Около 11 тыс. лет назад, человек появляется в районе Варангер-фьорда, на самом севере Скандинавии, покрытой тогда, как считается, мощным ледниковым щитом. Причем искусство этих мест оказалось древнее наскальных росписей Южной Скандинавии и Дании. На скалах Центральной Карелии и Беломорья тоже обнаружились многочисленные петроглифы. Их возраст - около 11-10 тыс. лет назад тоже надо как-то увязать с представлениями о наступлении льдов стадии сальпаусселькя.
Много чего в Арктике не найдено. Раз там был ледник, то становится незачем что-либо искать. Медленно надвигавшийся и отодвигавшийся гипотетический ледник, по существу, сковывал картину человеческой истории.
Мамонты
Становлению палеолитических культур Арктики и Субарктики, по всей видимости, благоприятствовала великолепная мясная добыча. Однако около 11 тыс. лет назад, в силу невыясненных обстоятельств, катастрофически исчезают мамонты и другие крупные травоядные животные. Они обнаруживаются теперь в виде целых кладбищ. Восточное побережье Ледовитого океана даже называют "мамонтовым берегом" из-за колоссальных запасов костей мамонтов. Только в начале ХХ века на рынок Якутска ежегодно поступало до 24 тонн мамонтовой кости. Трупы многих мамонтов оказались так глубоко и быстро погребенными в вечномерзлых грунтах, что сохранились до наших дней почти совершенно неразложившимися. Животные погибли столь внезапно, что в их зубах сохранилась непережеванные травы и цветы. Еще Кювье указывал, что если бы мамонты не замерзли тот час после того, как были убиты, гниение разложило бы их, это неоспоримо свидетельствует о внезапности катастрофы. "Стало быть, один и тот же процесс и погубил их и оледенил страну, в которой они жили. Это событие произошло внезапно, моментально, без всякой постепенности..." - утверждал Кювье (Кювье, 1937, с. 82).
Кювье первым из исследователей XIX ст., стал говорить об "оледенении" и попытался привлечь биологи¬ческие доказательства существования этой, по его мнению, последней катастрофы на Земле. Концепция оледенения имеет, таким образом, в своей основе биологическую природу. Парадоксально, но современные биологи привязывают к ней свои построения как к чисто геологической, забывая о ее изначальной биологической сути. За биологами следуют археологи и историки.
Гений Кювье состоит скорее в том, что он сформулировал концепцию образования вечной мерзлоты. Мгновенно-замерзшие породы составили не оледенение, а вечную мерзлоту, слои которой хранят прекрасно сохранившимися растительными и животными останки тропического происхождения. Все, что в других местах можно найти в виде окаменелостей, тут представлено в свежемороженом виде. Подобный эффект мог быть достигнут только при мгновенном понижении температуры.
Древний человек в высокогорьях
Древние следы человека встречаются на высотах, подчас недостижимых для нашего современника без специальной тренировки. В 1958 г. на Восточном Памире, невдалеке от границы с Китаем, археологом В.А. Рановым (1977) на высоте 4100 м была обнаружена стоянка Ошхона в верховьях реки Маркансу (в переводе "долина смерти"). Сейчас в этих местах распространена необыкновенно суровая даже для Восточного Памира холодная пустыня с почти полным отсутствием растительности. Осадков выпадает, по-видимому, еще меньше, чем в котловине озера Каракуль, примерно в 40 километрах к юго-востоку, где их среднегодовое количество составляет наименьшую на всем пространстве бывшего СССР величину - 60 мм. Кислорода из-за высоты почти вполовину меньше, чем на равнине. Свирепые ветры несут пыль и песок, крутят песчаные вихри, даже летом по ночам постоянны заморозки. И при этом не найдено никаких следов жилых землянок. Даже многочисленные пятна от очагов не имели каменных ограждений. Может быть тогда, в послеледниковый период, здесь не было столь сильных ветров?
Почему же люди так легко одолевали столь большие высоты и высокие широты? Или эти слишком холодные для нас места были вполне доступны им, владевшими особыми энергиями - в частности, волшебной силой куандалиня? Даже сейчас таких людей можно встретить среди народов Тибета. Они могут зимовать в одиночку в снегах без огня, одежды и мучений от холода. Некоторые излучают такой жар, что чуть ли не мгновенно высушивают промокшую и замерзшую одежду. А быть может, сами находки не располагались тогда на столь труднодостижимых отметках? Может, вздымание высоких громад могло происходить не за миллионы лет, а гораздо быстрее - быть может, "в один день и бедственную ночь"? Но, скорее всего эти высокогорные находки располагались ненамного выше уровня океана, который был тогда существенно выше.
