Смекни!
smekni.com

Права человека и Курдистан (стр. 37 из 41)

4. Права человека и их реализация «маркируют» природу государства. При этом важна связь провозглашенных прав и четко отработанных механизмов, процедур, надежно обеспечивающих их реализацию. Нередко тоталитарные государства провозглашают широкий каталог прав и свобод, но они являются лишь декларацией. Поэтому только связь двух компонентов – провозглашенных прав и механизмов обеспечения их реализации – свидетельствует о подлинном демократизме государства.

5. Принцип формального юридического равенства, на котором основаны все права человека, примиряет противоречивые и разнонаправленные интересы людей, создает своего рода консенсус относительно характера их взаимодействия, объема благ и притязаний, на которые может рассчитывать каждый, определяет роль государства в отношении к правам человека и способам их защиты.

6. Значимость прав человека проявляется в их постоянном расширении и развитии, поэтому их и классифицируют как органичную систему. Они охватывают все новые сферы общественных отношений, поскольку последние проявляют неустойчивость и грозят стабильности общественного развития.

Все важнейшие компоненты стабильного существования кристаллизуются в правах человека – политических, личных (гражданских, экономических, социальных, культурных), «коллективных» прав народов (право на развитие, на самоопределение, на здоровую окружающую среду и т.д.). Это позволяет применять «человеческое измерение» как ко всей единой системе факторов стабильности, так и к каждому из них в отдельности.

Одним из факторов стабильности является политика по отношению к национальным или этническим меньшинствам. Международное сообщество приняло ряд мер, направленных на регулирование этнических проблем. Эти меры закреплены в международных и региональных документах по правам человека. Одной из общепризнанных норм является право народов на самоопределение. Это право обозначено в ряде документов – Уставе ООН 1945 г., резолюцииГенеральной Ассамблеи «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» 1962 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Декларации о праве на развитие 1986 г., Венской декларации и Программе действий 1993 г. В результате анализа данных документов было определено, что право народов на самоопределение представляет из себя комплексную характеристику, включающую определение народом своего политического, экономического, социального и культурного статуса, статуса собственника над ресурсами, что цементирует основы национально-государственного суверенитета.

Подробный анализ указанных документов, а также изучение научных позиций по вопросу права народов на самоопределение позволил выделить несколько критериев соответствия притязаний народа на самоопределение, среди них – возможность осуществления данного права в ущерб принципу территориальной целостности, если в государстве наблюдаются явные признаки дискриминации национальных или этнических меньшинств; наличие территории и связь с этой территорией историческими узами.

Если народ выбирает путь к самоопределению, то следует определиться с формой последнего. Народ может создать отдельное, суверенное государство, стать частью конфедерации или федерации и др.

Реализация права наций на самоопределение вызывает к жизни не только проблемы, связанные с формой государственности, но и с вмешательством третьих сил в процесс самоопределения, которые могут аппелировать и к чисто гуманным мотивам, осуществляя гуманитарную интервенцию, и реализовывать свои меркантильные, корыстные планы, достигая стратегических целей.

Указанный клубок противоречий тесно связан с историей развития курдского вопроса. Проблема самоопределения курдов – ровесница иракского государства, которое образовалось в начале 20-х годов на обломках Османской империи. Курдское население проживает на территории исторического Курдистана, а эта территория оказалась в центре борьбы за выживание, за самоопределение народов, а если без высоких слов, это – борьба за нефть, воду, энергетические ресурсы. Богатые ресурсы, находящиеся на территории Курдистана затрагивает интересы стран, на чьей территории они располагаются (Сирия, Турция, Иран, Ирак), не способствовали решению курдского вопроса. К тому же курдское национальное движение было разобщенным, многочисленные курдские партии выясняли отношения между собой, да и мировое сообщество не заинтересовано в создании независимого курдского государства, несмотря на попытки реальной помощи курдам (принятие резолюций СБ ООН № 688 и № 986) в то время, когда последних терроризировали власти государства, используя политику геноцида, этнических чисток, депортации. Курды рассматривались как потенциальные сторонники США в борьбе против С. Хусейна, но с другой стороны курды использовались лишь по геополитическим мотивам, и, чтобы сохранить потенциальный очаг опасности для Хусейна США способствовали созданию бесполетной зоны. Создание независимого государства курдов может привести к изменениям в расстановке политических сил в регионе.[180]

