«Газпромавиа» для своего владельца - организация затратная, и, как уже говорилось, главная ее цель - удовлетворение потребности отрасли в авиационных видах услуг, и только потом, если это удастся, получение прибыли. Именно это отличает компанию от всех других российских перевозчиков. Впрочем, «Газпромавиа» отнюдь не возбраняется заниматься и коммерческими перевозками, но, конечно же, не в ущерб основной деятельности.
Помимо московской базы, компания будет создавать собственные филиалы в местах, где проводятся наибольшие объемы работ: например, в Надыме,Югорске (аэропорт Советский), возможно, в Ухте и Самаре. В других газодобывающих регионах она откроет свои представительства.
Московское управление ФАС считает «Газпромавиа» компанией весьма надежной и перспективной. Уже сегодня она одна из крупнейших в регионе после Домодедовского производственного объединения и «Внуковских авиалиний». По мнению В. И. Заболотного, о перспективности «Газпромавиа» свидетельствует и то, что создается она не на пустом месте, а на хорошей базе, создается для удовлетворения потребностей целой отрасли народного хозяйства - значит, всерьез и надолго. Со своей стороны, как заверил Владимир Иванович, управление оказывает и будет оказывать «Газпромавиа» всяческую помощь в процессе ее окончательного становления. В прошлом году объем пассажирских перевозок всех авиационных структур «Газпрома» увеличился по сравнению с годом позапрошлым в два раза и составил около 500 тысяч человек. При этом самый существенный вклад сделала компания «Газпромавиа». Кому-то эта цифра может показаться не столь уж большой. Но не будем забывать, что зги полмиллиона пассажиров были на две трети перевезены не магистральными самолетами, а вертолетами. Именно так доставляются вахтовые бригады на буровые и обратно. За прошлый год авиация газовой отрасли перевезла 25,5 тысяч тонн груза. Причем, и здесь четыре пятых - вертолетами. Определенный рост этих показателей намечается и в текущем году. Опять-таки львиную долю перевозок выполняет «Газпромавиа».
Следует также сказать несколько слов о современном состоянии региональных авиапредприятий Для региональных авиаперевозчиков сложившееся положение в Гражданской авиации является удручающим, но не безнадежным. С одной стороны, обладая авиапарком, средний возраст самолетов которого колеблется от 10 до 20 лет, региональные авиакомпании по уровню обслуживания значительно начинают уступать своим столичным и иностранным конкурентам. С другой же, имея несколько другой, нежели в Москве, уровень цен, периферийным авиаперевозчикам удалось настолько снизить цены на авиабилеты, что они стали составлять конкуренцию не только столичным авиакомпаниям, но и железнодорожному и автомобильному транспорту. Такая же ситуация сложилась на рынке грузо- и почтоперевозок Это выразилось хотя бы в том, что отправить письмо сегодня дешевле и надежней не обыкновенной, а авиапочтой.
Подобный рост независимых и не контролируемых государством авиакомпаний вызвал обоснованные опасения наземных служб по поводу безопасности полетов. Практика показывает, что в погоне за сиюминутной выгодой в ряде авиакомпаний нередко прибегают к порочным «методам», несовместимым не только с обеспечением безопасности полетов, но и здравым смыслом. Например, когда решение вопроса экономии топлива отдается на откуп коммерсантам- заказчикам чартерных рейсов. Они же в погоне за прибылью стараются загрузить борт своим товаром больше заявленной нормы, не исключая тем самым превышения допустимой массы воздушного судна. Или путем материального стимулирования экипажа добиваются сокращения заправки топливом до рискованно минимального количества. И все это- в ущерб обеспечению безопасности полета. Между тем есть ряд резервов экономии топлива и ресурса авиатехники, реализация которых тесно связана с продуманными, хорошо просчитанными действиями при соблюдении безопасности полетов.
Первая задача при обеспечении безопасности полетов заключается в том, чтобы и количество заправленного топлива, и загрузка авиалайнера были всегда оптимальными. В связи с более худшими метеоусловиями полеты в восточном направлении, в частности, рейсы Москва- Хабаровск и далее до Японии, выгоднее выполнять по более южным воздушным трассам (через Енисейск,Киренск, Братск), а с востока на запад- по более северным маршрутам (через Мирный, Якутск, Норильск).
