Алексей Поляков
Краткая историческая справка
Гороховец был заложен предположительно в XII веке Юрием Долгоруким, и изначально представлял собой крепость на окраине Владимиро-Суздальского княжества. После основания Нижнего Новгорода (1221 г.), перенявшего у города функции восточного рубежа, у Гороховца появились возможности для экономического роста, но в 1239 г. город был разорен монголотатарами. Именно к этому времени относится первое дошедшее до нас летописное упоминание о Гороховце. В конце XIV – начале XV века город вошел в состав Московского княжества. В XVII веке Гороховец становится крупным торговым центром. С 1787 года – уездный город Владимирской губернии. Ныне – райцентр во Владимирской области, пристань на реке Клязьма.
Количество русских городов, по которым мне довелось побродить с фотоаппаратом, исчисляется уже далеко не одним десятком, и почти каждый из них попадает под одно из двух определений. Либо это – город-музей, с предельно «вылизанной» для туристов центральной частью, либо – просто город, в котором отдельные сохранившиеся интересности разбросаны среди полусгнивших развалюх, фабричных корпусов и серых пятиэтажек. В городах первого типа сразу понимаешь, что здесь все ненастоящее: лотки с абсолютно одинаковыми сувенирами, местные жители, пытающиеся привлечь туристов театральными национальными костюмами, реставрация, доведенная до абсурда и превращающая город в этакую дешевую сверкающую елочную игрушку. В городах второго типа – вообще тяжело что-то сфотографировать так, чтобы на задний план не попала уродливая современная застройка. И – очень-очень редко – попадаются «настоящие» русские города. Приезжаешь в такой – и сразу чувствуешь себя то ли в XIX, то ли в самом начале XX века. Не в театре, где показывают спектакль о прошлом, а именно в самом Прошлом. Один из таких немногих городов – Гороховец.
Город находится во Владимирской области, примерно на полпути между Владимиром и Нижним Новгородом. Добраться можно электричкой от любого из этих городов, но рекомендуем заранее ознакомиться с расписанием: ходят они, хотя и не очень редко, но крайне нерегулярно. Можно приехать и автобусом. Еще один возможный «сюрприз», о котором лучше знать заранее: сам город находится в 15 километрах от железнодорожной станции. Автобусы ходят, но расписание, конечно же, не висит, и даже местные жители не всегда в курсе, когда пойдет следующий автобус. Гораздо чаще к станции подъезжают такси, проезд в которых стоит смешных по московским меркам денег – 80 рублей за машину. Осмотр города имеет смысл начать с пересечения улиц Советской и Ленина (здесь и останавливаются автобусы и такси). Здесь же, на площади – находится одно из немногих мест в городе, где можно перекусить. Не стоит пугаться надписи «Кафетерий » – кормят вкусно, полноценно и очень недорого. Благовещенский собор, сооруженный в 1700 году на месте старой деревянной церкви, сам по себе не слишком велик (хотя и является одним из самых больших строений города), но, поскольку окружен двухэтажными, в основном деревянными домиками, выглядит монументальным. В меру ухоженный, но не вылизанный, с ярко-голубыми куполами и немного облупившейся колокольней, он производит ровно то впечатление, которое и должна производить церковь в провинциальном городе: нет разрухи, но нет и «пускания пыли» в глаза.
Еще одна уникальная особенность города. Старые купеческие каменные палаты с характерными для XVII века узкими узорчатыми окнами и богато отделанными печными трубами – сохранились в очень немногих городах, в небольшом количестве, и преподносятся обычно как нечто уникальное. Здесь же – таких палат сохранилось целых семь, причем с каждой более-менее высокой точки их видно не меньше трех. И смотрятся они не музейным экспонатом, а гармоничной частью старой городской застройки. Самое богатое из таких строений – дом Ершова (ул. Ленина, д. 9). Ныне здесь находится краеведческий музей.
Живописнее всего выглядят более скромные дома Опарина и Канонниковых (ул. Набережная, дома 42 и 44). С другого берега реки, вместе с Благовещенским собором и стоящим выше Троице-Никольским монастырем, они создают неповторимый ансамбль города XVII – начала XVIII века, созерцанию которого не мешает ни одно современное строение. На Пужаловой горе, возвышаясь над всем городом, расположен ансамбль Троице-Никольского монастыря.
История названия
Любопытна история происхождения названия «Пужалова гора». Именно на этом холме в древности находился укрепленный город. По преданию, во время осады города татарами в 1539 году, город спасло чудо: над горой возникла фигура огромного воина с мечом и «напужала » татар так, что те в страхе убежали.
С Пужаловой горы открывается прекрасная панорама старинного купеческого города без следов современной застройки.
