- Науки о Земле: геологическое развитие запада США, используя геологические образцы из национальных парков Большой каньон, Зион, Брюс Каньон.
- Биологическая тема – Экология Йеллоустонского национального парка (9 класс).
- Изучение индейцев анасази от 600 до 1400 лет нашей эры (5 класс).
- Динозавры – детский сад.
- Социологическая тема – Игры, в которые играют дети коренных американцев (3 класс).
В Российской Федерации традиционной формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия, являются государственные природные заповедники. Российские заповедники создавались исключительно для природы. Интересы природы поставлены во главу угла и любой природоохранник мира подтвердит, что это несомненное благо. Главная, первая цель создания заповедников - сохранение природных комплексов, обеспечение их естественного развития и слежение за динамикой этих процессов. Сеть заповедников, сформированная по географическому принципу, представляет природу практически всех регионов России, заповедные земли и природные ресурсы полностью и навечно изъяты из хозяйственного использования. История заповедного дела показывает, что далеко не всегда эти декларируемые принципы столь уж неуклонно реализовывались на практике. Но в целом, установленный законодательно режим охраны позволял и пока еще позволяет заповедникам выполнять свою главную задачу. Если ранее был декларирован полный запрет, теперь даешь полную свободу действий! Позавчера приоритет был только за наукой, вчера мы ее забываем и занимаемся только охраной, а сегодня мы готовы забыть все и броситься со всем жаром нашей души только на просвещение и экотуризм! Есть сложившееся законодательство, многолетние традиции. Да, долгие годы заповедники были практически единственной формой ООПТ, эффективно работающей в нашей стране и в силу этого ряд заповедников принял на себя казалось бы не свойственные им функции национальных парков и, что самое удивительное, достаточно успешно с ними справлялся. Поэтому сегодня мы обсуждаем проблему “ООПТ и экотуризм” не только в узком кругу специалистов национальных парков, но и тех заповедников, которые имеют в этой работе некоторый (а например Тебердинский, “Столбы” - значительный!) опыт. Однако, задачи системы заповедников были и должны оставаться иными, чем у национальных парков. В то же время, нужно признать что волею судьбы отдельные заповедники сегодня работают в режиме близким к национальным паркам (но наверное не российским, а американским!). Возможно наступят времена, когда можно будет не боясь потерять реально и хорошо охраняемую сегодня природную территорию - скажем так, Н-ского заповедника, присвоить ему, соответствующее его режиму, имя - национальный парк, не передавая его в лесное ведомство, не навешивая ему планов по заготовке древесины и т.д. Сегодня это только мечта.
Система государственных заповедников как эталонов ненарушенных природных территорий является предметом заслуженной гордости отечественной науки, природоохранного движения. Сеть заповедников создавалась в течение восьми десятилетий. На 31 декабря 1999 г. в Российской Федерации насчитывалось 99 государственных природных заповедников общей площадью 33,257 млн. га, в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) – 26,678 млн. га, что составляет 1,56% всей территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик, 5 краев, 35 областей, Еврейской автономной области, 7 автономных округов Российской Федерации.
В соответствии с законодательством государственные природные заповедники имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений. Из 99 государственных природных заповедников на 31 декабря 1998 г. 93 находилось в непосредственном ведении и управлении Госкомэкологии России, 4 – в системе Российской академии наук, 1 – Минобразования России, 1 – Рослесхоза. В 1999 г. создан новый государственный природный заповедник Госкомэкологии России, территория двух заповедников расширена.
Система российских государственных природных заповедников признана в мире. Из российских заповедников 22 имеют международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 8 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 11 – под юрисдикцией Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарской конвенции), 4 (Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и "Костомукшский") имеют дипломы Совета Европы, 3 ("Костомукшский", "Даурский", "Ханкайский") входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий. Что касается системы заповедников. Каждый заповедник, несмотря на общие цели и задачи, индивидуален. Различны истории их создания, традиции, социально-экономические условия в регионе, степень освоенности окружающей природы и т.д. и т.п. Все эти особенности отражены в индивидуальных положениях. Но, должно быть ясно одно, что сохранение в заповедной системе значительных территорий с первозданной, дикой природой - истинное российское достижение и мы не имеем право его утратить.
Поэтому для развития экотуризма в заповедниках требуются специфические туроператоры, понимающие задачи заповедников и не ставящие себе главной целью извлечение прибыли. Операторы, которые, с одной стороны, представляли бы интересы заповедников в "большом" мире, а с другой - гарантировали бы соблюдение клиентами правил экотуризма. Такими операторами и стали вышеупомянутые фонд "Дерсу Узала" и Центр экологических путешествий, созданные в 1997 - 1998 годах. Обе организации имеют статус некоммерческих - что в целом соответствует действительности, несмотря на их туроператорскую деятельность: они сознательно ограничивают свою прибыль, стараясь оставить побольше денег заповедникам и сотрудничающим с ними местным жителям. Обе были созданы при активном содействии тогдашнего управления заповедного дела Госкомэкологии РФ и сотрудничают с международными неправительственными организациями - прежде всего со Всемирным фондом дикой природы (WWF), для которого поддержка охраняемых природных территорий во всем мире одна из главных задач. /6/
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, объектов природного и культурного наследия. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, они имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Различают следующие основные категории указанных территорий:
– государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
– национальные парки;
– природные парки;
– государственные природные заказники;
– памятники природы;
– дендрологические парки и ботанические сады;
– лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства и др.).
Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. /6/
В России немногочисленные пока примеры серьезной эколого-туристской работы в нескольких регионах России. Три из них можно представить как "модельные".
Во-первых, в границах Московской агломерации с населением более 10 млн. чел. Существует и эффективно работает национальный парк "Лосиный остров". Здесь действуют три экологических тропы, музей, детский эколого-просветительский центр и многое другое. Сотрудникам парка удается сохранить менее чем в 20 км. от Московского кремля поселение бобров, здесь встречается российский эндемик выхухоль, внесенный в Красную книгу МСОП. Очевидно, этот парк представляет собой уникальный, но и весьма поучительный пример.
Во-вторых, на побережье озера Байкал совместно с немецкими партнерами создается эколого-туристский кемпинг, проект которого возник в результате детальных работ по ландшафтному планированию. Предусмотрены использование экологичных строительных материалов и энергоисточников, утилизация отходов, использование экологически чистых продуктов, производимыми местными фермерами, ме6ры по защите ценным прибрежных биотопов и многое другое. В соответствии с бизнес-планом возмещение инвестиций возможно в течении 6-7 лет, ожидаемая рентабельность составляет примерно 18%. Этот тщательно спланированный кемпинг представляет собой убедительную альтернативу имеющим здесь место нерегулируемому и экологически весьма опасному развитию автомобильного туризма, беспорядочному строительству временных лагерей отдыха и т.д.
В-третьих, в национальном парке "Водлозерский", расположенным на стыке Карелии и Архангельской области, создана и успешно развивается не только эколого-туристских маршрутов, но и система экологического просвещения. Звеньями этой единой цепи являются специальная гостиница в Петрозаводске, включающая экологический просветительный центр, туристская база круглогодичного действия уже на территории парка, а также летний детский лагерь и еще одна база для туристов, лесные приюты и 80 оборудованных стоянок также на территории парка. Администрация парка продуктивно сотрудничает с международными экологическими организациями и образовательными центрами.