Новая Зеландия состоит из двух крупных островов Северного и Южного и ряда мелких, которые совместно образуют самостоятельную океаническую страну, близкую по типам ландшафтов к горно-островной Меланезии. Располагаясь между 34°23' ю. ш. и 47°17' ю. ш., она занимает наиболее южное положение в Океании. Ее острова поднимаются с подводного Новозеландского плато и в своем простирании с юго-запада на северо-восток (более чем на 1500 км) следуют крупной линии разлома, продолжающейся вдоль глубоководных впадин Кермадек и Тонга. Острова удалены более чем на 2000 км от Австралии и представляют собой сохранившуюся от погружения часть древнего материка Тасмантис. Начало образованию новозеландских структур было положено верхнепалеозойской складчатостью, но важнейшие горообразовательные движения происходили в мезозойскую эру и в палеогене, после чего наступил длительный период тектонического покоя и пенепленизации. В плиоцене произошла новая складчатость, а также крупные сбросовые дислокации и дифференциальные вертикальные движения, раздробившие древнюю сушу на горстово-глыбовые массивы и определившие очертания берегов. На Северном острове они сопровождались мощными вулканическими процессами. С конца мела Новая Зеландия потеряла связи с Новой Гвинеей и через нее с Австралией. В неогене острова, вероятно, имели кратковременные соединения с Южной Америкой (через Антарктиду). Развитие органического мира происходило в основном без пополнения извне, что дает основания для выделения Новой Зеландии в самостоятельную флористическую подобласть Палеотропиков и особую фау-нистическую область. Флора островов на 74% состоит из эндемичных растений и сравнительно бедна видами (1843). Чисто новозеландскими являются особые древовидные папоротники (циатея Cyathea spp., диксония Dicksonia spp. ), хвойные, в том числе каури (Agathis australis) и тотара (Podocarpus totara), деревянистые подушковидные растения, волокнистый новозеландский лен (Phormium tenax, из семейства лилейных). Важнейшими представителями малезийской и австралийской флоры являются миртовые и другие вечнозеленые двудольные, а также виды из семейства эпакридовых и протейных. Связи с Южной Америкой подтверждаются элементами антарктической флоры (вечнозеленый бук Nothofagns spp. и др. ). Фауна Новой Зеландии также характеризуется высоким эндемизмом и глубокой древностью. Местные млекопитающие представлены на островах двумя видами летучих мышей и одним видом крыс. Много нелетающих птиц, из которых обращают на себя внимание киви, глаза у которых расположены на конце клюва, и совиные попугаи с мягкими крыльями.
Еще в прошлом столетии можно было встретить птицу моа до 3 м ростом. Летающих птиц немного, среди них крупный попугай нестер со времени завоза овец превратился из насекомоядного в опасного хищника: он расклевывает шкуры овец и питается салом животных. На островах сохранился единственный представитель древнейших пресмыкающихся (первоящеров) гаттерия. Ввиду большой протяженности Новой Зеландии и ее положения в умеренном и субтропическом климатах, резких различий геологического строения и рельефа, природа Северного и Южного островов очень разнообразна. Южный остров (площадь 150 тыс. км2) сложен кристаллическими метаморфическими и смятыми в складки осадочными породами и имеет горный рельеф. Новозеландские Альпы протягиваются вдоль западной половины острова, возвышаясь до 3768 м (гора Кука). В четвертичный период они подверглись двукратному оледенению и в настоящее время имеют до 50 ледников, общей площадью около 1000 км2 Древнее и современное оледенение придает Новозеландским Альпам характерные черты альпийского высокогорья, вполне оправдывая их название. С юга к горам примыкает гранитный пенеплен плато Отаго, расчлененный многочисленными широкими тектоническими впадинами, преобразованными четвертичными ледниками в троговые долины. На юго-западе Отаго в долинах лежат крупные озера, подпруженные конечными моренами, береговая линия имеет глубокое фиордовоа расчленение. Вдоль западных склонов Новозеландских Альп расположена узкая прибрежная низменность, к восточным склонам примыкают береговые равнины Кентерберри. В их древних аллювиальных и флювио-гляциальных отложениях имеются россыпные месторождения золота, а в подстилающих свитах угленосные пласты. Узкая перемычка соединяет равнины с полуостровом Бэнкс, на котором поднимается несколько вулканических конусов. Почти весь Южный остров, за исключением крайнего севера, лежит в поясе умеренно-теплого, очень влажного климата. Высокогорный рельеф обусловливает резкие экспозиционные контрасты и развитие высотной поясности. Снеговая линия на западных склонах Новозеландских Альп лежит на высоте 2100 м, на восточных 2400 м. Большую часть года остров встречает западные ветры ревущих сороковых . Зимой вдоль его северной окраины проходит полярный фронт с активным циклогенезом, циклонические осадки, усиливаемые орографией, увлажняют западные наветренные склоны гор. По западной периферии циклонов к острову иногда подтягивается холодный антарктический воздух, вызывающий кратковременное падение температур ниже 0°С, при средних зимних (на побережье) от 5°С до 7°С.
