыгов - Кабарда. Основными занятиями кабардинцев были отгонное скотоводство и пашенное земледелие, были развиты и ремесла (кузнечное, оружейное, ювелирное, сукновальное и др.).
С XV в. большинство кабардинцев исповедовали ислам, который постепенно вытеснял языческие верования и ранее распространенное у адыгов православное христианство.
У кабардинцев преобладали большие семьи с сильными патриархальными традициями. Основой жизни семей и соседских общин являлись нормы обычного права - адыгэ хазбэ. В XIII-XV вв. процесс социального расслоения в среде адыгов привел к формированию знати - князей-пши, на землях которых проживали крестьяне.
Основным занятием князей были военные набеги. Распространено среди черкесов и адыгов было и рабство, рабы именовались "унаутами". Знатные адыги организовывали нападения на своих соседей, захватывали в плен крестьян, а затем продавали их в рабство, в основном в Египет. Наибольшая социальная дифференциация наблюдалась у кабардинцев, где все местное население находилось в зависимости от князей и считалось "подданными". У остальных адыгов, особенно в горах, в золотоордынский период еще сохранялись многочисленные вольные общества - джамааты; жителей таких обществ именовали "вольными черкесами".
В политическом отношении в XIII-XIV вв. Кабарда состояла из множества владений князей-пши, между которыми часто возникали междоусобные столкновения. В начале XV в. князь Инал сумел сломить сопротивление адыгских феодалов и создать единое политическое образование, но уже к концу века оно вновь раздробилось на независимые владения. Однако, по традиции кабардинские князья избирали из своей среды "старшего князя", которым становились по очереди представители различных кабардинских княжеских семей.
Кабардинцы сохранили огромную историко-культурную информацию о жизни, мировоззрении и народных знаниях на различных этапах их многовековой истории. Традиционно-культурное богатство складывалось на глубокой и древней социально-этнической основе, опыте земледельческого и скотоводческого хозяйства, синкретичности религиозных верований и контактов с соседними народами.
Одно из центральных мест в традиционном наследии принадлежит предсказаниям, приметам, запретам и их символике, являющимся естественным связующим звеном между прошлым и настоящим. Популярность и живучесть этой области духовной культуры кабардинцев и балкарцев состоит в передаче потомкам опыта поколений, мудрости и глубины народных знаний, кодифицированных норм поведения и этикета, характерных критериев нравственности.