Ограничение прав и свобод.
Поскольку права и обязанности реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обуславливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничение диктуется, прежде всего, необходимостью уважения таких прав и свобод других людей, а также необходимостью уважения нормального функционирования общества и государства, равно как и любого коллектива. Однако любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены в конституциях.
Формулы конституционных ограничений прав и свобод разнообразны. Есть общие оговорки (генеральные клаузулы) – законодатель в этом случае при формулировании необходимых ограничений прав и свобод связан с указанными в конституции целями ограничений - "свободы и права могут ограничиваться только законом в целях защиты свобод и прав других людей, правопорядка, общественной морали и здоровья" [2.3][3]. Есть конкретные оговорки, относящиеся к отдельным правам и свободам. "Жилище неприкосновенно. Без согласия его обитателей никто не может входить в жилище или оставаться в нем, кроме случаев, прямо указанных в законе".
В последнее время обозначились тенденции при формулировании в конституциях оговорок к правам и свободам, отсылающих к закону, четко устанавливать для законодателя задачи и пределы регулирования соответствующих отношений, а также основные содержательные положения этого регулирования.
Наряду с ограничением прав и свобод, распространяющимися на все население государства, конституции иногда предусматривают индивидуальное лишение прав и свобод как санкцию за злоупотребление ими. "Тот, кто злоупотребляет свободой выражения мнений, в особенности свободой печати, лишается этих основных прав (ст.18 Основного закона ФРГ)".
Особенность немецкого конституционного регулирования основных прав человека — возможность их ограничения со стороны государства. Так, лица, которые используют права, и свободы для борьбы против свободного демократического строя могут быть лишены решением Федерального конституционного суда права на:
свободу печати;
свободу преподавания;
свободу собраний;
свободу объединений;
тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи;
право собственности; право убежища.
Наконец, следует отметить, что конституции часто предусматривают возможность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и т.д.).
Юридическая защита личности
К юридической защите прав личности относится, прежде всего, это охрана свободы личности, которую обеспечивает правосудие[4]. Так, например, ст. 66 Конституции Франции гласит: «Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения» [1.3]. Речь идет о том, что закон не может иметь обратной силы, если на момент совершения деяние не являлось преступлением, или ответственность за него была, ниже, чем установленная позже. Также речь идет о том, что только обнародованный закон является действующим.
Стоит обратить внимание на то, что в конституционных документах Франции не закреплены случаи, когда закон имеет обратную силу.
«Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишние суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом» (ст. 9 Декларации).
«Никто не может быть произвольно лишен свободы» (ст. 7 Декларации) [1.1].
«Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые» (ст. 8 Декларации).
Согласно ст. 4 законодатель вправе устанавливать "пределы осуществлению свобод", а также, согласно ст. 7 Декларации, основания и формы, соблюдение которых необходимо для ареста и содержания под стражей лица. Та же идея заложена в ст. 66 Конституции Франции в том, что касается свободы личности, и в ст. 34, согласно которой законом определяются преступления и деликты и меры наказания за их совершение. Но это касается не основных прав и свобод личности, так как те вообще неотчуждаемы и принадлежат человеку с рождения.
Третья поправка к конституции США предписывает: «Право людей на охрану личности, жильца, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не должно нарушаться, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных присягой или торжественным обещанием. Такие ордера должны содержать подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества».
Еще большее развитие данные требования нашли в Международном пакте о гражданских и политических правах, подписанного в Нью-Йорке в 1966 г.: «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение» [1.2].
Заключение
В заключении хочу конкретизировать некоторые положения. Защита прав и свобод осуществляется на основании как норм, регламентируемых национального законодательства на основе норм международного права.
С одной стороны основные права олицетворяют решения законодателя и представляют собой руководящие принципы для правового порядка, с другой стороны, это субъективные права тех лиц, которые могут требовать от органов государственной власти уважения их индивидуальных прав и свобод в каждом отдельном случае и имеют возможность добиться этого в судебном порядке. Органы исполнительной и судебной власти, в особенности, должны учитывать объективное содержание основных прав при применении норм закона. Для законодательных органов основные права и свободы – рамки, определенная программа законотворческой деятельности[5] [2.5].
Неправильно думать, что основные права есть некие привилегии и правомочия. Сумма этих возможностей есть естественная свобода каждого человека, не зависящая от любого правопорядка. В общем, эта свобода не ограничена, и тот, кто решается на одно из допустимых в рамках этой свободы действий, не нуждается в разрешении на это и не обязан предоставлять этому оправдательные причины. Но есть и условия реализации этих прав и свобод: они не должны нарушать права третьих лиц, и не должны противоречить рамкам, установленным законом. Однако не индивидуум обязан оправдывать свои действия, когда он хочет воспользоваться одной из своих свобод, а государство, если оно хочет ограничить эту свободу.
Список литературы
1. Нормативно-правовые акты:
1.1. Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.
1.2. Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г.
1.3. Современные зарубежные конституции. Москва. Мос-ий Юр. Ин-т. 1992.
2. Книги
2.1. Иваненко В.А., Иваненко B.C. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
2.2. Конституционное право зарубежных стран. Т. 1. Из-во. БЕК. Москва. 1993 стр. 168
2.3. Права человека: Учебное пособие / А.Д. Гусев, Я.С. Яскевич, Ю.Ю. Гафарова и др., под обшей ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. - Мн.: «ТетраСистемс», 2002, с. 236
2.4. Действующее международное право. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С.-М.: изд. «МНИМП», 1997г.
2.5. Рассказов Л. П. Упоров И. В. Естественные права человека. СПб.: Лексикон, 2001.
[1]Иваненко В.А., Иваненко B.C. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. с 23
[2] Конституционное право зарубежных стран. Т. 1. Из-во. БЕК. Москва. 1993 стр. 104
[3]Права человека: Учебное пособие / А.Д. Гусев, Я.С. Яскевич, Ю.Ю. Гафарова и др., под обшей ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. - Мн.: «ТетраСистемс», 2002, с. 89
[4]Действующее международное право. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С.-М.: изд. «МНИМП», 1997г.
[5]Рассказов Л. П. Упоров И. В. Естественные права человека. СПб.: Лексикон, 2001. стр 42