Тепло недр Земли способно не только выбрасывать в воздух фонтаны гейзеров, но и согревать жилища и вырабатывать электроэнергию. Камчатка обладает большими геотермальными ресурсами.
Высокопотенциальное термальное тепло (пароводная смесь свыше 100 градусов по Цельсию) позволяет производить электроэнергию напрямую.
Обычно пароводная термальная смесь извлекается из скважин, пробуренных на глубину 2–5 км. Каждая из скважин способна обеспечить электрическую мощность 4–8 МВт с площади геотермального месторождения около 1 км2. При этом по экологическим соображениям необходимо иметь и скважины для закачки в пласт отработанных геотермальных вод.
В настоящее время на Камчатке действуют 3 геотермальных электростанции: Паужетская ГеоЭС, Верхне-Мутновская ГеоЭС и Мутновская ГеоЭС. Суммарная мощность этих геотермальных электростанций составляет более 70 МВт. Это позволяет на 25% обеспечить потребности региона в электроэнергии и ослабить зависимость от поставок дорогостоящего привозного мазута.
Наиболее хорошо изученным и перспективным является Мутновское геотермальное месторождение, потенциал которого оценивается в 300МВт. Именно здесь успешно функционируют полностью автоматизированные и экологически чистые электростанции: Верхне-Мутновская ГеоЭС и Мутновская ГеоЭС. В настоящее время эти геотермальные электростанции обеспечивают до 30% энергопотребления центрального Камчатского энергоузла. В настоящее время на этой территории функционируют две геотермальные электростанции: Верхне-Мутновская опытно-промышленная ГеоЭС мощностью 12 МВт, и Мутновская ГеоЭС-1 мощностью 50МВт
Паужетская ГеоЭС – пионер в области использования тепла земли, это геотермальная станция расположенная в п.Паужетка. В качестве местного источника энергии рассматривается и энергия камчатских рек. В настоящее время работает гидроэлектростанция на реке Быстрая ГЭС-1 мощностью 1,7 МВт и вводится в эксплуатацию Толмачевский каскад.
Новое слово в энергетика – ввод в эксплуатации мини-атомных станций располагающихся на подводных лодках. Первая из таких плавучих станций будет поставлена у города Вилючинска.
Ветер используется для выработки электричества на ветроэнергетических установках (ВЭУ). Это может быть как отдельный агрегат для снабжения отдельного объекта, так и сложные системы – ветряные электростанции (ВЭС), - подающие электроэнергию в общую сеть. На о. Беринга Камчатской области – 2 ВЭУ мощностью по 250 КВт.
г) Лесные ресурсы
Важными для региона, являются ресурсы лесных и сельскохозяйственных земель, которые могут полностью удовлетворить местные потребности в лесоматериалах, дровах, большинстве видов сельскохозяйственной продукции.
В виде топлива может использоваться широкий спектр биомассы: древесина (отходы лесной промышленности и специально выращиваемые быстрорастущие леса), сельскохозяйственные отходы (солома, помет, навоз и др.), твердые и жидкие бытовые и промышленные отходы.
д) Рекреационные ресурсы
К важнейшим рекреационным ресурсам Камчатки относятся:
ландшафты: долины и горы, действующие и потухшие вулканы; кальдеры - котлообразные впадины, образовавшиеся в результате провала конуса вулкана и его взрыва; вулканические плато, созданные лавовыми потоками, альпийские луга, каньоны;
горы и горные хребты, доступные для посещения; речная сеть с горными и равнинными стоками, водопады, ледники, много лет не тающие снежники, морские и океанские берега: то пологие, далеко вдающиеся отмелью в море (Охотское побережье), то круто обрывающиеся и изрезанные бухтами и фиордами (побережья Тихого океана и Берингова моря); озера, болота, тундра, являющиеся неотъемлемой частью полудикой природы;
хвойные и смешанные леса, "парковые" березовые леса, буйные заросли стланика-кедрача, ольховника, ивняка, богатство луговых трав;
горячие и холодные минеральные источники различного химического состава и температуры, всего 274 месторождения минеральных вод, из них 160 горячих. В области имеются практически все минеральные лечебные и столовые воды, известные в мире;
уникальные объекты природы: грандиозные природные сооружения вулканов Ключевского, Авачинского, Корякского, Мутновского и других, общее число их насчитывает 150, из них 29 действующих;
лососевые нерестилища, гнездовья птиц, птичьи базары, лежбища морских животных;
дикие животные, насчитывающие 37 видов: медведи, дикие олени, лоси, волки, горные бараны, пушные звери; птицы: орланы, гуси, лебеди, куропатки, глухари, морские птицы; все шесть видов тихоокеанских лососей, камбала, треска, минтай, различные виды крабов, множество речной рыбы.
