К сфере обычаев относится и такое явление как традиции. Их возникновение не связано обязательно с длительным существованием какой-либо нормы. Традиции выражают стремление сохранить унаследованные от предыдущих поколений формы поведения: они возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом. В области бытовых отношений обычаи предстают в обрядах и ритуалах. Традиции представляют собой способ передачи социальной информации.
Обычаи при возникновении не были связаны с государством, но в последующем многие обычаи были санкционированы государством и стали правовыми нормами.
Обычай вырабатывается внутри социальной группы и никогда не навязывается извне, поэтому он “представляет собой механизм саморегулирования группы…действующей как самоуправляющаяся, то есть самодеятельная,. самоорганизующая и саморегулирующая структура”[6]
Место обычая в системе источников права в разные эпохи и в различных правовых системах было различным:
1. Вначале он занимал доминирующее положение в процессе становления правовых систем ( кутюмы, например, на севере Франции)
2. Затем, на ранних этапах формирования современных правовых систем появляются известные памятники права ( Законы XII Таблиц, законы Драконта, Саллическая правда, Русская правда) являющиеся памятниками обычного права, то есть созданные правотворческими государственными органами на базе ранее сложившихся обычаев; В результате отпадала как необходимость доказывать в суде факта существование обычая, а в некоторых случая (Законы XII Таблиц) изменение формы права означало превращение обычая в норму права.
Обычай и закон были для римских юристов в равной мере источниками права при составлении юридических формул, а по декрету папы Григория IX при конфликте закона и обычая применялся обычай. Если он был древним, не противоречил разуму.
3. С выдвижением на первый план государственного правотворчества и доминирования в правовых системах иных источников права (нормативно-правовых актов и юридических прецедентов) включение обычае в правовую систему происходит с использованием следующих механизмов
- значительная часть обычаев просто поглощается нормами права
- складывается новый пласт обычаев (конституционных, судебных и т.д.) которые не будучи источниками права тем не менее оказывают значительное влияние на политико-правовую жизнь
- часть обычаев продолжает действовать в чистом виде, но в довольно узкой сфере. При этом именно эти обычаи могут трансформироваться в правовые следующим образом:
- в Англии местный обычай, действующий с «незапамятных времен», считается правовым уже в силу самого этого факта
- в странах романо-германской правовой семьи обычай становиться правовым с санкции государства. Что может происходить на двух уровнях
а) санкционирование обычая – то есть отсылка к нему в тексте норма в законе - например, п. 2 ст. 481 ГК РФ 1994 «если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом», п.2 ст. 478 ГК РФ 1994 «В случае, когда договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями» тут сразу вопрос – соотношение понятия обычай и «деловое обыкновение» Термин «обычай» в современных правовых системах трактуется, как правило, неоднозначно. Нередко наряду с ним используется понятие «обыкновение». Обыкновение, играющее большую роль в регулировании торговых отношений, определяется как правило, сложившееся на основе столь постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерениям. Автор обстоятельного исследования обыкновений в области внешней торговли И.С. Зыкин считает, что обычай и обыкновение должны разграничиваться по своей правовой природе. Лишь первый является источником права. Обыкновение же, по его мнению, неправовой обычай, действующий в сфере, опосредуемой правом. Однако такой подход не является общепризнанным. Так, в правовой доктрине и законодательстве афро-азиатских развивающихся стран термины «правовой обычай» и «обыкновение» используются как взаимозаменяемые. Обыкновение там, как правило, является источником права, причем для его становления совсем не обязательно длительное применение данного правила. В то же время в праве ФРГ обыкновения именуются обычаями торгового оборота.
б) использование обычая в качестве основы судебного решения ч. 2 ст. 218 РСФСР 1964 « Ношение, изготовление или сбыт кинжалов, финских ножей или иного холодного оружия без соответствующего разрешения, за исключением тех местностей., где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом – наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на тот же срок»
- особую роль играет обычай (адат) в мусульманском праве. В мусульманском праве обычай имеет второстепенное значение. Причина этого – в значительном вытеснении обычая мусульманским правом у арабов Аравии – родины ислама, а также в поверхностном, компромиссном характере исламизации народов, которые к моменту принятия ислама уже имели свое обычное право. Восприятие ислама как религии сочеталось у них с сохранением действия собственных обычаев, порой противоречивших принципам мусульманского права. Речь шла, по существу, о юридической фикции: формально второстепенный источник права – обычай нередко сохранял свою ведущую роль, действуя вопреки предписаниям Корана и Сунны. Поэтому, чтобы сохранить единство исламской общины, такого рода обычаи рассматривались просто как факт, а не как элемент права.
Правовые нормы – в совокупности предстают как система формально-определенных общеобязательных правил поведения общего характера, исходящих или санкционированных государством и обеспеченные силой государственного принуждения.
Нормы права – это предписания государства и обязательны для исполнения под угрозой государственного принуждения всеми физическими и юридическими лицами, которых они касаются.
Нормы права различны по способам воздействия на людей - запрет, обязывание, дозволение. Нормы права четко регулируют поведение людей, требуя от них однозначного внешнего поведения.
Нормы права могут быть выражены только в строго определенных данным государством формах - нормативно-правовой акт, юридический прецедент, нормативный договор, правовой обычай, и другие. Четко установлена и форма каждого вида юридического акта. Конкретное содержание нормы можно подтвердить использованием ее официального текста.
Реализация норм права обеспечивается угрозой применения законного насилия, исходящего от государства.
Для норм права характерна системность, они организованы в структурированную систему и действуют комплексно
Политические нормы – это правила поведения регулирующие отношения между социальными группами по поводу захвата, удержания и использования публичной политической власти.
Политические нормы регулируют участие народа, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношениях государства с другими организациями политической системы общества.
Политические нормы различны по объему содержания регулируемых отношений. Нормы, обладающие наибольшей широтой содержания, общественно-политической значимостью, называются политическими принципами, к которым относятся – принцип народовластия, равноправия наций и народностей, единства государственной власти, мирного, ненасильственного разрешения политических конфликтов.
Политические нормы находят выражение в различных формах – в политических декларациях, программных документах политических партий, политических соглашениях и заявлениях политических лидеров.
Соблюдение политических норм обеспечивается необходимостью постоянного включения в политический процесс, постоянное функционирование политической системы общества, страхом осуждения со стороны других политических субъектов и исключения из политической игры. Меры, применяемые к нарушителю, чаще всего заключаются в масштабном доведении до сведения всех через средства массовой информации не устраивающего поведения и его осуждения со стороны наиболее влиятельных политических фигур.
Корпоративные нормы – это правила поведения, принятые в отдельных организациях, трудовых и иных коллективах.
Корпоративные нормы устанавливаются самими объединениями, и выражают волю тех, кто создал и вошел в эти организации. Корпоративные нормы принадлежат структурным единицам гражданского общества и отражают их специфику.
Корпоративные нормы выражаются в уставах, положениях, внутрикорпоративных кодексах поведения, правилах внутреннего трудового распорядка. Большая часть корпоративных норм регулирует правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, организации и построения общественных объединений и предприятий, а также права, обязанности, ответственность и взаимоотношение членов этих организаций.
Корпоративные нормы соблюдаются в силу их целесообразности, принятии этих правил как своих каждым членом этих организаций, их согласии с ними. Нарушение корпоративных норм вызывают определенные организацией санкции, меры воздействия на нарушителя.
Как самостоятельный вид социальных норм рядом исследователей выделяются так же нормы этикета.
Исходя из средств, при помощи которых оказывается воздействие на людей, ведущих себя в соответствии с социальными нормами, последние делятся на социальные предписания и технические правила.[7]