Летом в ослабленном виде сохраняется западная циркуляция, но полярный фронт смещается к югу. К северной половине острова подступают северо-западные ветры западного сектора Южно-Тихоокеанского максимума. Они несут с собой очень влажный воздух, который при подъеме по склонам гор дает обильные осадки. Температура летом 14°С на юге и 17°С на севере острова. Над прогретыми равнинами Кентерберри развивается конвекция, с которой связан небольшой летний максимум осадков. Таким образом, осадки свойственны как зимнему, так и летнему сезонам, но лето несколько влажнее зимы. На западной низменности годовая сумма осадков составляет 2500 мм, на склонах гор она возрастает до 3500 мм, восточные склоны и особенно равнина Кентерберри получают лишь 500-700 мм осадков в год. Характер увлажнения обусловливает полноводие и равномерный сток рек западного склона, меньший объем стока и значительные колебания расходов на равнинах Кентерберри. Реки имеют снеговое, ледниковое и дождевое питание и поэтому широко разливаются весной и летом. Ледники на западных склонах сползают до 213 м (ледник Франца-Иосифа), на восточных не ниже 700 м, хотя среди них находится самый длинный на острове ледник Тасмана (29 км). В связи с отсутствием резких сезонных колебаний температур и обильным увлажнением западные склоны Новозеландских Альп покрыты густыми смешанными лесами, в которых далеко на юг проникают вечнозеленые деревья, особенно лавровые (Weinmannia racemosa) и хвойные (Podocarpus dacrydioides, Agathis australis). Смешанные леса поднимаются до 600 м на севере и до 400 м на юге, выше лежит поясвечнозеленых буковых лесов (Nothofagus spp. ) с примесью хвойных, заканчивающийся на высоте около 1000 м. Буковые леса отделены от горных лугов поясом низкорослых жестколистных кустарников, главным образом из семейства сложноцветных (Oleana spp., Senecio spp. ). От подножья до верхней границы леса развиты бурые лесные и горно-лесные бурые почвы различной степени оподзоливания. Горные луга сменяются на щебнистых осыпях разреженной подушкообразной высокогорной растительностью (Haastia pulvinaris, Raoulia Latescens, образующие желтоватые плотные подушки, называемые растительными овцами ). Восточные склоны покрыты зарослями вечнозеленых кустарников из красного чайного дерева (Leptospermutn scoparitim) и буковыми лесами, которые, в частности, одевают равнину Отаго, придавая ее живописному озерно-фиордовому ландшафту сходство с Южно-Чилийскими Андами. На равнинах Кентерберри развиты своеобразные дерновинно-злаковые степи с плотными дернинами мятлика, овсяницы, пырея.
Вдоль берега, на песчаных почвах растет новозеландский лен, одно из немногих местных полезных растений, дающий волокно для грубых тканей и циновок. Северный остров (площадь 115 тыс. км2) отделен от Южного грабеном пролива Кука. Остров слагают палеогеновые, неогеновые и четвертичные отложения, мезозойские свиты (в восточной части) и вулканические породы, широко развитые в центре и на севере. Береговая линия образует несколько округлых заливов; на северо-западе далеко в океан выдается полуостров Окленд незатопленная часть подводного хребта, протягивающегося до Новой Каледонии. В рельефе преобладают средневысотные плато, по краям широко развиты низменности приподнятые участки шельфа; лишь вдоль восточного побережья поднимается хребет Руахине (1592 м). Центральную часть острова занимает вулканическое плато, по которым вдоль меридиональной линии разломов поднимаются вулканические конусы. Среди них действующие: Руапеху самый высокий в Новой Зеландии (2797 м) и Таравера (1100 м)-широко известный сильным извержением 1886 года. На плато много озер, часто термальных, занимающих картеры потухших вулканов или котловины, подпруженные лавовыми потоками; самое крупное из них озеро Таупо (площадь 612 км2, глубина 102 м). На севере плато находится термально-озерный район с живым вулканическим ландшафтом многочисленными гейзерами, окруженными туфовыми террасами, горячими источниками, насыщенными сернистым л соединениями, с сильными и частыми извержениями вулканов и землетрясениями. Аналоги подобного ландшафта имеются лишь в Исландии, в Йеллоустонском Национальном парке (в Скалистых горах США) и на полуострове Камчатка. На западном побережье поднимается самый высокий из потухших вулканов Эгмонт (2717 м), сохранивший правильную конусообразную форму; на полуострове Окленд среди низких лавовых равнин поднимается ряд небольших потухших вулканов. Климат Северного острова субтропический, умеренно-теплый, с очень влажной зимой. Летом осадков выпадает меньше, но иногда над островом проносятся тайфуны, сопровождающиеся сильными ливнями и ветрами. Вне лавовых плато естественная растительность представлена смешанными субтропическими лесами, более богатыми по видовому составу, чем на Южном острове (с пальмами и другими теплолюбивыми вечнозелеными). На лавовых плато господствуют заросли вечнозеленых кустарников, леса появляются лишь на выветрелых лавах, уже вовлеченных в процесс почвообразования. Естественные ландшафты Новой Зеландии сильно пострадали в результате колонизации островов.