Мифы народов
Ни у одного из народов мира нет мифа об оледенении. Зато у всех народов, даже у саам, есть сказания о потопе. Практически все народы Земли, имеющие традицию эпического фольклора хранят память о гигантском всемирном наводнении. Этнологи обнаружили среди народностей мира более двухсот легенд о потопе, сюжеты которых поразительно схожи в деталях и мало чем отличаются от библейского варианта. При этом древние понимали значение гор в их судьбе. Из них выводили свои истоки и проявляли чувство обожания высоких громад.
Не подобное ли чувство почитания высоких вершин заставляло древних египтян создавать искусственные горы - пирамиды? Как и их мексиканские двойники, считал Элизе Реклю (1908), они могли сооружаться, например, в память спасения на вершинах от крупного наводнения или потопа. Парадигма потопа великолепно разъясняет таинственную приуроченность цивилизаций к главным горным поясам – Альпийско-Гимлайскому, Андийскому, Африкано-Эфиопскому.
Политическая природа ледниковой концепции
Большинство ученых ХУ-ХУШ вв. строго придерживались концепции потопа. Среди них были отец стратиграфии Стенон, Ньютон, Ломоносов, Кювье. В начале Х1Х века на передний край геологической науки выходит ученая группа, придерживающаяся различный социалистических революционных идей того времени. Большинство из них не были естествоиспытателями, а скорее любителями: Букланд (теолог), Бюфффон (юрист), Лайель (юрист). Чарльза Лайеля в 1830—1833 годах опубликовал "Основы геологии" в трех томах, в которой показал, что Земля изменялась медленно и постепенно в течение миллионов лет в результате процессов, которые происходят и сегодня. За теорией Лайеля стояло не просто желание представить с чисто научной точки зрения новую теорию истории Земли. Целью его было показать возможность альтернативного объяснения происхождения жизни без обращения к Библии. Для создания такой теории политических причин было столько же, сколько и научных (Маклин, Окленд, Маклин, 1991).
Лайель был членом антимонархической группы юристов и парламентариев, сторонников свержения английской монархии. Так как предполагалось, что суверенная власть дана королю от Бога, то если бы можно было доказать неточность утверждений Библии, в особенности в отношении ключевого события — Потопа, то была бы разрушена сама философская основа монархической власти. В своем 100-страничном вступлении Лайель блестяще доказывал мифологичность повествования о Всемирном Потопе. Действием естественных сил эрозии и влиянием вулканических процессов, происходивших в течение миллионов лет, он легко объяснил геологические характеристики Земли.
Лайель дал необходимый масштаб времени Дарвину для создания теории естественного отбора. На основе дарвиновской теории возник ряд новых гуманистических философий, проникнутых идеей прогресса, которые на деле оказались самыми кровожадными мифами ХХ века. Маркс, например, неоднократно утверждал, что теория Дарвина - "естественнонаучная основа понимания исторической борьбы классов". Маркс был настолько захвачен теорией эволюции, что посвятил Дарвину свою книгу "Капитал". Хорошо также известна эволюционная основа теорий сверхчеловека Ницше. В том же климате вырос Фрейд, развилось множество военно-империалистических доктрин.
Во второй половине ХХ века технологическая революция стимулировала дальнейшую экспансию идей "прогресса" и "развития". Материалисты-дарвинисты проследили всевозможные переходы от человекоподобных обезьян до современного человека. Те же переходы можно проследить с точностью наоборот. Тогда окажется, что сама обезьяна произошла от одичалого человека. И доказательств будет нисколько не меньше, чем у дарвинистов-материалистов.
Два мировоззрения
В сущности, существует две диаметрально противоположные модели истории плейстоцена – "оледенение" или "потоп". Между ними предложена масса перехода – о разносе валунов айсбергами, об ограниченных локальных потопах. Тем не менее, модель Всемирного Потопа более прямо объясняет геологические факты и нуждается в меньшем количестве вторичных допущений, чем униформистская модель. Она очень продуктивна для гидрологии и возносит ее в число лидирующих наук современности.
В зависимости от принимаемой нами гипотезы "оледенения" или "потопа" мы получаем также две диаметрально противоположные картины человеческой истории, две философия жизни и смысла. Если равнины охватывал ледник, то человек, безусловно, тропического происхождения, произошел от обезьяны, пришел сюда из Африки и эволюционирует, как сегодня трактует наука. Но если ледника не было, если равнины охватывал, потоп, то все было наоборот. Тогда человеческий род когда-то впал в дикость и уподобился обезьянам. И только высоко в горах открывались новые пути к его возвышениям. Тогда наиболее древние следы и знания человечества следует искать в высокогорьях, как об этом и свидетельствуют все священные предания и мифы человечества.