Права и обязанности каждого сословия закреплялись в правовых документах. В 1722 году первый российский император Петр I принял Табель о рангах, где были определены ранги и титулы всех сословий — дворян, духовенства, крестьян, купечества, мещан. Самыми широкими правами и свободами в России пользовались дворяне. Они имели право на занятие государственных должностей, право на создание дворянских обществ.
Сословия соответствующим образом титуловались. В Табели о рангах в российском обществе выделялось четырнадцать классов. Лица первых двух классов титуловались «Ваше высокопревосходительство», третьего и четвертого — «Ваше превосходительство», пятого класса — «Ваше высокородие», от девятого до четырнадцатого — «Ваше благородие».
Крестьяне в России были лишены каких бы то ни было прав и свобод, их называли рабами. Столетия сохранялось крепостное право. Крестьяне не имели права жаловаться на своего помещика, за это они ссылались. Крестьяне продавались, избивались и убивались. Такое положение крестьян существовало до отмены в 1861 году крепостного права.
В России широко применялись телесные наказания — битье розгами, плетью, кнутом. Беглым сибирским поселенцам брили головы. Телесным наказаниям не подвергались дворяне, духовные особы и купцы первой и второй гильдий. Только в 1863 году были отменены телесные наказания для женщин, было ограничено применение розг.
Существовало неравенство граждан перед судом, неравенство женщин с мужчинами. Без согласия мужа жена, например, не могла наниматься на работу, женщины не имели избирательного права, не допускались в адвокатуру. Запрещалось создавать организации, общества, товарищества. В России не было свободы слова, печати и т.д.
Во второй половине XVIII в российском обществе усиливается влияние идеологии западноевропейского и формирующегося русского просветительства. Идеи свободы, прав человека, всеобщего равенства и справедливости, выдвинутые буржуазными революциями, стали распространяться передовыми мыслителями в России — писателями, историками, юристами (А. Н. Радищев, С. Е. Десницкий, Н. И. Новиков, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и др.). Это заставляет российское государство предпринимать определенные действия в области прав и свобод человека. Российская императрица Екатерина II (1729--1796) изучает французскую «Декларацию прав человека и гражданина». Она стремится демонстрировать свою приверженность идеям великих западноевропейских просветителей.
В 1767 году Екатерина II написала «Наказ» для депутатов, в котором нашли отражение некоторые идеи о правах и свободах человека, равенстве и вольности граждан [2].Однако «Наказ» не получил широкой поддержки в правящих кругах России, которые не желали отказываться от своих привилегий. Вскоре этот документ был вовсе запрещен. Да и сам русский народ — безграмотный, задавленный крепостным правом и самодержавием, безгранично веривший в «доброго царя», не был готов к восприятию идей свободы и прав человека.
Правовое, экономическое и политическое положение белорусов в составе Российской империи было еще более тяжелым, чем простого русского народа. Сотни белорусских деревень были переданы в собственность российским помещикам и чиновникам, тысячи свободных белорусов оказались в крепостнической зависимости от российских угнетателей. Российские самодержцы проводили политику, направленную на полную ликвидацию национальной самобытности белорусов. Для полного замирения захваченных западных земель, указывала Екатерина II, необходимы три вещи: 1) русский чиновник, 2) русская школа и 3) православная вера.
Революционный переворот в России в 1917 году, осуществленный лидерами большевистской, социал-демократической партии во главе с В. И. Лениным. Не внес радикальных изменений в правовое и политическое положение, как граждан России, так и граждан Беларуси. Провозглашенные большевиками принципы демократии, прав и свобод человека по своей сути расходились с марксистской концепцией. Оценивая этот переворот, современные российские исследователи подчеркивают, что социалистический режим, установленный после Великой Октябрьской революции, исторически явился шагом назад, поскольку он отверг главные демократические ценности — индивидуальную свободу, права человека, частную собственность и т.д.
В реальности всеобщим правилом социализма стало полное подавление индивидуальности человека, его творчества, отрицание его права на свободу его мыслей и действий. Любые отклонения человека от партийных установок и норм классифицировались как «чуждые социалистическому образу жизни». Преследование и запрещение, какого бы то ни было инакомыслия индивида, было характерно для всего периода социалистического развития всех республик, входящих в состав бывшего Советского Союза.
