- Рамочные - образующие самостоятельную группу актов, иерархически не подчиненных регламенту (являющемуся актом общего характера, подлежащим применению во всех своих элементах всеми органами государств-членов Европейского Союза);
- Обычные - содержат как правило более детальную регламентацию, принимаются на основе и во исполнение регламента.[9]
Необходимо отметить, что в условиях существования большого числа разнообразных социальных правил, отличающихся по многом основаниям от правил (норм) юридических, особая задача права состоит в том, чтобы «суметь усвоить любое другое социальное правило»[10]. То есть имеется ввиду «нейтральный характер» юридической нормы, которая как «прозрачный сосуд» в зависимости от конкретной системы может получать любое содержание, приспособленное к требованиям, которое она должна выполнять. Некоторые правила неприменимы как «узаконенные средства управления», они как бы умалчиваются содержании конкретной формы права, потому что они слишком абстрактны «для того, что бы быть адаптированными к тонким нюансам реальной жизни и частным случаям: принято говорить, что традиционное китайское право в большей мере основывается на чувстве приличия и знании обычаев, а так же на умении чувствовать другого человека, чем собственно на нормах»[11].
Таким образом, можно констатировать, что социальное регулирование является результатом взаимодействия большого числа систем нормативного и ненормативного порядка, существующих в недрах общества, одни из которых формируются в социальном пространстве, а другие находят место в индивидуальном сознании.
[1] По мнению Тарасова Н.Н. в кн.: Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. -М.: Норма-Инфра, 1999, стр. 243
[2] См. подробнее: А.В. Венгеров. Теория государства и права. учебник для юридических вузов .-М. : Новый юрист, 1998, стр. 354
[3]Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы – М., Прометей, 1999, стр 121
[4]Авгуры (Augures), в Древнем Риме одна из древнейших жреческих коллегий, толковавшая волю богов на основании ауспиций. По древне-римскому преданию, учреждена Ромулом в 300 до н. э. насчитывала 9 чел. (из них 5 плебеев); при Ю. Цезаре их число возросло до 16. Принадлежность к авгурам высоко ценилась римскими аристократами, так как давала возможность влиять на законодательство. С течением времени их деятельность превратилась в формальную процедуру, при совершении которой, по сообщению Цицерона, авгуры с трудом удерживались от смеха, т. к. сами не верили в неё.
[5][5] Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов.- М.: Юристъ, 1995,стр.45
[6] Мальцев Г.В. “Очерк теории обычая и обычного права” в кн. “Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики”, Ростов-на-Дону, 1999, стр.8
[7] Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та,1993
[8]J.Carbonier, Essaissurleslois, 1979, pp.251
[9] См. например: Европейское права. Учебник для вузов. Ответсв. редактор- Л.М.Энтин. - М, -Норма.-2000
[10] Жан-Луи Бержель. Общая теория права. - М., NotaBene,- 2000, стр. 95
[11]G. Marty et P. Raynaud, Traité de droit Civil, “Introduction générale”, n. 5