В Камчатской области имеется 2 государственных биосферных заповедника, 24 государственных заказника, 169 памятников природы, 5 природных парков, около 30% территории области отнесено к категории охраняемых. Шесть из них включены ЮНЕСКО в "Список Всемирного культурного и природного наследия", объединенные под общим названием "Вулканы Камчатки". Сохранилась самобытная культура народов коренной национальности: ительменов, коряков, эвенов и алеутов.
Термальные и минеральные источники, вулканы и ледники, разнообразная, в большинстве мест не тронутая цивилизацией флора и фауна, создают большие возможности для развития широкого спектра экологического туризма, спортивной рыбалки и охоты, горнолыжного спорта, альпинизма.
5. Вывод
Суммарный годовой рентный доход (только по абсолютной ренте), который может обеспечить рациональная эксплуатация наиболее значимых природных ресурсов Камчатки и ее шельфа, составляет от 300 до 500 млн. долларов или 9-15 млрд. руб. Поскольку, абсолютная рента отражает лишь минимальную доходность природопользования, возможная величина совокупной (абсолютной, дифференциальной и монопольной) ренты от эксплуатации природно-ресурсного потенциала региона может быть существенно больше.
Таким образом, даже при заведомо неполной и осторожной оценке рентного потенциала Камчатки и ее шельфа, регион может успешно развиваться без дотаций и значительно увеличить свой вклад в федеральный бюджет. Поэтому одной из первоочередных задач повышения эффективности управления природопользованием на Камчатке является полная кадастровая оценка ПРП региона, а также разработка правовых и экономических механизмов полного изъятия всей природной ренты в бюджеты территории и государства.
Одной из важных особенностей состава ПРП Камчатки и ее шельфа является явное преобладание в нем возобновляемых и, прежде всего, биологических видов ресурсов. Сопоставление абсолютной природной ренты, получаемой от эксплуатации биологических и минеральных ресурсов показывает, что в политике природопользования на Камчатке в обозримой перспективе задача обеспечения приоритета биологических ресурсов должна быть сохранена на большинстве территорий и в прибрежных акваториях региона. В то же время на тех речных бассейнах, где горная рента значительно выше рыболовной и нет угрозы невосполнимых потерь биоразнообразия ценных гидробионтов, горнодобывающая промышленность и ее инфраструктура могут и должны развиваться.
Поэтому второй важной задачей совершенствования управления природопользованием является экономическая специализация отдельных, экологически относительно обособленных территорий на приоритетном использовании тех или иных видов ресурсов. Обязательным условием развития на Камчатке горной промышленности должно быть применение экологически безопасных технологий. В рамках этого же условия на сейсмическую разведку, разведочное бурение и добычу углеводородов на прикамчатском шельфе должен быть установлен государственный мораторий до разработки экологически безопасных технологий морской нефтедобычи и ликвидации аварийных разливов нефти в экстремальных местных условиях.
Главной, коренной проблемой повышения эффективности (как общегосударственной, так региональной и предпринимательской) природопользования на Камчатке и ее шельфе является проблема несоответствия современного тотально централизованного управления использованием ПРП региона рыночным условиям и основополагающим принципам федеральных отношений. Как показала практика, такое управление уже привело к значительной деградации ресурсного потенциала региона и в ближайшей перспективе может привести к полному уничтожению его наиболее ценных биологических компонентов.
При полной стоимостной оценке ПРП региона, внедрении рациональных систем платного природопользования и реальной передаче Федеральным центром таких прав собственности на природные ресурсы, как права пользования или ведения субъектам Федерации, могут быть созданы предпосылки для устойчивого саморазвития экономики региона, рационального природопользования, и сохранения биоразнообразия Камчатки и ее шельфа.
Я считаю, что недооценка экономического и социального значения рыболовства в целом и промысла лососей, в частности, влечет недооценку важности их сохранения как важнейшего жизненного ресурса Камчатской области. Правовая база промысла лососей, и рыболовства в общем, как на федеральном уровне, так и на региональном несовершенна, и не охватывает весь комплекс проблем развития рыбной промышленности. Одна из основных угроз развития рыбного комплекса на Камчатке является возможное освоение нефти на западно-камчатской шельфе. Рыбная отрасль в промышленности и экономике Камчатки составляет около 60%. Из этого можно сделать вывод, что ко всему надо подходить взвешенно и обдуманно. Правильно расставлять приоритеты развития разных отраслей экономики.