К концу XIX в. коми стали понемногу нанимать на заводы; русские рабочие часто брали жен из коми селений. В заводских поселках господствовал русский язык, временные рабочие-коми коми-невесты быстро забывали коми язык (Котов, Рогачев, Шабаев, 1996). Постепенно семьи рабочих вообще стали считать себя русскими.
Еще раньше русское население появилось в нижнем и среднем течении Печоры (на рубеже XV и XVI вв. основали Пустозерский острог, в 1544 г. - Усть-Цилемскую слободу). На рубеже XVII-XVIII вв. туда усиленно мигрировало русское население (беглые старообрядцы) из северо-западной и центральной России. Основаны новые поселения по глухим притокам Печоры.
Русское городское население стало формироваться с конца XVIII в., когда указом Екатерины II Усть-Сысольск получил статус города. Горожане составляли незначительную часть населения, русских горожан было мало. Хотя делопроизводство и торговля в городе велись на русском языке; образ жизни мало отличался от окрестных сельских поселений. На Европейском Севере России все города были русскими, коми город Усть-Сысольск был исключением (Коми вчера и сегодня, 1991) Даже в начале ХХ в. русские составляли лишь 9,1% горожан. Русские не сформировали городской культуры.
Период принудительных миграций (с 1930-х).
Коми край стал объектом промышленного освоения: ведутся геологоразведочные работы, строятся производства на базе природных сырьевых ресурсов. Промышленное освоение края в основном ведется силами заключенных и спецпереселенцев (7 крупных исправительно-трудовых лагерей, специализировавшихся на лесоразработках, угле- и нефтедобыче, железнодорожном строительстве). Общее число заключенных – ок. 100 тыс. чел. Общее число ссыльных > 50 тыс. чел. (в основном раскулаченные). Среди живших в спецпоселках 64,3% составляли русские.
С 1930-х гг. в Коми формируются постоянные кадры лесной промышленности путем оргнабора в других регионах России. В 1939 г. население республики выросло в 1,6 раза (по сравнению с 1926) и составило 319 тыс. чел. Доля коми сократилась с 92,2% до 72,5%, а русских возросла до 22%. Численность горожан выросла втрое; доля коми среди горожан упала с 92% до 62%.
В военные и послевоенные годы интенсивно развивалась экономика (резко возросла потребность в печорских углях и ухтинской нефти); сооружена Северная железная дорога Котлас - Воркута. Дан мощный импульс внешней миграции и урбанизации. В 1939 - 1959 гг. население Коми возросло в 2,5 раза (до 815 тыс. чел.). Меняется состав горожан: коми 14%, русских 60%.
«Годы застоя». Население растет, но не столь интенсивно (1979 г. - 1,1 млн., 1989 г. – 1,2 млн.), в основном за счет внешней миграции (русских). Доля русских растет: 1959 г. - 48%, 1979 г. - 57%, 1989 г. - 58%. Урбанизация (10 городов и 47 ПГТ), доля горожан 76%, почти все русские. Сельские русские - это жители лесных поселков (нетрадиционных поселений), по культурным ориентациям ближе к горожанам.
С конца 80-х гг. - глубокий структурный кризис экономики Севера России; промышленное производство в Коми в 1990-1995 гг. сократилось на 40% (в России – на 50%) (Социально-экономическое…, 1996). Новые экономические условия потребовали реструктуризации производства в Печорском угольном бассейне и в нефтегазовом комплексе республики (закртыие нерентабельных шахт, ликвидация целых поселков).
Современность: население северных городов - заложники реформ, миграция горожан (в основном русских) в другие регионы. Этническая ситуация в республике изменилась не сильно, и не изменится в будущем. 80% миграционной убыли населения приходится на города Крайнего Севера (подавляющее большинство русских) (Штрихи этнополитического…, 1994). Сейчас русские доминируют на севере и в городах, коми – на юге и в селах.
Демографические процессы русского населения.
До начала 1970-х рождаемость у русских в Коми уменьшалась, затем медленно росла до конца 1980-х, сейчас интенсивно снижается (на 10% ниже, чем у коми). Снижается возраст матери при рождении первого ребенка. В основном рожают женщины 20-24 лет. Смертность была стабильна, с 1970-х медленно увеличивается. Естественный прирост русских неуклонно сокращается (в 1959 - 1979 гг. уменьшился в 1,5 раза).
У всех жителей Коми в последние 20 лет поменялись установки на число детей в семье. На селе (где живут коми) семьи всегда более многодетны. Средняя семья в Республике Коми имеет 2 детей (в городах – 1).
Половозрастной состав русских.
Соотношение мужчин/женщин длительное время неблагоприятно: 100 : 96 у русских, 100 : 124 у коми. Диспропорция полов в возрастных группах: мужчины преобладают в возрасте моложе трудоспособного (т.к. рождается больше мальчиков) и в трудоспособном возрасте 20-29 и 30-39 лет (т.к. в потоке внешних мигрантов больше мужчин). Средний возраст русских 28,4 года, коми 33,7 лет.