Сейчас речь уже не идет о создании единого курдского государства, курды претендуют лишь на создание автономий в каждой из четырех стран, где они исторически проживают[181]. Лидер иракских курдов, Масуд Барзани сам говорит о том, что время для создания независимого Курдистана еще не пришло, т.к. требуется проведение политической реформы и объединение всех внутренних сил, которые на практике смогут реализовать принципы международного сообщества, стремящегося к гуманизации международных отношений, одним из факторов которых должны стать права человека. Стремление к данным идеалам заставляет разрозненные политические силы Иракского Курдистана садиться за стол переговоров. Одним из важнейших итого этого процесса стало принятие проекта Конституции Иракского Курдистана. Данный проект – результат совместных усилий курдских партий (ДПК и ПСК) и представителей США. Этот проект может быть воплощен в жизнь только при условии, если данный регион станет субъектом федеративного Ирака, но до этого пока еще далеко.

Курдский вопрос является компонентом подсистемы прав человека регионального уровня и, следовательно, структурным элементом всей системы прав человека. Другим структурным компонентом системы прав человека является просвещение и образование в этой области.

Одной из задач данной работы было выявление возможностей реализации политико-правовых аспектов в содержании школьного исторического образования…………………………………….

Таблица

Модель интеграции политико-правового материала в содержание школьного исторического образования

Исторический курс

Основные аспекты интеграции материала
Исторические знания (понятия, факты, даты), указанные в стандарте Способы деятельности

