Смекни!
smekni.com

Особенности пути развития России (стр. 3 из 4)

Мобилизационный тип развития, сложившийся в России, спо­собствовал формированию специфических экономических, соци­альных и политических механизмов. Важнейший из них — усиле­ние руководящей роли государства и центральной власти. Прави­тельство, ставя цели по развитию общества и решая его проблемы, брало на себя инициативу, систематически используя меры принужде­ния, контроля, регламентации, подавления инакомыслия. Государство активно вмешивалось в экономические процессы, осуществляло рег­ламентацию хозяйственной жизни, предопределяло течение социальных процессов, что требовало максимальной централизации управления. Из политических функций наиболее четко проявляли себя военная, карательно-охранительная и религиозная.

Крайняя слабость индивидуального крестьянского хозяйства в условиях Восточно-Европейской равнины была компенсирована по­мощью общины на протяжении почти всей тысячелетней истории рус­ской государственности. Крестьянское хозяйство как производитель­ная ячейка так и не смогло порвать с общиной, оказывавшей важную производственную помощь в критические моменты. Ограниченный объем совокупного прибавочного продукта в конечном счете созда­вал основу для развития общества со слабо выраженным процессом разделения труда.

Под влиянием природно-географических факторов в феодаль­ную эпоху формировалось крепостное право как особая форма организации общества. К середине XVII в. все основные сословия России в той или иной форме несли службу: бояре и дворяне — государственную и военную, духовенство обеспечивало утверждение государственной идеологии, передачу духовно-нравственных ценно­стей, сохранение традиций. Посадские люди и государственные кре­стьяне выполняли феодальные повинности, помещичьи крестьяне нес­ли тягло в пользу своего владельца. Казачество обладало наиболь­шими вольностями: получало продовольствие, вооружение и не пла­тило подати, но находилось в условиях постоянной военной опасно­сти, защищая границы страны.

Утверждение крепостного права позволило решать сразу несколько задач. Прикрепление крестьян к земле являлось реакцией на нехват­ку рабочих рук. Неслучайно процесс утверждения крепостного права активизировался в период жесткого социально-экономического кри­зиса в конце XVI в., когда в результате произвола опричнины (1565 — 1572 гг.) и поражения России в Ливонской войне (1558 — 1583 гг.) крестьяне устремились на окраины, спасаясь от непосиль­ных налогов и тяжелейшей эксплуатации. Бегство податных сосло­вий усугубляло экономическую ситуацию, привело к запустению це­лых регионов и вынудило верхушку общества ограничить право пе­рехода крестьян, а затем, проведя перепись тяглого населения, ввести сроки сыска беглых. В ситуации постоянной нехватки трудовых ре­сурсов противодействие бегству стало одной из важнейших задач государственной власти.

Земля, населенная зависимыми крестьянами, была важнейшей фор­мой компенсации служилому сословию — дворянству, ключевые функции которого сводились к несению государственной и военной службы. Решить проблему создания наемной армии в условиях обще­ства с низким совокупным прибавочным продуктом было невозможно, а постоянная военная угроза вынуждала к этому. Русская армия фор­мировалась по сословному принципу вплоть до эпохи буржуазных реформ: сначала на основе дворянского ополчения, затем — рекрут­ских наборов.

Очевидно, что крепостное право в России не сводилось только к отношениям феодала и зависимого крестьянина, а охватывало обще­ство в целом. Население страны разделялось на две взаимосвязанные социальные группы. Одна из них — боярство и дворянство — обес­печивала военные и организационные функции, без которых было невозможно выживание общества в целом, другая — феодально-зави­симое население, создавала материальные ценности, позволяющие го­сударству и высшему сословию успешно существовать. Верхи и низы были связаны обязанностями в отношении государства, которое пер­сонифицировалось в личности монарха. Ни одно сословие не могло выжить в одиночку. Русские философы со времен славянофилов под-

12

черкивали солидарный, соборный характер российского общества, который разрушался, по мере того как представители высших классов выходили из системы взаимозависимости (по манифесту о вольности дворянства 1785 г.), по-прежнему требуя повиновения от феодаль­ных низов. Со второй половины XVIII в. начался кризис феодально-крепостнической системы России.

