Смекни!
smekni.com

Права и свободы человека в различные периоды развития Беларуси (стр. 2 из 4)

В Статуте 1588 года впервые в законодательной практике европейских стран была разграничена законодательная и исполнительная власть. Законы могли создаваться выборным исполнительным органом — Соймом, а великий князь их подписывал.

В ВКЛ по традиции, заложенной еще в Полоцком княжестве, действовал принцип, утверждающий, что представители всех слоев общества — высших и низших, независимо от национальной принадлежности, объявлялись полноправными гражданами.

Великое княжество Литовское было полиэтнической страной — белорусы, балты, украинцы, поляки, евреи, татары.

В Великом Княжестве Литовском реально соблюдалось право на свободу мыслей и вероисповеданий. Поэтому в белорусской истории вплоть до XIX века не встречаются случаи осуждения на смертную казнь за вольнодумство, атеизм, а также проявление религиозного фанатизма. Напротив, здесь находили убежище и защиту диссиденты из соседних стран.

Законодательство ВКЛ отражало права и свободы различных слоев населения. И поскольку Статут 1588 года явился памятником права феодального периода, то он, естественно, отразил все его противоречия. Равенство всех перед законом сосуществовало рядом с сохранением привилегий высшего шляхетного сословия, которое выполняло руководящую и организующую роль в обществе. Несмотря на эти недостатки, Статут оказал значительное влияние на развитие права во всей Европе. На его основе была составлена первая в Европе конституция — Конституция Речи Посполитой 1791года.

В 1569 году в результате подписания Люблинской унии было создано новое конфедеративное государство — Речь Посполитая, куда вошли Великое Княжество Литовское и Королевство Польское. Создание конфедерации было нацелено на укрепление обороноспособности двух стран, на сохранение их независимости, которой угрожала агрессивность со стороны московского государства. Достаточно сказать, что только за период с 1500 по1564годы Московское княжество совершило более тридцати вооруженных нападений на Беларусь. В это же время, по большей части согласованно с нападением войск Московии, на Беларусь совершали свои опустошительные набеги и орды крымских татар. По хронологии они припадают на такие годы:1497, 1500, 1502, 1503, 1505, 1506, 1521, 1523, 1527, 1529, 1538, 1539.

Государственное объединение ВКЛ и Польши создало предпосылки и для церковной унии. Как известно, главной религией ВКЛ было православие, а Польского королевства — католицизм. В 1596 году была заключена Берестейская уния, которая открыла путь для объединения двух конфессий в одну религию, получившую название униатской. В конце XVIII века униатами были уже 75% населения Речи Посполитой. В1839 году российские власти Унию ликвидировали и стали насаждать среди белорусов православие. В настоящее время в Беларуси восстановлена униатская конфессия, и она имеет хорошие перспективы для своего развития.

С помощью крымских мусульман православные московские князья пытались вернуть «свою» православную «вотчину», на которую в действительности не имели никакого законного права. Московское княжество не было правопреемником княжества Полоцкого, поскольку во времена Полоцкой державы Московское княжество вообще не существовало. Однако некоторые российские политики и исследователи и сегодня заявляют о своих правах на православную «вотчину» в Беларуси и готовы спасать ее от римско-католической веры и обуржуазившейся Европы.

Летописи зафиксировали сообщения о бесчисленных нарушениях абсолютно всех прав жителей белорусского края, их полонах, опустошительных грабежах, разорении и сожжении не только деревень и мелких поселений, но и таких городов, как Берестье, Каменец, Бобруйск, Слуцк, Туров, Крево и его замок, Клецк, Новогрудок, Друцк, Витебск, Чечерск, Кричев, Полоцк, Мозырь, Речица и др.

Московия вела войну по существу на уничтожение белорусов, на ликвидацию их элементарного права — права на жизнь и с 1654 по 1667 годы. За эти 16 лет были разрушены и разорены целые города и регионы. Сотни тысяч белорусов—мужчин, женщин и детей—были пленены и вывезены в Московию. Оккупация и насилие привели к возникновению в Беларуси освободительного движения против поработителей, к борьбе за право на независимое существование белорусского народа.

Эта война Московского княжества с «братским славянским народом» стоила Беларуси 1 800 000 человеческих жизней. Погиб каждый второй житель края. После этой бойни, которую благословили российские церковные иерархи, Великое Княжество Литовское как держава уже не смогло подняться. Российская империя начала «осваивать» «вотчины». Это было началом трехвековой оккупации и колонизации Северо-Западного края, подавления прав и свобод белорусов.