Ценности,

оценки

История первобытной эпохи «неолитическая революция», община, старейшина, вождь характеристика первых элементов народовластия, определение роли вождя Осознание того, что человек включается в систему связей, определяемых правами и обязанностями
История Древнего Востока восточная деспотия, фараон, рабы, государство, законы Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.), конфуцианская мораль Характеристика законов Хаммурапи, выделение элементов свободы, обозначенных в законах; выделение характерных черт конфуцианской морали Понимание значения моральных ценностей – мудрости, добродетели для положения в обществе. Осознание того, что религия и мораль определяла положение людей и несвобода воспринималась как естественное состояние
История Древней Греции и Древнего Рима Полис, демос, афинская демократия, народное собрание, политика, граждане, государственная власть, тирания, республика, империя Характеристика афинской демократии (равенство всех граждан, выборы представителей власти). Характеристика различных государственных форм – республика, империя (на примере Рима). Через содержание понятий демократия, республика, граждане осознается значение человеческой свободы в рамках системы отношений с обществом и государством, выстроенной на основе слияния этики и права
История средних веков(V – XVвв.) Сословие, феодализм, сословно-представительная монархия, парламент, Великая хартия вольностей, гуманизм Характеристика сословно-представительной монархии во Франции (XI – XV вв.); описание особенностей королевской власти в Англии и борьбы баронов против короля, характеристика Великой хартии вольностей; раскрытие особенностей процесса становления представительной формы правления на примере английского парламента (1265), французских Генеральных Штатов (1392); выделение основных черт зарождающегося гуманизма (Данте, Петрарка) Постепенное осознание ценности человеческой личности, ограничения ее от посягательств со стороны власти
История Нового времени (кон. XV– нач. XXвв.) Возрождение, гуманизм, абсолютизм, «Славная революция» (1688), конституционная монархия, гражданское общество, правовое государство, общественный договор, система разделения властей, Декларация прав человека и гражданина (1789г.); консерватизм, либерализм, конституционализм, модернизация Описание политического строя Англии в XVI - сер. XVIIвв.), установление конституционной монархии в Англии. Характеристика первых правовых актов о правах человека – Петиция о правах, HabeasCorpusAct, Билль о правах.Анализ основных идей представителей Просвещения – теория общественного договора, идеи правового государства, теория разделения властей.Определение особенностей влияния идей Просвещения на политические события во Франции и США – характеристика Декларации Марата (1789), Билля о правах в США (1791).Характеристика общественных движений в Европе – диалог и конфронтация идеологий консерватизма и либерализма. Сравнение монархий Англии и Германии. Описание борьбы за демократическую республику во Франции. Раскрытие целей деятельности либеральных партий – их вклад в дальнейшее расширение спектра политических прав. Оценка вклада европейских и американских просветителей в развитие идеи гражданского общества, правового государства, идеи о естественных и неотчуждаемых правах человека.Определение роли либеральной идеологии в политической жизни Запада в XIX веке
Новейшая история(1918 – наст. время) Модернизация, фашизм, либерализм, нацизм, тоталитаризм, социальные реформы, политические блоки, разрядка, «государство благосостояния», неолиберализм, терроризм, интеграция, права человека, межнациональные конфликты, ООН, Всеобщая декларация о правах человека, СБСЕ. Анализ процессов, положивших начло формированию второго поколения прав человека – вторая индустриальная революция, рабочее движение, социальное законодательство в Англии, «новый курс» Ф. Рузвельта, утвердивший основы демократии в США, тоталитарные режимы в Германии, Испании, СССР.Характеристика «государства благосостояния», базирующегося на концепции неолиберализма (социального либерализма). Раскрытие роли международных институтов и организаций – ООН, НАТО, СБСЕ. Характеристика нормативных документов по правам человека – Всеобщая декларация прав человека, Международные Пакты, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Хельсинский Заключительный акт участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).Характеристика этнических процессов в мире с выходом на анализ документов, относящихся к третьему поколению прав человека – Конвенций о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него, о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992). Классификация прав человека по трем поколениям. Оценка роли международно-правовых актов по правам человека, показывающих, что идея и принцип обеспечения прав человека перестали быть внутренним делом государства, а становятся предметом заботы международного сообщества. Национальные институты защиты прав человека дополняются международными в целях максимального обеспечения прав и свобод индивида. Человек становится субъектом международного права. Позитивная оценка демократических правовых систем, выстраивающихся вокруг главной универсальной идеи – обеспечения прав человека, в которых выражены основные притязания человека на определенные блага и условия его нормальной жизнедеятельности, что эти права являются естественными и неотъемлемыми, и от осознания этого факта и реализации прав человека зависит устойчивость любой системы (национальной и международной).
История Отечества XIX – XX вв. Декабристы, «Конституция» Н.Муравьева, «Русская правда» П. Пестеля, западники и славянофилы,либерализм, Государственная Дума, многопартийность, диссиденты, Перестройка, гласность, Конституция Российской Федерации Характеристика основных положений документов декабристов, выделение основных черт либеральной идеологии в спорах западников и славянофилов о судьбе России.Сравнительно-правовой анализ либеральных идей России и Западной Европы.Анализ общественной мысли в 70-е гг. ХХ века (диссиденство), выделение основных методов борьбы за права, предлагаемые правозащитниками СССР в условиях тоталитарного режима. Анализ Конституции РФ. Должны определить все негативные стороны авторитарного режима, под игом которого русский народ существовал в течение нескольких веков (в том числе, и при СССР), увидеть, что личность здесь не рассматривалась в качестве носителя индивидуальных прав, власть подавляла личность, диктовала ей строго определенную модель поведения, постоянно напоминая о долге перед государством и правителем – помазанником Божьим. Именно поэтому русскому народу так трудно осваивать современную концепцию прав человека. Должны оценить вклад некоторых ярких личностей, деятельность которых была направлена на развитие общечеловеческих ценностей, на борьбу за права русского народа, приведшей к смене приоритетов в политике, к конструктивному диалогу между властью и обществом, к взаимодействию с международным сообществом на основе признания всех слагаемых правового идеала, включающего права человека и гражданина, достоинство личности, мирное разрешение конфликтов, гуманизация политики, формирование правовой культуры.

Заметки к диплому.