Л.М. Ахромеев
Природа ополий Центральной России привлекает к себе внимание ученых вот уже более 100 лет. Ополья стали своеобразным дискуссионным полигоном по целому кругу вопросов, как почвенно-геологических, так и биогеографических наук. Здесь проводили исследования выдающиеся ученые - географы, почвоведы, ботаники, геологи и геоморфологи (Никитин С.Н., Докучаев В.В., Танфиль-ев Г.И., Иванов Л.А., Щеглов И.Л., Флеров А.Ф., Черный А.П.). Не уменьшился интерес к опольям и в последующие годы. В этом, более чем вековом этапе изучения ополий Центральной России, главное внимание уделялось почвенным и геоботаническим исследованиям. Другие аспекты природы: ландшафтная структура, хозяйство ополий изучались попутно и, как правило, в общих чертах.
Начало комплексным (ландшафтным) исследованиям ополий было положено Л.С. Бергом. Разрабатывая учение о ландшафте и географических зонах СССР, он не мог не обратить внимания на эти уникальные ландшафтные комплексы Центральной России. Являясь сторонником послеледникового смещения ландшафтных зон в южном направлении, северную границу древнего лесостепья он проводит по древней долине Волги, северо-западную - по линии Калуга - Подольск - Пере-славль. Образование древнего лесостепъя Л.С. Берг связывает с колебаниями климата в послеледниковое время. В предшествующую современной эпохе, теплую и сухую, территория ополий была покрыта степной растительностью с участием дубрав и боров. Впоследствии, в результате большей влажности климата, участки леса надвинулись на степные территории. В историческое время леса на территории ополий были сведены человеком (Берг Л.С., 1947).
Таким образом. Л.С. Берг также как и Г.И. Танфильев считал ландшафты типа "ополий", в частности Владимирское ополье, "островами" доисторических лесостепей.
В 50-60 годах были сделаны комплексные описания Касимовского (Видина А.А., Солнцев Н.А., Цесельчук Ю.Н., 1961), Мещов-ского (Пашканг К.В., 1961; Пашканг К.В., Лап-кина Н.А. и др., 1968) ополий.
Исследователи отмечали приуроченность ополий к "великому поясу зандровых полей" Б.Л. Личкова, подчеркивали важность возвышенного рельефа, лессовидных суглинков, плодородных серых лесных почв и давней хозяйственной освоенности территории в формировании их современной "лесостепной" ландшафтной структуры. Авторы пытались также объяснить генезис ландшафтов ополий.
Качественно новым в познании природы ополий было появление работы Ф.Н.Милько-ва "О природе ополий на Русской равнине" (1964).Исследования ополий, затрагивающие их генезис, проведены им на ландшафтной основе с выделением типов местностей и характерных для них типов урочищ. В пределах Владимирского ополья были выделены: пла-корный, междуречный недренированный, остаточный моренно-волнистый, склоновый типы местностей. При этом отмечалось, что в природе Владимирского ополья нет принципиальных отличий от природы типичной северной лесостепи. На этом основании, Ф.Н.Миль-ков считал его островом современной северной лесостепи, расположенном в глубине зоны смешанных лесов (Мильков Ф.Н., 1964, с.21-24).
Большую роль в формировании современной ландшафтной структуры ополий, как отмечал Ф.Н. Мильков (1964) сыграла деятельность человека. Под влиянием длительной распашки, почвы ополий и их ландшафт претерпели глубокие изменения. Однако, как ни велико значение человека в формировании ландшафтов ополий, ведущими факторами, первопричиной их обособления остаются лессовые грунты, а также равнинный рельеф и определенное географическое положение - близость, как и полесий, к Главному ландшафтному рубежу Русской равнины (Мильков Ф.Н., 1964).
Сопряженная связь полесий и ополий, как считал Ф.Н. Мильков (1981) находит отражение в Ополье-Полесском ландшафтном поясе, который является межзональным ландшафтным комплексом и имеет структурно-морфологическое содержание. Отсутствие ополий в Сибири, позволило Ф.Н. Милькову (1981) сделать вывод, что Ополье-Полесский ландшафтный пояс представляет собой уникальное образование, свойственное только Русской равнине.
В дальнейшем исследования в опольях проводили Л.М. Ахромеев, Н.И. Волкова, З.И. Гордеева, Ю.Г. Данилов, В.К. Жучкова и многие другие. Исследователи раскрывали внутреннюю структуру ополий, функционирование, динамику и эволюцию их ландшафтных комплексов. Большое внимание авторы уделяли сопряженному анализу ополий и полесий, рациональному природопользованию на их территориях.
