Смекни!
smekni.com

Право в системе социальных норм (стр. 4 из 5)

Социальные предписания – это социальные нормы в узком смысле слова. Это социальные нормы, которые определяют социальное поведение человека, т.е. отношение человека к другим членам общества. Когда люди поступают в соответствии с общественными предписаниями, устанавливается такое социальное состояние, которое является полезным, т.е. такое, которое может считаться полезным для общества, создающего данные правила. Социальное предписание регулирует отношения между людьми в государстве и в более узких общностях, т.е. в социальных группах. Для того чтобы обеспечить уважительное отношение к данным нормам, общность принимает определенные меры, начиная с воспитания и вплоть до санкций, при помощи которых нарушителя социальных норм лишают тех или иных благ. Социальное предписание состоит из диспозиции и санкции. Диспозиция представляет собой ту часть социального предписания, которая определяет поведение индивида таким образом, чтобы был соблюден интерес общности, коллектива. Санкция предусматривает лишение того, кто нарушил диспозицию, известных благ, тем самым удовлетворятся стремление общности к наказанию тех членов общества, которые не придерживаются принятого способа поведения. Более суровые санкции по отношению к нарушителю предусматривают те общественные предписания, которые созданы организованными социальными общностями, т.е. социальными организациями. Правовые нормы являются типичным представителем данных социальных предписаний.

Технические правила по существу представляют собой такие нормы поведения, которые являются социальными лишь опосредованно, поскольку, они регулируют не отношения человека к другим людям, а отношения человека к природе. Это те нормы, которые основываются на знаниях о природе и определяют поведение человека в процессе взаимодействия с природой. Однако человек относится к природе не только как биологическое, но и как общественное существо, т.е. его отношения к природе и обществу является социальными отношениями. В этом смысле рассматриваемые нормы также являются социальными нормами. Данные нормы определяют деятельность по преобразованию природы в широком смысле слова, служат достижению определенной цели, в которой заинтересованы либо отдельный человек, либо множество людей. Это не только правила организации работ на производстве, но и «нормы телесного развития» или «техника владения телом» (преобладание правой руки, привычка сидеть определенным образом), при этом «установлено, что все это подчиняется не только инстинктам, но и регулируется также другими, неотслеживаемыми факторами»[8]

Что касается поведения в соответствии с этими правилами, то здесь существует полное совпадение интересов общества и индивида: как общество, так и индивид заинтересованы в соблюдении технических норм, и между ними нет разногласий. Технические нормы по существу представляют собой инструкции индивиду по поводу того, каким образом ему следует поступать, они выступают в качестве помощи индивиду со стороны общества, а не в качестве приказов.

Существование и развитие нормативно-регулятивной системы, ее место и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от этапа развития общества, уровня его внутренней организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения.

Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социальных форм. Не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование, тем не менее, все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей. В современных условиях, требующих во все большей степени конкретизации границ свободы человека как автономной личности; в социальном регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с этим абстрактность, всеобщность - то, что, так или иначе, относится к общественному сознанию.

В-третьих, тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов.

В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, общественного развития, в том числе на необходимость в условиях современной цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования инфраструктуры нормативно-регулятивной системы.

Инфраструктура - это не просто его разделение социального регулирования в обществе на виды, а сложившееся объективно обусловленное построение системы, выражающееся в устойчивой модели нормативных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы. Поэтому инфраструктура - это организационный "базис", "или "скелет", особое построение нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование социального регулирования.

Следует строго разделять идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования. Идеальная инфраструктура - это такая модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами.

Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное сочетание организационно-нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе в данное время, их реально существующую взаимодействие, которое, выражая идеальную инфраструктуру, в то же время исторически находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин (в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества: к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей). В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особое, в наличии существующее бытие нормативно-регулятивной системы.

Появление нормативного регулирования - один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий качественный скачек в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола, и тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования - наличие устойчивости в общественной жизни.

Нормативное регулирование имеет и свои минусы. Социальные нормы легко становится орудием социальной власти авторитарного типа, носителем авторитарной идеологии. И с точки зрения регулятивных особенностей, оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая. Этими недостатками и объясняется потребность, которая остро ощущается в процессе функционирования нормативно-регулятивной системы общества - заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе, правовое, индивидуальным содержанием. Так, отмечаемая в современных правовых системах тенденция ко все большему вмешательству публичной власти в различные сферы жизнедеятельности человека (некогда индифферентные в правовом смысле поступки человеку сейчас ставятся в ряд социально-значимых, а следовательно подлежащих государственному урегулированию), приводящая к увеличению общего числа правовых норм и к их все более изощренно детализированному характеру, ведет не столько к единообразному социальному регулированию общественных процессов, сколько к образованию пустот и противоречий во многократно налагающихся друг на друга социальных нормах, и как следствие - правовой нигилизм и социальная дезориентация человека.

Еще одним немаловажным фактором функционирования нормативно-регулятивной системы в обществе становится знание социальных норм, как предпосылка определенного поведения конкретного человека. Современные механизмы накопления информации о различных социальных нормах не справляются с огромным количеством этих норм, а формирование массива необходимых человеку для жизни правовых норм рассматривается в качестве одной из современных задач государства.

Особо необходимо отметить тенденцию к вовлечению в сферу правового социального регулирования ненормативных регуляторов, в частности директивный. Это проявляется как в функционировании нашей правовой системы в «советский период» - роль решений съездов КПСС как формирующих содержание нормативно-правовых актов, так и в существовании в Европейском праве особого вида актов - директив (издаваемых институтами Европейского Союза и содержащих цели и результаты, которые должны быть достигнуты, но предоставляющих национальным властям право самим определять в какой форме, с помощью каких процедур и механизмов эти цели могут быть достигнуты; в них по общему правилу указываются и сроки достижения результатов), имеющих две разновидности: