В конце XIX века в Ярославль начал проникать иностраный капитал - часть акций Ярославской и Норской мануфактур была выкуплена англичанином Кноппом, обеспечивавшим закупки импортного текстильного оборудования и хлопка, а также торговавшего русскими тканями в Европе. В 1900 году бельгийцы приступили к строительству городской электростанции и трамвая, затем "Товарищество бр. Нобель" построило крупные нефтяные склады в Ярославле и Рыбинске, а фирма "Слип" судостроительный завод. Перед 1 мировой войной шведской фирмой "ASEA" бала начата подготовка к строительству электромеханического завода, который был пущен в 1926 году и до 1932 года оставался концессионным предприятием.
По уровню концентрации промышленности Ярославская губерния занимала одно из первых мест среди центральных губерний страны. Общая численность рабочих составляла в 1913 году 33,6 тыс. человек, свыше 1/3 предприятий относилось к числу крупных (с 1 тыс. занятых). Напротив, по уровню развития кустарной промышленности губерния (152,8 кустарей на 10000 чел. сельского населения) занимала одно из последних мест, более чем в 4 раза уступая Московской (7663) и Владимирской (617,2) [3. C.89]. Не в последнюю очередь низкий уровень развития кустарных промыслов на Ярославщине объясняется её структурной особенностью - развитием отхожих промыслов, по которым она занимала второе место в России после Новгородской и не имела равных в Центральном районе.
Уже в начале XIX века около 9% всего крестьянского населения губернии ежегодно уходило на сторону, пореформенный период характеризовался их бурным ростом - до 14% в начале 70-ых гг. и до 20-21% к началу XX века [3. C.92]. Характерной особенностью губернии было преобладание отхода в торгово-трактирный промысел, занимавший 1/3 всех отходников [12]. Основная масса отходников (60%) направлялась в Петербург, на период сельскохозяйственных работ возвращалось не более 1/5 общего их числа. Численность отхожепромышленников накануне войны составляла около 200 тыс. человек. Дополнительный доход, получаемый населением области, по оценочным данным [3], вдвое превышал весь доход от сельского хозяйства. Отхожие промыслы вырабатывали культурные навыки населения и формировали черты предприимчивости и любознательности. Не случайно, именно Ярославская губерния по данным обследования занимала в 1920 году первое место по уровню грамотности населения в России.
Территориальная структура размещения производительных сил области, промышленности в частности, в основных своих чертах сложилась еще в досоветский период. Накануне мощного индустриального роста в годы "сталинских пятилеток" по данным промышленного обследования цензовых промышленных заведений [14] за 1926 год три четверти занятых в промышленности концентрировалось в Ярославле, около 15% в Рыбинском уезде, 7% в Ростовском, на долю остальных, таким образом, приходилось не более 2,5-3% [13. C.272].
Пространственная диффузия промышленного развития привела к сокращению доли областного центра в структуре промышленного производства области, несмотря на резкое сокращение сельского населения и концентрацию его в городах, прежде всего в Ярославле (43,2% в 1990году). В 1990 году объем промышленного производства Ярославля составил 60,5% (здесь и далее в объеме промышленного производства учтено производство одноименных пригородных районов), Рыбинска - 18,1%, Ростова - 4,7%, Переяславля и Тутаева - 4,3%, Углича - 23% [15. C.91-92].
Особенно быстрыми темпами промышленность области стала развиваться в период индустриализации. После завершения восстановительного периода (Ярославль понес огромные разрушения в годы гражданской войны, в частности в ходе подавления эсеровского 1918 года -сгорела треть жилых зданий, 16 предприятий; без крова осталось 40 тыс. жителей, город наполовину опустел [11. C.15]) уже в годы первой пятилетки были созданы основные предприятия, определяющие отраслевую структуру промышленного потенциала области в таких отраслях как моторостроение, электротехника, химическая и резинотехническая промышленность, ТЭК.
Ускоренное развитие производства средств производства привело к кардинальным сдвигам в структуре промышленности: если в 1927-1928 гг. свыше 3/4 валового промышленного производства приходилось на долю отраслей группы Б, то уже к концу первой пятилетки в 1932 году свыше половины валового промышленного производства области приходилось на группу А. В 1940 году доля производства средств производства возросла уже до 75% валового объема промышленности и на протяжении всего послевоенного периода стабильно составляла около 80% [16. C.58, 17. C.18].
Эти структурные сдвиги не привели, однако, к изменениям территориальной структуры промышленности. Более того, в отличие от некоторых других областей Центрального экономического района (Смоленская, Орловская), в которых фаза экстенсивного экономического роста продолжалась до середины 80-х гг., в Ярославской области с начала 70-х гг. темпы роста промышленного производства резко снизились и стали существенно отставать от средних по России и Союза в целом (табл. 1).
