От ускоренной амортизации основных фондов и различных налоговых льгот американские фирмы имеют значительную выгоду. Так, в середине 80-х годов годовые потери бюджета от предоставления скидки с налога на прибыль в зависимости от затрат корпораций на новое оборудование составили 29,4 млрд дол., от ускоренной амортизации оборудования - 18,9 млрд. дол., от льготной налоговой ставки на первые 100 тыс. дол. прибыли - 7,6 млрд. дол., от отнесения расходов на НИОКР на текущие издержки и, соответственно, уменьшения подлежащего обложению налогом дохода - 3,1 млрд. дол., от скидки с налога на прибыль определенной величины прироста расходов на НИОКР - 1,7 млрд. дол., от отнесения к текущим расходам (издержкам) расходов на поисково-разведочные работы компаний добывающей промышленности - 1,2 млрд. дол., от скидки на истощение недр (из дохода компаний добывающей промышленности вычитался определенный процент стоимости добытого сырья, в результате чего уменьшался размер облагаемой налогом прибыли) - 1 млрд. дол.
Вместе с тем за 80-е годы во многих странах с рыночным хозяйством усилились сомнения в эффективности инвестиционных налоговых льгот. В опубликованном в 1987 г. исследовании, посвященном сопоставлению налоговых систем США, Японии и стран Западной Европы, констатируется не только повсеместное применение налоговых инвестиционных льгот, но и растущее разочарование их результатами. «Широко распространено мнение, - отмечается в исследовании, -что эти льготы вносят дисбаланс в распределение инвестиционных ресурсов, ставят в неравные условия отрасли и фирмы»3. Этот вывод базировался на результатах исследовании, в которых было показано, что использование инвестиционных налоговых льгот приводит к резким различиям в фактической прибыльности (т. е. после вычета налогов с учетом инвестиционных льгот) инвестиций в различные виды капитальных активов (включая оборудование). Кроме того, фактическая прибыльность инвестиций зависит и от особенностей амортизации стоимости различных видов оборудования и сооружении.
В результате фирмы при принятии инвестиционных решений вынуждены ориентироваться не столько на оценки возможной прибыли до вычета налогов и соотношения между этой прибылью и величиной инвестиций (а именно эти показатели, скорее всего, наиболее четко отражают уровень рыночной эффективности инвестиций), сколько на оценки прибыльности инвестиций с учетом особенностей налоговой системы страны.
По данным, приводимым бюджетным бюро Конгресса США, в начале 80-х годов фактические налоговые ставки на прибыль от инвестиций в различные виды оборудования колебались от 6,4 до 34,5%. Поскольку основные фонды каждой отрасли промышленности представляют собой специфический набор различных видов оборудования, зданий и сооружений, фактическая налоговая ставка на прибыль от инвестиций в различные отрасли промышленности также очень сильно колебалась (при том, что номинальная, предусмотренная законом ставка налогообложения прибыли была одинакова для компаний всех отраслей). Например, в 1985 г. в США фактическая налоговая ставка на прибыль от инвестиций колебалась от 13,8% в целлюлозно-бумажной до 31,9% в нефтеперерабатывающей промышленности.
В научных кругах США широко распространено мнение, что это снижает эффективность инвестиций. В частности, существовавшие значительные инвестиционные налоговые льготы стимулировали приток инвестиций в наиболее капиталоемкие и ресурсоемкие отрасли американской промышленности.
США – ведущая экономическая держава мира. Обладая менее 5% населения и 7% территории земного шара, они обеспечивают свыше 25% мирового ВВП и 15% международной торговли.
Последние годы оказались весьма благоприятными для экономики США. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1993-98 гг. составили 3,8%. За этот период в стране было создано более 18 млн. новых рабочих мест.
В 1998-99 гг. американская экономика продолжает динамично развиваться. Темпы прироста ВВП в 1998 г. составили 3,9%, а его общий объем в текущих ценах достиг 8,5 трлн.долл. За первое полугодие 1999 г. прирост ВВП составил около 4%. До рекордно низкого за последние 30 лет уровня снизились показатели инфляции – 1,6% в 1998 г. (2,4% за первое полугодие) и безработицы – 4,3%.
В то же время происходит сокращение объемов прибыли промкорпораций и расходов на переоснащение производства, что приводит к некоторому уменьшению показателя роста производительности труда – с 4,6% в 1997 г. до 2% в 1998 г.