Трудовой потенциал русских уменьшился (уменьшение группы населения трудоспособного возраста с 64,5% (1979) до 60% (1989). Среди русских мужчин меньше женатых, чем у остальных национальностей, больше разведенных и одиноких.
Социально-профессиональная структура русского населения.
Особенности социально-профессиональной структуры во многом определяют этнокультурные ориентации и другие формы внепроизводственной деятельности. Русские составляют большинство работников промышленности Коми (рабочие разной квалификации) и специалистов новых промышленных предприятий (по нефтедобыче, геологоразведке, строительству и машиностроению). Коми главным образом заняты в сельском и лесном хозяйстве.
Образовательный уровень коми и русских существенно не отличается, у коми растет быстрее. У русских более значительна доля лиц трудоспособного возраста - у них больше возможностей обеспечить себе существование. Сильная разница в оплате труда: зарплата растет в северных городах (русских), падает в селах (коми) (Вячеславов, Ковалев, Шабаев, 1997). В селах втрое выше уровень безработицы, чем в городах; в результате уровень доходов коми вдесятеро меньше русских. Резкая дифференциация доходов влечет рост недовольства титульного этноса.
Этническая и гражданская идентичность русских.
Этническое сознание - итог воздействия социально-экономических и культурных факторов; в его ориентациях, предпочтениях и стереотипах отражается стиль жизни народа, представление о национальной принадлежности. Показателем степени самоидентификации русских в республике служит отношение к самому понятию «национальность». 73% русских в Коми считают, что национальность дана человеку с рождения, ею надо гордиться; 25% русских считают, что понятие национальности давно устарело и не имеет смысла в сегодняшнем мире (Бызова, 1996).
Русские гораздо сильнее интегрированы в собственный этнос, чем другие этнические группы населения республики. У русских чувство общности и этнической солидарности выше, чем у коми (полное отсутствие связей со своим народом декларируют 9% русских и 12% коми); открыто заявляют о своей национальной принадлежности 73% русских и 60% коми. Очень много людей с двойной идентичностью (русский-коми) из-за тесных межэтнических контактов на личностном уровне и высокой доли межнациональных браков (Жеребцов, 2003).
Авто- и гетеростереотипы составляют значимую часть традиционных алгоритмов мышления, поведения и деятельности человека. Исследование «Я-образа» важно для понимания этнического образа этносов. Самооценка русских выше, чем коми; на взгляд всех жителей Коми, "типичный русский" более добросердечен, отзывчив, альтруистичен, коммуникативен и активен, "типичный коми" малообщителен, недостаточно уверен в себе, склонен к подчинению (Бызова, 1996).
Представление русских о собственном этносе позитивно; обобщенный социальный портрет весьма привлекателен (по самооценке русских, это народ жизнерадостный, упорный, уважающий чужие обычаи, культурный, упрямый и трудолюбивый; такой же портрет сложился в общественном сознании коми, сельские коми подчеркивают хозяйственность, трудолюбие, культурность русских, городские –жизнерадостность и уважение к окружающим) (Тишков, 1993).
И русские, и коми высоко оценивают роль русского народа в истории и культурном развитии России и Республики Коми; причем большинство русских и коми (по 40%) считают, что русские и коми являются единым, неделимым населением республики и вместе играют ведущую роль в жизни республики. Это опровергает миф о том, что русские якобы являются носителями «имперского сознания и идеологии».
Проблема гражданства и суверенитета оценивается в Коми по-разному, 50% населения Коми вовсе к ней безразлична. После принятия Декларации о государственном суверенитете Коми ССР (29 августа 1990 г.) изменений в регионе не произошло (так считают 22% русских), либо стало хуже (22% русских), либо лучше (6% русских).
Межэтнические контакты.
Межэтнические контакты влияют на социально-политический и культурный климат республики. Для русских характерен тип «национального диалога» (выраженная самоидентификация при отсутствии этнических предубеждений, этносоциальная открытость) (Штрихи этнополитического…, 1994). Межэтнические контакты проявляются в дружеском и родственном общении, национально-смешанных браков как микросреде интенсивной межэтнической интеграции и естественной ассимиляции.
Доля межнациональных браков в Коми выше, чем в целом по стране – 1/3 браков (во-первых, это историческая традиция; во-вторых, этнические культуры близки друг другу), особенно на селе (Жеребцов, Рогачев, 1985). Чаще всего это русско-украинские браки (жена – русская) и коми-русские (жена – коми) браки; динамика таких браков зависит от численности этнических групп и диспропорции полов. Наоборот, этническая структура браков влияет на национальный состав республики (в смешанных семьях дети чаще выбирают национальность по отцу).