У членов семьи собственника жилого помещения, в отличие от собственника, нет права распоряжаться имуществом по своему усмотрению. То есть собственник вправе продать, подарить, заложить или другим образом распорядиться жилым помещением. Собственник вправе предоставить жилое помещение во временное владение и пользование другим гражданам на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании. Кроме того, законный владелец жилого помещения может предоставлять его юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании. Но при этом такое жилое помещение может быть использовано только для проживания граждан, например, работника этого юридического лица.
Таким образом, члены семьи, проживающие совместно с собственником в его жилом помещении, имеют лишь право пользования помещением, однако не имеют прав по распоряжению этим жилым помещением, не вправе как-либо препятствовать собственнику распоряжаться его жилым помещением до тех пор, пока собственник при распоряжении не предполагает нарушить требования закона (например, если в результате отчуждения будут ущемлены жилищные права лиц, о которых указано в п. 4 ст. 292 ГК РФ)[6].
Права членов семьи собственника жилого помещения на пользование этим помещением регламентируются не только Жилищным Кодексом, но и ГК РФ, например, ст. 292. пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Конкретизируя данную норму, Кодекс вводит общее правило, согласно которому члены семьи собственника пользуются таким помещением наравне с собственником, т.е. в сфере пользования помещением они обладают такими же правомочиями, какие имеются у собственника (см. ч. 2 ст. 31).
Согласно статье 292 п. 3 ГК РФ члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения. Согласно п. 3 ст. 292 право пользования жилым помещением защищается против всех и каждого, включая самого собственника. Такого рода защиту принято называть абсолютной. Практическая значимость данной нормы состоит в числе прочего в том, что члены семьи собственника жилого помещения могут защищать свои права и законные интересы в отношении жилого помещения даже тогда, когда сам собственник по тем или иным причинам этого не делает.
Неисполнение собственником указанных обязанностей может служить основанием прекращения права собственности на принадлежащее ему жилое помещение на основании ст. 293 ГК РФ[7]. Согласно этой статье, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения – также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения. Если после подобного предупреждения собственник продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
1.2 Солидарная ответственность членов семьи собственника жилого помещения по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением
Наделение членов семьи собственника особым правом пользования жилым помещением сопровождается возложением на них солидарной с собственником ответственности по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением (абз. 2 п. 1 ст. 292)[8], т.е. дееспособные члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Формулировка «дееспособные члены семьи собственника» охватывает не только совершеннолетних граждан, т.е. достигших восемнадцатилетнего возраста, но и лиц, вступивших в брак до достижения брачного возраста (ст. 21 ГК РФ), а также не совершеннолетних в возрасте от шестнадцати лет, если они работают по трудовому договору или занимаются предпринимательской деятельностью и признаны эмансипированными в порядке ст. 27 ГК РФ.
К обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, относятся внесение платы за коммунальные услуги, энергоносителей, возмещение вреда, причиненного другим жилым помещениям в результате утечек, пожаров и т.д., также обязанности по содержанию жилого помещения.
Такое решение вопроса, которое представляется вполне справедливым, по смыслу закона рассчитано на случай, когда собственник и члены его семьи совместно, на равных началах пользуются жилым помещением. Если же при вселении лица в жилое помещение в качестве члена семьи либо в последующем была достигнута договоренность, согласно которой данное лицо приобрело право на пользование только частью жилого помещения (например, конкретной комнатой), возложение на него соответствующих обязанностей возможно лишь в части, соразмерной его правам. Более точно аналогичное правило сформулировано п. 3 ст. 31 ЖК, содержащим указание на возможность достижения собственником жилого помещения и членами его семьи соглашения об ином характере ответственности по обязательствам из пользования жилым помещением[9].
Солидарность ответственности собственника и дееспособных членов его семьи выражается в том, что общая сумма ответственности делится в равных долях между указанными лицами. Такой порядок ответственности по обязательствам может быть изменен по соглашению собственника и членов его семьи. Граждане могут установить между собой, например, субсидиарный вариант ответственности. В этом случае члены семьи будут нести ответственность по обязательствам, возникающим из использования жилого помещения, только в том случае, если имущества собственника недостаточно для исполнения обязательств.
Ответственность членов семьи по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением собственника, предусмотрена частью 3 ст. 31 ЖК РФ. Собственнику и членам его семьи предоставляется возможность заключить соглашение об ответственности за неисполнение обязательств, вытекающих из пользования жилым помещением. Если же такое соглашение отсутствует, дееспособный член семьи несет солидарную с собственником ответственность.
Ряд вопросов вызывает предусмотренная ч. 3 ст. 31 ЖК РФ солидарная ответственность дееспособных членов семьи собственника жилого помещения по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением. В соответствии с п. 1 ст. 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Таким образом, законодатель реализует для собственника предусмотренное ст. 210 ГК РФ право перенесения бремени содержания своей собственности на членов семьи.
Тем самым может сложиться ситуация, когда члены семьи нерадивого собственника будут обязаны содержать принадлежащее ему жилое помещение, а тот затем произведет отчуждение этого имущества, оставив членов своей семьи «в интересном положении», которое на сегодняшний день характеризуется только указанием, содержащимся в п. 2 ст. 292 ГК РФ, – переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу служит основанием прекращения права пользования жилым помещением членами семьи собственника.
Итак, при солидарной ответственности должников (например, собственника и каждого из дееспособных членов его семьи, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему помещении) кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных таких должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (см. ст. 323 ГК РФ).
В соответствии со ст. 325 ГК РФ исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. Если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками, то: а) должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого; б) неуплаченное одним из солидарных должников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равных долях на этого должника и на остальных должников[10].
2. Прекращение прав членов семьи собственника жилого помещения
2.1 Права членов семьи в случае расторжения семейных отношений
Согласно п. 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи[11]. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.