Смекни!
smekni.com

Права человека и Курдистан (стр. 35 из 41)

Следующее противоречие, вытекающее из истории борьбы курдского народа – в случае полного отделения от суверенного государства встает вопрос о другом общепризнанном принципе – территориальной целостности.

Таким образом, изучив более детально лишь один аспект (право народов на самоопределение) на примере курдов можно подвести детей к осознанию противоречивости всей идеологии прав человека: во-первых, права человека, отраженные во Всеобщей декларации прав человека (а именно этот документ подробно изучается в курсе права), абсолютно минимальны, они не способствуют радикальному решению задач, встающих перед миром; во-вторых, идеология прав человека используется некоторыми странами Запада для вмешательства во внутренние дела других стран; в-третьих, идеология прав человека отрицает право на восстание против несправедливых режимов; в-четвертых, когда идет борьба за выживание нации, права человека могут и обождать (главное-род, семья, племя, кровные узы); в-пятых, под претензией доктрины «прав человека» на универсальный характер скрывается претензия на универсализм политической определенной модели.

Использование в процессе обучения контроверз, иных острых материалов по правам человека способствуют формированию у учащихся основ демократического миропонимания, развивает способность учитывать разнонаправленные суждения, точки зрения, позиции, спокойно, корректно относиться к ним. На возможность использования такого рода контроверз обратил внимание А.Ф.Никитин.[176]

Несмотря на указанные противоречия, было бы целесообразно обратить внимание детей на возможности решения проблемы дискриминации курдов и других меньшинств, стремящихся к самоопределению, ссылаясь на релевантные международные документы, где обозначены механизмы защиты основных прав.

Важно отметить, что современная эпоха решительно заявила о запрещении всех форм дискриминации – по полу, по цвету кожи во всех сферах человеческого бытия. В 1992 году в рамках Совета Европы была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, а на базе этой декларации в 1995 году была принята Конвенция Совета Европы по защите прав меньшинств. Важно обратить внимание еще и на документы, относящиеся к исламской концепции прав человека, в частности, на Арабскую Хартию о правах человека (1994), Исламскую декларацию прав человека. От стран, присоединившихся к данным документам или ратифицировавших их, требуется способствовать терпимости и диалогу между всеми людьми, независимо от их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности. Использование этого материала способствует формированию толерантности у детей, качества, являющегося одной из целей гражданского образования.

Таким образом, курс новейшей истории, при условии внесения в него корректив, способствует формированию целостного взгляда на систему прав человека. При этом целесообразно опираться на знания детей, полученные в курсе новой истории и права. Выдвижение единых аспектов в этих предметах позволяет увидеть динамику непосредственного воплощения идеи прав человека в истории.

Знания о правах человека, полученные в курсах новой и новейшей истории будут являться опорными для изучения соответствующих проблем в курсе истории России ХХ века (основываясь на концентрической системе обучения истории) и обществоведческих курсов («Введение в обществознание» или «Политика и право»). Особенно широко стремление к идеалам правового и демократического государств, к добру и справедливости можно рассматривать в контексте общественных движений в России. Особенно четко прослеживается стремление реализовать идею двух поколений прав человека в советское время в 70-е – 90-е гг. ХХ века.

Идеи демократического и правового государства с механизмами защиты прав человека широко декларировались в СССР, но на этот институт смотрели очень тенденциозно и подчиняли его идеям марксизма ( в реальности – псевдомарксизма ).

Но структура курса позволяет увидеть, что наиболее здравомыслящие люди, принадлежащие к интеллигенции боролись за реализацию положений Конституции 1977 года о гарантиях прав человека. Можно представить деятельность этих людей, как подвиг, как попытку научить советский народ мыслить рационально и уметь бороться за свои права. В частности, такой подвиг отражен в движении правозащитников (в любом учебнике упомянуто имя А.Д. Сахарова), идеи которых лишь спустя четверть века стали программными для политического либерализма конца ХХ – начала XXIв. в России, для формирования «нового мышления» демократической политики Президента СССР М.С. Горбачева и Президентов России Б.Н. Ельцина и В.В. Путина.