Активно продолжается процесс слияний и поглощений. Масштабные сделки зафиксированы в финансовом секторе, сфере информационных технологий, автомобилестроении. Подписано крупнейшее в истории США соглашение о слиянии нефтяных компаний «Эксон» и «Мобил», оцениваемое в 81 млрд.долл.
По сравнению с внутренней экономикой внешнеэкономические связи США в большей степени оказались подвержены негативному влиянию мирового финансового кризиса. Сужение рынков сбыта американских товаров, падение обменных курсов инвалют (прежде всего азиатских) привели к усилению негативных тенденций в торговле. По данным минторга, в 1998 г. внешнеторговый оборот США составил 1589 млрд.долл. При этом экспорт сократился по сравнению с предыдущим годом на 1,3%, до 670 млрд.долл., а импорт увеличился на 4,7%, до 919 млрд.долл. В результате дефицит торгового баланса достиг 248,2 млрд.долл. (169,3 млрд.долл. в 1997 г.). В I кв. 1999 г. этот показатель уже составил 75,7 млрд.долл. и к концу 1999 г. мог превысить 300 млрд.долл. В наибольшей степени кризис отразился на американских производителях и экспортерах машин и оборудования, авиатехники, полупроводников, сельхозпродукции.
Внешняя политика. Сориентирована на обеспечение национальных интересов и удержание американского лидерства в мировой политике. Главная задача американской дипломатии – не допустить того, чтобы нестабильность в отдельных странах или регионах угрожала безопасности США и их союзников. В целях предотвращения и урегулирования кризисов предусматривается введение санкций против нарушителей признанных международных норм и избирательное применение всех имеющихся в распоряжении США ресурсов – от дипломатии до вооруженного вмешательства. При этом американская администрация готова идти на односторонние действия, использовать силовые методы в международных делах.
Основными средствами осуществления внешней политики служат упрочение связей с партнерами США, развитие с ними сотрудничества в сфере обороны и укрепление военно-политических союзов, поддержание тесных рабочих отношений с ведущими региональными державами, формирование на американских условиях нового мирового экономического порядка, активное участие в урегулировании региональных конфликтов.
Администрация исходит из того, что после распада СССР и окончания «холодной войны» США превратились в доминирующую мировую державу, призванную осуществлять лидерство в международных делах. В изменившихся условиях американская внешняя политика помимо решения традиционных проблем должна найти достойные ответы на новые вызовы – расползание ОМУ и средств его доставки, терроризм, этнические и религиозные конфликты, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, защита окружающей среды.
Приоритетными целями внешнеполитической деятельности США на данном этапе являются укрепление и расширение НАТО и установление стабильного партнерства между альянсом и Россией, упрочение военно-политического союза с Японией, стабилизация отношений с Китаем.
США активно развивают связи с государствами бывшего СССР. Усилия направлены на оказание выгодного для США воздействия на внутреннюю и внешнюю политику стран СНГ, их международную ориентацию. Ощутимо возросла в последнее время вовлеченность Вашингтона в урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве, прежде всего в Закавказье. Американцы прямо заявляют о «значительных коммерческих и стратегических интересах США», связанных с каспийской нефтью.
Важное место во внешнеполитической деятельности отводится обеспечению прочных позиций США в мировой экономике, продвижению торгово-экономических интересов американского бизнеса. Ставится задача расширения американского экспорта, прежде всего в два наиболее динамично развивающихся региона – Азию и Лат. Америку.
О сохраняющемся высоком уровне безработицы в странах Западной Европы и прогнозируемом его дальнейшем росте говорится достаточно много. Однако и в США глобализация не только не решает все социальные проблемы, но и создает новые, которые уже существуют сегодня и, видимо, будут углубляться в ближайшие годы, что потребует серьезных действий федеральных и местных органов власти. К числу таких проблем следует отнести растущую зависимость состояния рынка труда от конъюнктуры в странах-импортерах, особенности стратегии транснациональных корпораций в области занятости и оплаты труда, перемены во внутренней социальной политике.
Принятая в 1993 г. в США "Новая экспортная стратегия" напрямую увязывает создание новых рабочих мест в стране с развитием внешней торговли. Именно в стимулировании экспорта правительство видит средство поддержания высокого уровня занятости. Основной акцент делается на торговле высокотехнологичными товарами (традиционная для США поддержка производителей сельскохозяйственной продукции хотя и сохраняется, однако ее доля уже сокращена и, видимо, будет уменьшаться в дальнейшем).
Выбранная стратегия весьма эффективно осуществлялась вплоть до 1998 г. По оценкам специалистов, экономический рост 90-х годов на 1/3 был связан с экспортной экспансией.