Проведенные ландшафтные исследования ополий Центральной России позволили нам сделать следующие выводы:
1. В возникновении ландшафтов типа "ополий", в формировании их современной ландшафтной структуры можно выделить три этапа: доопольный, предопольный, опольный. В основу их выделения положены преобладающие процессы и явления, ведущие к замене одной типовой структуры ландшафтов ополий другой: естественные, естественно-антропогенные и антропогенные.
На протяжении доопольного этапа на территории Центральной России складываются природные предпосылки, способствующие возникновению ландшафта ополий: 1) наличие преимущественно положительных тектонических структур; 2) приуроченность ополий к междуречьям древних доледниковых рек; 3) возвышенный полого-волнистый хорошо дренированный характер территории; 4) распространение карбонатных коренных пород, лессов, лессовидных и покровных суглинков.
В предопольный этап в смене типов ландшафтов ополий появляется новый активный фактор - антропогенный. Ополья Центральной России первыми заселяются и интенсивно осваиваются человеком. Они становятся центрами зарождения древнерусского государства. К середине XV в. человек на территориях ополий становится непосредственной силой, приводящей к замене одного типа ландшафта ополий другим. Появляются постоянные антропогенные ландшафты. Создается особая экологическая среда. Поэтому мы считаем, что возникновение ландшафтов типа "ополий" относится к XIII-XV вв. С этого времени начинается отсчет возраста ландшафта ополий, дальнейшее функционирование которого происходит в условиях одной типовой структуры.
На протяжении опольного этапа преобладает ландшафт сельскохозяйственных полей и небольших фрагментов, в основном вторичных, лесов. В его возникновении решающую роль сыграл человек. На этом этапе наряду с антропогеогенезацией ландшафтной структуры ополий, их экстенсивным и интенсивным хозяйственным использованием ставятся вопросы рационального природопользования.
2. Ополья Центральной России отличаются сложной внутренней структурой, что находит отражение в большом наборе различных типологических единиц, их частом чередовании в пространстве. Общей ландшафтной особенностью ополий можно считать распространение единых ландшафтно-типологических единиц - местностей и урочищ. В ландшафтной структуре ополий Центральной России много общих черт, дающих право говорить о их генетическом и морфологическом единстве, их относительной однородности. Региональные различия касаются в основном отдельных компонентов природы и не затрагивают общей ландшафтной структуры ополий.
Природа ополий имеет северолесостеп-ной характер, что находит отражение не только в характере внутренних взаимосвязей между слагаемыми компонентами ландшафтов ополий и северной лесостепи, но и в их современной ландшафтной структуре. Поэтому в лесном зонально-поясном типе ландшафта Русской равнины, наряду с подтипами южных хвойно-широколи-ственных лесов и южной тайги, как аналог современной северной лесостепи, мы выделяем опольский северолесостепной (луго-волесной) подтип ландшафта.
3. Ландшафты ополий находятся в тесном сопряжении с ландшафтами полесий. Наличие в опольях и полесьях разных высотных уровней ведет к активизации взаимообмена вещества, энергии, передачи информации. Таким образом, здесь образуется Ополье-Полесская ландшафтная паради-намическая мезосистема орографического уровня, взаимосвязь ландшафтов в которой осуществляется посредством внешних и внутренних связей. Наиболее активен обмен веществом, энергией и передачей информации в краевых зонах мезосистемы, где возникает переходный ландшафтный комплекс типа "предополий" и "предполесий". На картах физико-географического районирования может быть показан только при системном анализе ландшафтных комплексов, т.е. при выделении ландшафтных парадинамичес-ких мега-, макро-, мезо- и микросистем.
Список литературы
Берг Л.С. Географические (ландшафтные) зоны Советского Союза. - 3-е изд. - М.: Географ-гиз, 1947.-Т. 1.-388 с.
Видина А.А., Солнцев Н.А., Цесельчук Ю.Н. Касимовское ополье // Вести. Моск. ун-та. Сер. 5, География. - 1961. - С. 71-74.
Мильков Ф.Н. О природе ополий на Русской равнине // Вопросы регионального ландшафтове-дения и геоморфологии СССР. - Львов, 1964. - Вып. 8. - С. 20-27.
Мильков Ф.Н. Физическая география: современное состояние, закономерности, проблемы.
- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1981. - 400 с.
Пашканг К.В. Мещовское ополье // Вести. Моск. ун-та. Сер. 5. География. - 1961. - №3. - С.67-69.
Природные условия Мещовского ополья и их оценка для целей сельского хозяйства / К.В. Пашканг, Н.А. Лапкина, В.И. Ларин и др. // Тр. / Калуж. гос. обл. с. х. опытн. станция. -1968. -Т. 4.- С. 3-29.