Предложение, направленное на достижение значительной экономии времени полета со всеми вытекающими отсюда выгодами, выдвинул ряд эксплуататоров воздушного транспорта, и в первую очередь руководители подразделения самолетов Ил-76 в АО «Аэрофлот - Российские международные авиалинии». Оно заключается в том, чтобы максимально использовать силу попутного ветра на высоте полета. Для этого надо составить расписание рейса таким образом, чтобы лететь, совершая необходимые промежуточные посадки для разгрузки и получения очередного коммерческого груза, все время с попутным ветром в восточном направлении[21] до возвращения в пункт вылета. В результате получится облет вокруг Земли. К сожалению, это предложение все еще не реализовано в полной мере, потому что пока не удается организовать одностороннюю коммерческую загрузку на каждый этап следования воздушных судов в восточном направлении вокруг Земного шара. Имеются и другие возможности повышения экономической эффективности каждого рейса. Одну из подобных возможностей открывает внедрение в районах магистральных аэропортов гражданской авиации автоматизированной системы управления воздушным движением (АС УВД). После краткого анализа подобных методов рядом специалистов выдвигается предположение о том, что при повышении квалификации персонала и внедрение новых систем и способов навигации и навигационного оборудования авиакомпаниям даже в кратчайшие сроки удастся повысить экономию средств при должном обеспечении безопасности полетов.
Говоря о научно-техническом прогрессе в Гражданской авиации России следует отметить тот факт, что отечественные авиастроители создали своеобразную авиационную цивилизацию, которая активно питала своими идеями мировой технический прогресс. Ведь нигде в мире, за исключением США, не было столько научно-исследовательских центров, институтов, конструкторских бюро, заводов, разрабатывающих и производящих все виды авиационной и космической техники и технологии, причем самого высокого качества. Уникальный опыт в военном авиастроении привел к необычайным успехам и в авиации гражданской. Разработки, обкатанные на боевых самолетах и вертолетах, внедряются затем на пассажирских[22]. Именно такой принцип помог создать Ил-96М, Ту204,«Руслана»(Ан124), «Мрию»(Ан225). К примеру, «Руслан»- это единственный самолет, равного которому в США не будет до 2010 года. Разумеется, у отечественных авиаконструкторов всегда были и есть «узкие» места. Особенно зримо они стали просматриваться в последнее десятилетие (может, чуть раньше), когда, скажем, в сфере мирового гражданского авиастроения на первый план выдвинулись такие факторы, как комфортность и, главное, -экономичность. Монопольность производителя и монопольность Аэрофлота на внутреннем рынке сыграли с нами злую шутку авиастроители не очень стремились к сокращению топливных затрат, эксплуатанты на комфорт обращали внимание в самую последнюю очередь. Эти недостатки устранить вполне по силам нашей авиационной промышленности, с ее могучим интеллектуальным потенциалом, научной базой, производственными возможностями.
Основная проблема российских авиапроизводителей заключается в инвестициях, отсутствие которых привела практически полному сворачиванию производства на Ульяновском, Казанском, Воронежском, Саратовском, Самарском, Пермском предприятиях. Все это говорит о том, что должна быть государственная программа авиастроения. Необходимость в этом наглядно демонстрирует нам французский опыт. Там в структуре авиационной промышленности - мощный государственный сектор, который и определяет всю политику. Управляют отраслью около десяти тысяч человек. Это не только чиновники, но и крупные представительства во всех авиационных фирмах. Оттого французская авиатехника и удерживает состояние высокого полета. Мы же из состояния ведущей авиадержавы уверенным курсом снижаемся до импорта в страну иностранных самолетов. Во многих российских авиакомпаниях этот процесс идет по возрастающей. Пусть количество купленных за рубежом самолетов едва превышает пока один десяток. Коварство малых чисел здесь очевидно: любая дорога начинается с первого шага, и эти шаги авиастроители воспринимают с чувством глубокой тревоги, ибо речь здесь идет о самом существовании целой отрасли, которой Россия (СССР) всегда обоснованно гордились. Не может не вызывать тревоги тот факт, что рабочие крупнейших авиазаводов Ульяновска, Уфы, Самары, Саратова, Казани, Омска, Перми бастуют из-за того, что нет работы, а авиакомпании покупают аналогичные машины за рубежом. Ту-204, Ил-96М, Як-42 соответствуют необходимым требованиям безопасности, комфорта, но они стали вроде бы изгоями в собственной стране. Хотя правительством и была принята программа поддержания отечественного авиастроения, но конкретных действий с его стороны до сих пор, к сожалению, не было принято. Такое положение вещей вынуждает крупнейшие авиакомпании страны, как, например, уже упомянутый «Аэрофлот- Российские международные авиалинии», производить частные инвестиции в российские авиастроительные предприятия, но несовершенство налоговой системы и исходная дороговизна производства вынуждает их в последнее время производить полное сворачивание подобных программ по причине отсутствия необходимых свободных средств. По причине того же налогового законодательства цены на отечественные и иностранные самолеты одинакового класса резко отличаются, но не в пользу российского авиапрома, хотя последние модификации ИЛ96 (Ил96-300) и последние крупные разработки Туполевского КБ ТУ 334 и Ту204 могут обойтись отечественным авиакомпаниям дешевле зарубежных аналогов[23]. Не последнюю роль сыграла и предубежденность российских пассажиров, полностью уверенных в том, что Boeing737 или A310 намного лучше их российских аналогов, что вынуждает отечественных авиаперевозчиков для сохранения клиентуры и марки авиакомпании закупать иностранную авиатехнику.