Таблица 1
Темпы роста общего объема продукциивсей промышленности (1913=1)
1940 | 1960 | 1970 | 1980 | 1985 | |
СССР | 7,7 | 40 | 92 | 163 | 195 |
РСФСР | 8,7 | 43 | 92 | 161 | 190 |
Яросл. обл. | 13,9 | 48,3 | 90 | 131,6 | 147,5 |
Составлено по: 18, 19
Разумеется, мы отдаем себе отчет в том, что любимый советской статистикой времен застоя показатель "темпов роста" совершенно не годится для международных сопоставлений. Это было показано в статьях Селюнина, Кириченко В.Н. и Мартынова В.В. [20, 21] и др. (кстати, по оценке Кириченко и Мартынова валовый национальный продукт в СССР по отношению к США составлял в 1985 году 45%, а в расчете на душу населения лишь 37%, темпы роста национального дохода в этом случае должны были составлять по сравнению с 1913 годом лишь 15,6 раза, а не 88,4 раза, как это утверждают статистические сборники). Однако приведенные выше табличные данные вполне достоверно свидетельствуют о региональной динамике промышленного роста в СССР и позволяют сделать вывод о сравнительно резком снижении темпов роста промышленного производства в области. Разумеется, вывод о резком замедлении динамики промышленного развития Ярославской области, так же как и ряда других старопромышленных областей европейской части страны не является принципиально новым, он нашел свое подтверждение на материалах многих географических исследований. Здесь же нам хотелось бы особо отметить сравнительный анализ динамики региональных различий в суммарном душевом производстве продукции по 4 отраслям материального производства в европейсткой части СССР (за 1965 и 1985 годы), который проведен авторами коллективной монографии "Центр и периферия в региональном развитии" [22. C.92]. Анализ приведенных данных однозначно свидетельствует о том, что за два десятилетия, характеризовавшихся едва ли не самыми высокими динамическими показателями промышленного развития, территориальная концентрация промышленности в Ярославской области снизилась. Более того, как будет показано ниже, замедление темпов промышленного развития области и нивелирование различий по душевым показателям на межобластном уровне сопровождалось нарастанием дихотомии центр-периферия на внутри области.
Эти данные выдвигают на наш взгляд весьма актуальную проблему сравнительного анализа территориальной структуры промышленного производства, уровней развития промышленности, в частности - в Центральном экономическом регионе. Эта проблема в наше время перестала быть чисто исследовательской или абстрактно-описательсной.
В условиях децентрализации системы экономического управления для органов власти на местах вопросы сравнительного анализа уровней экономического развития становятся важнейшим критерием, обосновывающим целевую и, в частности, территориальную направленность перераспределения национального дохода (бюджетных ресурсов) методами государственного регулирования как на межрегиональном (межобластном) уровне, так и внутриобластном.
Список литературы
Ярославские писцовые, дозорные, межевые и переписные книги XYII в. "Труды Яр. губ. уч. архивной комиссии". Кн. YI. Вып. 3, 4. Ярославль, 1913.
Смирнов М. Переяславль-Залесский, его прошлое и настоящее. СПб, 1913.
Кадек М.Е. Очерки по экономике Ярославского края. Ярославль, 1925.
Сакович С.И. Торговля мелочными товарами в Москве в конце XYII в., "Исторические записки". Вып. 20. 1946.
Собякин В. Ростовский уезд. Ростов, 1926.
Голиков И. Деяния Петра., М., 1838. t.yi. 2-е изд.
Воскобойникова С.М. Историко-географический очерк развития народного хозяйства области. В сб.: "Природа и хозяйство Ярославской области". Ч.2. Ярославль, 1959. 230с.
Грязнов А. Ярославская Большая мануфактура за время с 1722 по 1856 год. М., 1910.
Герман К.Ф. Статистическое описание Ярославской губернии. СПб., 1808.
Богданова Л. Фабрично-заводская промышленность Ярославской губернии последних десятилетий XIX века. В сб.: "Ярославский край". Ярославль, 1930. Т.3. Вып.2.
Кащенко А. Промышленность Ярославской области за 30 лет. Ярославль, 1947. 63 с.
Отхожие промыслы крестьянского населения в Ярославской губернии. Ярославль, 1907.
Ярославская губерния в цифрах. (Статистический справочник), Ярославль, 1927.
К числу цензовых по постановлению СТО от 7 марта 1922 года относились все промышленные заведения, имеющие в своем составе не менее 16 рабочих и механический и др. двигатели и все другие заведения с числом занятых не менее 30 рабочих.
Статистический бюллетень №1 (415) ДСП, Госкомстат РФ., Ярославское областное управление статистики. Ярославль, 1991.
Воскобойникова С.М. Промышленность., в сб.: "Природа и хозяйство Ярславской области". Ч.2. Ярославль, 1959. 230с.
Народное хозяйство Ярославской области. (Статистический сборник). Ярославль, 1976. 135с.
Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный экономический сборник. М., 1986. 17 с.
Ярославская область в одиннадцатой пятилетке. Ст. сб. Ярославль, 1986. 18 с.
Селюнин В. Лукавая цифра.
Кириченко В. Н., Мартынов В. В. Экономика и жизнь. 1991. № 6.
Грицай О. В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. М.: Наука, 1991. 168 с.