Большую пищу для размышлений дает история современной России, которая обозначена в Конституции как демократическое, правовое, социальное государство. Хотя проблемы современного российского общества формируют скептицизм по отношению к конституционным принципам, тем не менее задача истории выделять положительное, выявлять потенциал, на который можно опираться, и способствовать формированию личности, которая будет готова использовать имеющийся потенциал и расширять его.

Система политико-правовых знаний, отраженная в содержании исторического образования на первоначальных этапах становится базой для более полного усвоения этих понятий в специальных граждановедческих курсах (в разных школах такие курсы называются по-разному, но отражают фактически одинаковую проблематику). Для достижения наибольшего коэффициента познавательной составляющей личности целесообразно использовать уроки межпредметных связей (уроки анализа и синтеза), позволяющих закреплять и обобщать знания. Интегрированные уроки можно проводить в форме лекций, конференций, семинаров, игр. При поэтапном переходе от лекций к семинарам активно развиваются коллективные формы обучения: работа в группах. При этом надо стремиться к переходу от монологической речи членов группы к диалогу в группах, а затем – к диалогу между группами. Варианты интегрированных уроков приведены в Приложении.

В таблице 3 показано, каким образом опираясь на исторические знания можно закреплять правовые. В данной модели (разработана для 9 класса) учитываются разделы и темы, предлагаемые в имеющихся программах[177] и учебниках по истории[178] и обществознанию[179] (которые наиболее распространены в общеобразовательных школах), а также внесены элементы, позволяющие обновить содержание курса новейшей истории и права. В некоторых разделах исторические знания рассматриваются как опорные, т.к. их формирование приходится на первое полугодие, а правовые знания, вводимые в процесс обучения будут выступать средством закрепления.

Таблица 2

Модель интеграции политико-правового материала в содержание школьного исторического образования

Исторический курс Основные аспекты интеграции материала
Исторические знания (понятия, факты, даты), указанные в стандарте Способы деятельности