XVIII столетие принесет белорусам новые тяжелые испытания. Огнем и мечом будут подавляться нередкие бунты и народные волнения против насилия и грабежа со стороны российских поработителей. Особой жестокостью в этом подавлении отличился русский князь Александр Суворов.

В конце XVIII века для Беларуси наступили еще более сложные и трагические события и времена, свидетельствующие о тотальном подавлении прав и свобод граждан со стороны Российской империи. В1772 году происходит первый разбойный раздел Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией, в результате которого от Беларуси была отторгнута и включена в состав России ее восточная часть. В 1793 году — второй раздел Речи Посполитой и захват Россией центральной части Беларуси. В 1795 году — третий раздел Речи Посполитой и захват Россией западной части Беларуси.

Свои разбойные действия по отношению к Беларуси Российская империя проявит еще неоднократно. Еще будет разгон Учредительного съезда Белорусской Народной Республики (1918), расчленение Беларуси по так называемому Рижскому договору (1921), «добровольное» создание ССРБ (1919) и т.д.


II. Права и свободы белорусов в Российской империи

В конце XVIII века Беларусь была насильственно присоединена к Российской империи и стала ее провинцией — «Северо-Западным краем». Однако в этой огромной и богатой природными ресурсами стране так и не были созданы условия для дальнейшей жизни людей. Народ здесь всегда находился в рабской зависимости от власти, работал много и тяжело, а жил уныло и убого.

Белорусы после «добровольно вхождения их страны в состав Российской империи» потеряли право на самоопределение и самоидентификацию, право на свободное экономическое, политическое духовное и интеллектуальное развитие, а следовательно, право на свою государственность и достойную жизнь.

В Российской империи белорусы были лишены той правовой защищенности, которую они имели со времен Великого Княжества Литовского. Ибо, в этой стране в этой стране традиционно в общественном сознании и на практике человек и его права имели второстепенное значение и были подчинены интересам правящего класса и государства.

На интеллектуальное развитие, ценностные ориентации и духовную жизнь в целом стран Запада, как известно, оказала весьма благотворное жизнеутверждающее влияние Реформация, положившая начало духовному обновлению Европы и открывшая тем самым всему человечеству «дверь» в Новое время. Главное достижение Реформации состояло в том, что она коренным образом изменила существовавшие прежде отношения между обществом и религией, предназначение последней в нем. Доминирующим в обществе было признано светское начало.

Реформация изменила представления человека на его отношения с Богом. Если раньше утверждалась изначальная зависимость человека от божественных сил, то отныне та же формула приобрела прямо противоположный смысл. Стало подчеркиваться, что поскольку человек создан по образу и подобию божьему, то, следовательно, в каждого отдельного индивида заложена «искра божия», которая сопряжена с разумной свободой и творчеством. Свобода была признана естественным правом каждого человека, которая заканчивалась там, где начиналась свобода другого индивида. Государству отводилась роль регулятора отношений между свободными индивидами.

Новая философия существования человека, предложенная Реформацией, изменила способы жизнедеятельности свободных людей. Родился новый западный человек, нацеленный на самоутверждение, созидание и возвышение. Этот человек в ходе буржуазных революций, охвативших в XVII — XVIIIвеках Нидерланды, Англию, Францию, разорвал узы родовой, патриархальной общины, разрушил оковы феодального способа производства и утвердил новый общественный порядок. Новый человек взял на себя ответственность за свое материальное и духовное благополучие.

Изменилась роль в обществе и коллективных экономических, политических, культурных иных объединений. Их цель состояла не в том, чтобы любыми способами и средствами подчинить своему влиянию и своим правилам отдельного члена, к чему изначально стремились коммунитаристы. Общности стали, прежде всего, охранять, защищать и поощрять право каждого человека на свободу во всех его проявлениях.

В России же, не прошедшей реформацию, еще целые столетия сохранялись коммунитаристские представления о сути и предназначении человека в этом мире. В зависимости от пожеланий власти он всецело зависел то от Бога, то от государства. Забота человека о собственном самоутверждении, материальном и духовном благе не поощрялась, а наоборот, ограничивалась и осуждалась. Индивиду предписывалось ориентироваться в первую очередь на некую социальную тотальность — общину, коллектив, государство, общество. Все это суть противоположный либерализму взгляд на индивида и его роль в обществе. Отсюда и другой, патерналистский способ жизнедеятельности человека, иная психология — рабская, иной менталитет людей и иные социальные результаты.

В самодержавной России права и свободы человека распространялись только на отдельные сословия. Абсолютистская форма правления, сословный строй предопределили социальное неравенство в правах и обязанностях различных категорий населения. Большинство рядовых граждан были лишены даже элементарных прав и свобод. В России целые столетия господствовал принцип — права и свободы только для власть имущих.