Правда, самые лучшие виды на монастырь открываются как раз снизу, с берега Клязьмы, но на гору стоит подняться в любом случае – хотя бы для того чтобы сфотографировать панораму города: она действительно того стоит. Все та же старая деревянная застройка, каменные палаты, церкви... А дальше – река и леса до горизонта. Даже современного моста нет, есть только деревянный понтонный – примерно такой же, как был здесь, наверное, сто лет назад. Ну где еще можно полюбоваться на такую сказку?
Кстати, никаких проблем со съемкой ни в одном из монастырей Гороховца у нас ни разу не возникло. То ли сказывается сравнительно небольшое количество туристов, то ли люди в провинции в принципе добрее, а порядки – мягче. Удивительно, но ни одна из многочисленных отдыхавших на берегу Клязьмы молодежных компаний не сделала попытки к нам привязаться (хотя люди непонятного вида в камуфляже со здоровенным серебристым фоточемоданом наверняка вызвали у них по меньшей мере удивление). В городах покрупнее обычно приходится прикладывать максимум усилий, чтобы быть похожим на «обычного человека », а не на фотографа и путешественника, здесь же это не понадобилось.
При желании можно пройти чуть дальше за Троице-Никольский монастырь и полюбоваться на кладбищенскую Всехсвятскую церковь. Она была построена сравнительно недавно – в начале XX века, и выглядит довольно скромно – но очень красиво расположена. Сретенский монастырь (ул. Советская, д. 5) – практически состоит из одного храма и окружающих его зданий келий, построенных в XVII веке, которые вместе образуют замкнутый четырехугольник. Сфотографировать весь ансамбль крайне непросто: стоит он среди плотной застройки, и снять комплекс целиком можно только сверхширокоугольным объективом. Правда, можно попытаться дотянуться до него телевиком с Пужаловой горы, но тогда он окажется основательно заслоненным другими строениями. Старинные деревянные дома, украшенные искусной резьбой, зачастую до сих пор жилые, ничуть не менее интересны, чем церкви и монастыри. Чтобы увидеть большинство из этих чудес деревянного зодчества, нужно пройти по улице Ленина в направлении от центра города (в сторону, противоположную реке). Это не просто дома, а целые деревянные дворцы совершенно необычной архитектуры, с башенками и крылечками причудливой формы. Например, дом бывшего начальника земской управы Пришлецова (ул. Ленина, д. 38) украшен абсолютно фантастической резьбой с цветами, сказочными птицами, русалками и виноградными гроздьями. Главное – снимая крупным планом окна, украшенные искусной резьбой, нужно все-таки помнить о том, что здесь и сегодня живут люди, и не факт, что им понравится столь пристальное внимание фотографов. Поэтому для съемки фрагментов резьбы лучше по возможности пользоваться телеобъективом.
Домовая резьба
С давних времен на Руси люди украшали свои жилища деревянной резьбой. Орнаменты и сюжеты, которые использовались в резьбе, несли не только декоративную функцию, но и являлись своеобразными оберегами, неся с собой традиции еще дохристианской эпохи. Чаще всего вырезались солнечные знаки, изображения русалок и птиц-сиринов. Старая вера ушла – но традиции остались, и элементы убранства домов XIX века подчас в точности копируют орнаменты на произведениях древнеславянского искусства. Существовало две основных техники резьбы: так называемая «глухая» резьба, когда непосредственно на толстой доске вырезается барельеф, и пропильная, при которой деревянное кружево насквозь выпиливается из более тонкой доски.
Обязательно стоит переправиться по понтонному мосту (или – зимой – по льду) на противоположный берег Клязьмы, откуда открываются прекрасные виды на всю панораму старинного города. Здесь находится Знаменская церковь (1679 г.), живописно расположенная среди лесов.
Это – практически все, что осталось от основанного здесь еще в XVI веке и некогда довольно богатого Свято-Знаменского монастыря. В начале советского времени монастырь был закрыт; позже здесь разместился совхоз, который и нанес наибольший урон постройкам. Территория была превращена в свалку, а храм – в конюшню. Сейчас здесь идет реставрация, но продвигается она не слишком быстро. Горы мусора, ржавых деталей и битого стекла перед церковью до сих пор напоминают о «славном» прошлом.
Если повезет попасть в Гороховец в солнечную погоду – лучше всего прогуляться на другой берег Клязьмы перед закатом. В последних лучах солнца город преображается и становится чем-то совершенно сказочным, словно выросшим из бескрайней зелени лесов без участия человека. При созерцании этой картины наступает чувство полного умиротворения и покоя. Никуда не хочется бежать, ничего не хочется делать – хочется просто сидеть в зарослях на берегу реки, забыв на время о нашем шумном и суматошном XXI веке, слушать щебет птиц и любоваться панорамой тихого старинного города – такого, каким он был много лет назад и каким он остался сегодня.
Основные достопримечательности Г ороховца (с адресами)
Окрестности площади комбрига С.М. Патоличева:
1. Благовещенский собор (1700 г.), церковь Иоанна Предтечи (конец XVII – начало XVIII в.), Школьный переулок