Ценности,

оценки

История первобытной эпохи «неолитическая революция», община, старейшина, вождь характеристика первых элементов народовластия, определение роли вождя Осознание того, что человек включается в систему связей, определяемых правами и обязанностями
История Древнего Востока восточная деспотия, фараон, рабы, государство, законы Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.), конфуцианская мораль Характеристика законов Хаммурапи, выделение элементов свободы, обозначенных в законах; выделение характерных черт конфуцианской морали Понимание значения моральных ценностей – мудрости, добродетели для положения в обществе. Осознание того, что религия и мораль определяла положение людей и несвобода воспринималась как естественное состояние
История Древней Греции и Древнего Рима Полис, демос, афинская демократия, народное собрание, политика, граждане, государственная власть, тирания, республика, империя Характеристика афинской демократии (равенство всех граждан, выборы представителей власти). Характеристика различных государственных форм – республика, империя (на примере Рима). Через содержание понятий демократия, республика, граждане осознается значение человеческой свободы в рамках системы отношений с обществом и государством, выстроенной на основе слияния этики и права
История средних веков(V – XVвв.) Сословие, феодализм, сословно-представительная монархия, парламент, Великая хартия вольностей, гуманизм Характеристика сословно-представительной монархии во Франции (XI – XV вв.); описание особенностей королевской власти в Англии и борьбы баронов против короля, характеристика Великой хартии вольностей; раскрытие особенностей процесса становления представительной формы правления на примере английского парламента (1265), французских Генеральных Штатов (1392); выделение основных черт зарождающегося гуманизма (Данте, Петрарка) Постепенное осознание ценности человеческой личности, ограничения ее от посягательств со стороны власти
История Нового времени (кон. XV– нач. XXвв.) Возрождение, гуманизм, абсолютизм, «Славная революция» (1688), конституционная монархия, гражданское общество, правовое государство, общественный договор, система разделения властей, Декларация прав человека и гражданина (1789г.); консерватизм, либерализм, конституционализм, модернизация Описание политического строя Англии в XVI - сер. XVIIвв.), установление конституционной монархии в Англии. Характеристика первых правовых актов о правах человека – Петиция о правах, HabeasCorpusAct, Билль о правах.Анализ основных идей представителей Просвещения – теория общественного договора, идеи правового государства, теория разделения властей.Определение особенностей влияния идей Просвещения на политические события во Франции и США – характеристика Декларации Марата (1789), Билля о правах в США (1791).Характеристика общественных движений в Европе – диалог и конфронтация идеологий консерватизма и либерализма. Сравнение монархий Англии и Германии. Описание борьбы за демократическую республику во Франции. Раскрытие целей деятельности либеральных партий – их вклад в дальнейшее расширение спектра политических прав. Оценка вклада европейских и американских просветителей в развитие идеи гражданского общества, правового государства, идеи о естественных и неотчуждаемых правах человека.Определение роли либеральной идеологии в политической жизни Запада в XIX веке
Новейшая история(1918 – настоящее время) Модернизация, фашизм, либерализм, нацизм, тоталитаризм, социальные реформы, политические блоки, разрядка, «государство благосостояния», неолиберализм, терроризм, интеграция, права человека, межнациональные конфликты, ООН, Всеобщая декларация о правах человека, СБСЕ. Анализ процессов, положивших начло формированию второго поколения прав человека – вторая индустриальная революция, рабочее движение, социальное законодательство в Англии, «новый курс» Ф. Рузвельта, утвердивший основы демократии в США, тоталитарные режимы в Германии, Испании, СССР.Характеристика «государства благосостояния», базирующегося на концепции неолиберализма (социального либерализма). Раскрытие роли международных институтов и организаций – ООН, НАТО, СБСЕ. Характеристика нормативных документов по правам человека – Всеобщая декларация прав человека, Международные Пакты, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Хельсинский Заключительный акт участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).Характеристика этнических процессов в мире с выходом на анализ документов, относящихся к третьему поколению прав человека – Конвенций о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него, о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992). Классификация прав человека по трем поколениям. Оценка роли международно-правовых актов по правам человека, показывающих, что идея и принцип обеспечения прав человека перестали быть внутренним делом государства, а становятся предметом заботы международного сообщества. Национальные институты защиты прав человека дополняются международными в целях максимального обеспечения прав и свобод индивида. Человек становится субъектом международного права. Позитивная оценка демократических правовых систем, выстраивающихся вокруг главной универсальной идеи – обеспечения прав человека, в которых выражены основные притязания человека на определенные блага и условия его нормальной жизнедеятельности, что эти права являются естественными и неотъемлемыми, и от осознания этого факта и реализации прав человека зависит устойчивость любой системы (национальной и международной).
История Отечества XIX – XX вв. Декабристы, «Конституция» Н.Муравьева, «Русская правда» П. Пестеля, западники и славянофилы,либерализм, Государственная Дума, многопартийность, диссиденты, Перестройка, гласность, Конституция Российской Федерации Характеристика основных положений документов декабристов, выделение основных черт либеральной идеологии в спорах западников и славянофилов о судьбе России.Сравнительно-правовой анализ либеральных идей России и Западной Европы.Анализ общественной мысли в 70-е гг. ХХ века (диссиденство), выделение основных методов борьбы за права, предлагаемые правозащитниками СССР в условиях тоталитарного режима. Анализ Конституции РФ. Должны определить все негативные стороны авторитарного режима, под игом которого русский народ существовал в течение нескольких веков (в том числе, и при СССР), увидеть, что личность здесь не рассматривалась в качестве носителя индивидуальных прав, власть подавляла личность, диктовала ей строго определенную модель поведения, постоянно напоминая о долге перед государством и правителем – помазанником Божьим. Именно поэтому русскому народу так трудно осваивать современную концепцию прав человека. Должны оценить вклад некоторых ярких личностей, деятельность которых была направлена на развитие общечеловеческих ценностей, на борьбу за права русского народа, приведшей к смене приоритетов в политике, к конструктивному диалогу между властью и обществом, к взаимодействию с международным сообществом на основе признания всех слагаемых правового идеала, включающего права человека и гражданина, достоинство личности, мирное разрешение конфликтов, гуманизация политики, формирование правовой культуры.

Таблица 3