Характерной особенностью российской государственности по­мимо жесткого политического режима власти является необычай­но сильное развитие ее хозяйственно-экономической функции. Государственная машина была вынуждена форсировать процесс об­щественного разделения труда, и прежде всего отделение промыш­ленности от земледелия, ибо традиционные черты средневекового рос­сийского общества — это исключительно земледельческий характер производства, отсутствие аграрного перенаселения, слабое развитие производства, постоянная нехватка рабочих рук в земледелии экстен­сивного типа и в области потенциального промышленного развития. Русское государство активно участвовало в создании так называ­емых всеобщих условий производства: строительстве пограничных крепостей-городов, грандиозных оборонительных сооружений в виде засечных полос, крупных металлургических комплексов, каналов, су-хопутных трактов, заводов, фабрик, верфей, портовых сооружений. Без принудительного труда сотен тысяч государственных и помещи­чьих крестьян, без постоянных переселений в те или иные районы страны мастеров-металлургов, оружейников, каменщиков, купцов и т. п., без особого обширного государственного сектора экономики совер­шить это было бы просто невозможно. Следует подчеркнуть, что в условиях России, в частности из-за ее огромной территории, успешное функционирование многих отраслей экономики без руководящей роли государства было бы недостижимо.

Низкодоходность российского общества проявила себя в эпоху развития капитализма. Его отличали такие черты, как: чрезвычайно высокая концентрация производства; быстрые темпы монополизации; нехватка капитала, зависимость от иностранных инвестиций; активное вмешательство государства в экономику, слабое развитие частной соб­ственности; низкий уровень технической оснащенности, обусловлен­ный избытком рабочей силы; неразработанное социальное законода­тельство, низкая заработная плата, преобладание неквалифицирован­ного труда в производстве; многоукладный характер экономики. Все эти факторы тормозили развитие позитивных сторон капитализма — конкуренции и высоких темпов научно-технического прогресса, де­мократии правового государства и гражданского общества.

На рубеже XIX — XX вв. стала очевидной невозможность даль­нейшего развития государства в сложившихся социально-экономиче­ских условиях. Верхушка общества не обеспечивала решения насущ­ных социально-экономических задач, в первую очередь широкого ин­дустриального строительства, решения аграрного вопроса, развития

грамотности. Изучение программ политических партий, сложивших­ся в России после революции 1905 — 1907 гг., однозначно показыва­ет, что важность проблем, стоящих перед страной, осознавалась все­ми политическими силами страны. Не было согласия относительно источников дальнейшего развития. Реформы С. Ю. Витте продемон­стрировали ограниченность возможностей государства по стимулиро­ванию экономического роста, тогда как к конфискациоппым вариан­там решения общество не было готово. Первая мировая война обо­стрила противоречия внутри общества, что привело к революции. Са­модержавная монархия оказалась неспособна объединить его для до­стижения новых рубежей в развитии.

В послереволюционный период руководство Советского государ­ства, преодолев Гражданскую войну (1918— 1920гг.) и обеспе­чив восстановление разрушенной экономики в годы нэпа (1921 — 1929 гг.), должно было решить проблемы, унаследованные от царско­го правительства. Обострение международной обстановки в начале 1930-х гг., укрепление фашистского режима в Европе, нарастание угрозы мировой войны и перспективы политической изоляции страны способствовали началу нового мобилизационного периода в России. В условиях военной опасности Советское правительство оказалось перед лицом жесткой необходимости быстрого развития промышлен­ности, концентрации всех ресурсов и подавления оппозиции. В это время сформировался режим сталинизма, который успешно реализо­вал стоящие перед страной задачи за счет усиления эксплуатации населения и привлечения неоплачиваемого труда во всех его формах (трудового энтузиазма, комсомольских строек, стахановского движе­ния, принудительного труда заключенных). Несмотря на тяжелые издержки, средства производства, созданные в 1930 — 1950-е гг., обеспечили высочайшие темпы роста советской экономики, что позво­лило достигнуть статуса великой державы, обеспечить современное вооружение, выйти в космос, поддержать стратегический паритете США, а также повысить уровень жизни населения.

Доминирующая роль государства в идеологии, культуре, науке, политической и экономической жизни привела к отрицанию исключи­тельного влияния географического фактора на российский историче­ский процесс. В советское время вся мощь пропаганды была направ­лена на прославление созидательных возможностей общества, всеси­лие человеческого труда, энтузиазма народа и его руководящей си­лы — коммунистической партии. Географический детерминизм совет­ской исторической наукой критиковался и отвергался как буржуаз­ный предрассудок. Этому способствовала социально-экономическая специфика общества. Поскольку экономика была нерыночной, насе­ление отвыкло давать вещам денежные характеристики. Особенно­сти эпохи были таковы, что экономические решения обосновывались потребностями государства, а не соображениями рентабельности и эффективности. Электричество, коммунальные услуги, горюче-смазоч-