Смекни!
smekni.com

Этническое взаимодействие русских с северными народами (на примере народа коми) (стр. 5 из 5)

При межличностных взаимодействиях (выборе друзей, знакомых) фактор национальности не имеет никакого значения для 82% русских. В Республике Коми нет национальной напряженности и межнациональных конфликтов. При общей положительной оценке межнационального взаимодействия, между коми и русскими существует скрытое межнациональное противостояние, прежде всего конфликт общественных настроений: большая доля коми ожидает стремления русских к культурной адаптации, а русские не хотят осваивать язык и культуру коми.

Национальные предубеждения ослабевают с возрастом (по мере взросления радикально настроенных подростков) и по интеграции, «врастания» мигрантов в местный социум. Сейчас в городах и селах действуют национально-культурные объединения коми, создаются коми классы в школах, повышается интерес к коми культуре. Для большинства жителей не имеет значения национальность руководителя (даже Главы Республики).

Этнокультурные ориентации.

Важно выяснить, насколько люди информированы об истории и культуре своего этноса, интересуются ли они историей и традиционными обычаями своего народа. Опрос 1996 г. показал, что в Республики Коми интересуются историей своего народа 76,3% русских и 71,8% коми; в общих чертах знают и стараются соблюдать свои народные обычаи 56,7% и 58,3%; очень хорошо знают и всегда соблюдают традиции 28,3% и 27,4% коми; не знают своих обычаев и не требуют этого от детей 11,3% и 10,7% русских и коми соответственно.

Чем лучше и больше человек знает об обычаях, традициях и языке другого народа, тем реже формируются негативные этностереотипы. Интересуются коми культурой 56,2% русских. О собственных правозащитных организациях (русских и коми национальных общинах) знают лишь 7 –10% жителей; в Коми нет национальных конфликтов, нет необходимости их улаживать.

За введение коми языка в качестве обязательного предмета в школах высказываются 15,4% русских и 34,9% коми. Все жители предпочитают русский язык, охватывающий все сферы общения; предпочитают русские песни (современные эстрадные); русскую прозу и поэзию.

Заключение

Особенности формирования населения Республики Коми определили его этнодемографическую и социально-профессиональную структуру. Русские гораздо сильнее интегрированы в собственный этнос, имеют более сильное чувство этнической солидарности, чем коми. Для русского народа характерна национально-диалогической направленность в межэтнических отношениях (этносоциальная открытость). Несмотря на положительный климат межэтнических отношений в Республике Коми, наблюдается скрытое противостояние русских и коми, выражающееся в общественных настроениях населения. В целом население Коми края ориентировано на интернациональную, профессиональную и современную формы культуры.

До начала 30-х гг. население Коми края было практически однонациональным и росло за сет естественного прироста. Развитие горнодобывающей и лесной промышленности в 1920-х гг. потребовало привлечения в малонаселенную область дополнительных трудовых ресурсов. Был выбран традиционный для советской системы путь привлечения труда ссыльных (спецпоселенцев) и заключенных. Коми АССР стала основным местом расположения лагерей. "Лагерное прошлое" до сих пор отражается на всех сторонах жизни республики.

После войны усиливается поток прибывших на северные стройки по оргнабору, в результате внешней миграции доля населения коми в республике резко сократилась. В настоящее время их мене ¼ жителей. Их мало в северных промышленных районах (2,2 - 11,5%), зато много в южных сельских. В столице г.Сыктывкаре 1/3 коми.

Численность коми в ХХ в. возросла в 2,5 раз (с 153,6 тыс. до 344,5 тыс. чел.). Доля городского населения возросла у коми с 1,5% до 50% (хотя доля коми среди горожан всего 15%). Для РК характерны интенсивные процессы урбанизации, 70% жителей республики – горожане. Индустриализация изменила социально-профессиональную структуру коми. В промышленности занято 21,7%, строительстве, связи, на транспорте - 20,2%, в сельском хозяйстве - 16,7%, в образовании, науке, культуре и искусстве - 14,8% коми. Среди местных русских выше доля занятых в промышленности (32,2%), и ниже - в сельском хозяйстве (3,2%) (Коми земля…, 1995).http://old.iea.ras.ru/Russian/publications/applied/67.html - 7#7

Среда обитания большинства жителей Коми (русских) генетически не связана с традиционной (сельской) культурой коми. Причем коми-горожане оказались в русской среде; тем самым создались предпосылки для забывания родного языка и традиций и в конечном итоге привело к ассимиляции.

Национальное самосознание коми стабильно (разрушается только у коми-горожан). Коми проявляют национальную лояльность (гордятся своей национальностью только 30%). У коми-горожан наблюдается явный дефицит национальной идентичности (лишь 22% ощущают себя настоящими коми, 18% чувствуют себя русскими, 31% ощущает двойную идентичность; 24% считают себя «просто россиянами»). Последние два определения относятся к маргинальному, «размытому» самосознанию.

Список литературы

Архив Русского географического общества. Ф. 2, оп. 1, д. 19, л. 24-25.

Бутырева Г.В., Конюхов А.К., Марков В.П. Республика Коми: национальный аспект стратегии развития //Республика Коми: эконом. стратегия вхождения в ХХI век. Сыктывкар, 1996. С. 82-83.

Бызова В.М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания. Автореферат докт. диссертации. С.-Петербург, 1996.

Вячеславов В., Ковалев В., Шабаев Ю., Ярошенко С. Бремя и время кризиса. Республика Коми осенью 1996 года. (По материалам социологического опроса) //Вестник Государственного Совета Республики Коми. 1997. N 1. С. 25.

Горская Н. А. Историческая демография России эпохи феодализма. М.: Наука, 1994. С. 22-40.

Жеребцов И.Л. // Мат-лы IV конф. «Материальная и духовная культура населения

Европейского Севера России в XIX-XX вв.», Яренск, 2003.

Жеребцов И.Л., Рогачев М.Б. Этнодемо-графическая ситуация в Коми крае (конец XIX в. - 1980-е гг.)// Научные доклады КНЦ УрО РАН.- Вып.326.- Сыктывкар, 1993. С.23-24.

Жеребцов Л.Н., Рогачев М.Б. Межнациональные браки в городах Коми АССР в 30-70-е годы ХХ в. //Вопросы этнографии народа коми. Сыктывкар,1985. С. 51-60.

История Коми 1981, С. 258

Кабузан В. М. Народы России в I пол. XIX в. Численность и этнический состав. М,1992. С. 4-16.

Кабузан В. М. Народы России в XVIII в. Численность и этнический состав. М.: Наука, 1990. С. 9.

Коми вчера и сегодня. Статистический сборник. Сыктывкар, 1991. С. 5-6.

Коми земля в цифрах. Статистический сборник. Сыктывкар, 1995. С. 54.

Котов О.В., Рогачев М.Б., Шабаев Ю.П. Современные коми. Екатеринбург, 1996. С.15.

Рогачев М.Б., Цой А.В. Усть-Сысольск. Страницы истории. Сыктывкар, 1989. С. 9.

Социально-экономическое положение Республики Коми в 1996 году. Сыктывкар, 1997. С. 25.

Тишков В.А. Стратегия и механизмы национальной политики //Национальная политика в Российской Федерации. М., 1993. С. 60.

Шабаев Ю.П. Современное этническое развитие народов коми (коми-пермяков и коми-зырян)// Congressus septimus internationalis feuno-ugristarum. Sessiones sec. Vol.4B. Debrecen, 1990.

Штрихи этнополитического развития Республики Коми. Очерки. Документы. Т.1. М., 1994