Смекни!
smekni.com

Права человека (стр. 7 из 12)

Однако мало провозгласить определенные права и свободы – главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. С одной стороны – общество, наконец, осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой – оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.

Данное трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником недовольства и протестов людей. Это значит, что следует различать теорию и практику прав человека.[24]

Права и свободы человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются в жизни. В президентском Послании Федеральному Собранию РФ 1995 года Б.Н.Ельцин отметил: «Нам удалось провозгласить многие права и свободы граждан. С гарантиями этих прав дела обстоят значительно хуже.25

В этот период Россия находилась в условиях разрушенной экономики и утерянных позиций на мировых рынках – она была вынуждена одновременно восстанавливать государственность и создавать новую для нее рыночную экономику. Защищать – в борьбе с международным терроризмом – целостность страны и отстаивать демократические завоевания народа.

В 2000 году Президентом РФ был избран В.В.Путин. Ежегодно обращаясь с Посланием к Федеральному Собранию, он говорит о результатах, которые были достигнуты в политической, экономической, социальной, культурной сферах жизни общества, ставит цели дальнейшего развития страны.

В Послании Федеральному Собранию в 2004 году В.В.Путин отметил: «Россия перешагнула непростой, но очень важный рубеж. И впервые за долгие годы стала политически и экономически стабильной страной, страной независимой – и в финансовом отношении, и в международных делах. Государство ставит перед собой цели – это высокий уровень жизни в стране, жизни безопасной, свободной и комфортной. Это - зрелая демократия и развитое гражданское общество. Это – укрепление позиций России в мире, а главное – значимый рост благосостояния граждан».

Сегодня словам мало кто верит, так как высокие идеи и суровая действительность расходятся.

Не секрет, что Россия в настоящее время далеко не на первом месте по уровню жизни, и ряд социально-экономических прав человека, входящих в международный стандарт, государство не может обеспечить.[26]

Если раньше права личности нарушались тоталитарным режимом, то сейчас они страдают от самой демократии. Власть сама злоупотребляет имеющимися у нее административными рычагами. Сплошь и рядом возникают ситуации, когда право есть, а блага нет, закон действует, а цели его не достигаются.

Не обеспечено право на жизнь, здоровье, безопасность (от рук преступников ежегодно погибает свыше тридцати тысяч человек, в несколько раз больше получают телесные повреждения, смертность превышает рождаемость, эколого-демографический кризис).

Население России сокращается на 700 тысяч в год. Все это сводит на нет указанные фундаментальные ценности. Под угрозой оказался генофонд нации.

В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ в 2006 году предложил: « отодвинуть в сторону политические амбиции и не распылять ресурсы, сосредоточиться на решении важнейшей для страны демографической проблеме».

Путин предложил программу стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка.

Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой и социальной поддержки молодой семьи.

Помимо этого, необходимо совместно с субъектами Федерации разработать программу по материальному стимулированию устройства на воспитание в семью сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таких детей, находящихся в детдомах около 200 тысяч. На самом деле – сирот гораздо больше.

Ослаблены гарантии социальных прав. Менее доступны для значительной части населения становятся высшее образование, медицинское обслуживание, отдых, жилье, лекарства, санаторное лечение.

В тяжелые годы реформ подавляющее большинство пенсионеров, фактически оказались за чертой бедности. Прежде всего из-за краха неприспособленной к рыночным условиям пенсионной системы.

Ситуация, сложившаяся сейчас с пенсиями немного лучше но, размер минимальной пенсии еще не достиг размера прожиточного минимума, установленного государством для этой демографической группы населения.

Не решен вопрос с «северными пенсиями». Не приняты меры по выводу из «тени» зарплат. Минимальный размер заработной платы (МРОТ) почти в два раза меньше размера прожиточного минимума, установленного для работающих граждан.

Именно поэтому принятая Россией Декларация прав и свобод человека и гражданина, несмотря на ее огромное моральное и общественное значение, воспринимается многими как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ. В нем права в основном лишь декларированы, а не гарантированы. Плохо работает закрепленный в Конституции тезис о том, что права человека являются «непосредственно действующими» (ст.18).

Ученые-правоведы обращают внимание: «Конституция - не литературное произведение, а строгий юридический документ. Его смысл не в том, чтобы до предела насытить текст красивыми фразами из международно-правовых актов о правах человека. Конституция должна опираться на традиции и реалии собственной страны, ее нормы, особенно если это касается прав человека, действительно призвана давать человеку возможность жить по меркам цивилизованного мира. Иначе вся правовая система будет оставаться ущербной и неполноценной».[27]

Русский дореволюционный юрист П.И. Новгородцев писал, что среди прав, которые обыкновенно помещаются в Декларациях, нет одного, которое по всем данным должно было бы найти место в символе веры современного правосознания: это – право на достойное существование.

Признание этого права имеет не только нравственное, но и юридическое значение.[28]

В наше время подобное право закреплено в соответствующих международных документах. В частности, во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года говорится: «Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для его самого и членов его семьи» (ст. 3); «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» (ст.25).

К сожалению, такое право в действующей Конституции РФ четко не обозначено. В ней лишь записано, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Из этого следует, что, указанные выше международные стандарты по данной важнейшей позиции не соблюдены. Причины: государство пока не в состоянии выполнить эти требования.

Но помимо необеспеченности и негарантированности прав они еще и грубо нарушаются как криминальными элементами, так и самой властью, ее представителями. Об этом, в частности, свидетельствует доклад, подготовленный Комиссией по правам человека при Президенте РФ «О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации за 2005 год.

В докладе приводится большой перечень таких нарушений в различных областях экономической, политической, социальной, исправительной системы, в деятельности силовых структур. Именно поэтому в Президентском Послании Федеральному Собранию в 2005 году ставится задача создания эффективной системы защиты человека от произвола самого государства: «Сама власть не должна злоупотреблять имеющимися у нее административными рычагами. И она обязана открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии.

«Государственная власть, - писал великий русский философ Иван Ильин – имеет свои пределы, обозначенные именно тем, что она есть власть, извне подходящая к человеку…. И все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться… Государство не может требовать от граждан веры, молитвы, доброты и убеждений. Оно не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество… Оно не должно вторгаться в нравственный, семейный и повседневный быт, и без крайней необходимости стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей».

И нам нужны такие правоохранительные органы, работой которых добропорядочный гражданин будет гордиться, а не переходить на другую сторону улицы при виде человека в погонах. Тем, кто ставит своей главной задачей собственную наживу, а не защиту закона – не место в правоохранительных структурах. И потому мотивация сотрудников этих органов должна быть, прежде всего, связана с качеством защиты прав и свобод граждан».

Не самым лучшим образом отразилась на правах человека «сплошная суверенизация», развернувшаяся в начале 90-х годов на всем пространстве бывшего СССР, а затем и в границах Российской Федерации. Фактически идея прав человека объективно оказалась как бы принесенной в жертву идее суверенитета. Суверенитеты укрепили свободу и независимость отдельных наций и народов, но они не всегда сопровождались адекватным упрочнением социально-правового статуса личности, соблюдением ее естественных и неотъемлемых прав. В результате положение индивида ухудшилось.