В СССР был взят курс на построение атеистического общества, а следовательно, лишения их права на свободу мысли, совести и религии. В 20-е годы начинают проводиться мероприятия по уничтожению любых форм проявления религии: закрываются и конфисковываются молитвенные дома всех конфессий, подвергаются преследованию священнослужители (ксендзы, пасторы, раввины, муллы) и сами верующие, запрещается деятельность религиозных еврейских школ. В 30-е годы практически все религиозные организации были уничтожены.
Однако религия не умирает, она «уходит» в подполье. Источники того времени свидетельствуют, что, несмотря на жесткое противостояние государства и религии, определенная часть всех республик СССР продолжала придерживаться религиозных верований. Польское, еврейское, латышское, татарское, литовское население активно посещало службы, выполняло религиозные обряды. Во многих республиках действовали так же подпольные религиозные школы, молитвенные дома.
Между тем формально политическое руководство Союза признавало многие права и свободы человека, в особенности социально-экономические. Они были включены в полном объеме во все конституции СССР — 1924, 1936 и 1977 годов. В Конституции СССР 1977 года подчеркивалось, что советское государство в соответствии с коммунистическим идеалом — «свободное развитие каждого есть свободное развитие всех» — ставит своей целью расширение реальных возможностей для развития и применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности. Конституция и советские законы провозглашали и гарантировали гражданам СССР всю полноту социально-экономических, политических и личных прав и свобод. Социалистический строй должен был обеспечить расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития. Однако права и свободы, официально провозглашенные советскими конституциями, явились декорацией. Она скрывала массовые политические репрессии коммунистического тоталитарного политического режима, направленные на пресечение любых попыток со стороны граждан на осуществление своего права на свободу мысли, права на свободу действий, права на достойное существование.
III. Права и свободы человека в условиях коммунистическогототалитаризма в БССР
В БССР, как и в бывшем СССР в целом, становление тоталитарного коммунистического режима связано с управлением после 1922 года (когда в среде крупнейшей оппозиционной большевикам партии эсеров были проведены массовые аресты) политического и идеологического монополизма. Коммунистическая партия превратилась в единственную и господствующую политическую силу, установившую тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни. Идейно-теоретическую основу ее деятельности составила марксистско-ленинская идеология, ставшая одновременно официальной идеологией всего общества.
После захвата политической власти большевиками была установлена тотальная цензура, ограничивающая свободу слова и распространение информации. Борьбой с инакомыслием, к которому относили любое несогласие с официальным курсом партии, занимались спецслужбы, имеющие для этой цели специальный политический розыск. В 30-е годы эта борьба приобрела массовый характер, инакомыслие каралось как контрреволюционная деятельность и каралось смертью. Приговор мог быть вынесен даже с помощью внесудебных органов — «троек», «двоек», трибуналов, коллегий. Ликвидировались не только политические оппозиционеры, но и духовенство. Свобода совести рассматривалась как свобода ведения атеистической пропаганды среди населения.
Уже в первой половине 30-х годов произошло фактическое огосударствление всех общественных организаций. Разрешалась деятельность только тех, которые в своих уставах предусматривали оказание помощи партии и государству в строительстве социализма. Руководители крупных общественных объединений подбирались и назначались партийными органами и входили в партийно-государственный номенклатурный список.
Граждане БССР не имели возможности свободно изменить свое место жительства. В1932 году был введен институт прописки, который действует до сих пор. Абсолютное большинство жителей республики не имели возможности свободного выезда в другие страны.
Тоталитарная коммунистическая система предусматривала «расцвет и сближение» всех наций, формирование на этой основе «новой исторической общности» — советского народа. Белорусское партийное руководство в решении этой задачи опережало все союзные республики. Результаты этого эксперимента удручающие: сформировался «новый советский человек», характеризующийся историческим беспамятством и почти полным безразличием к судьбе своей нации и своего государства.