В январе 1949 года во время ремонта главного зала вспыхнул пожар, который почти полностью уничтожил интерьер. Вывезенные на время ремонта статуи не пострадали, но очень сильно обгорели фрески. Целый год четырнадцать видных художников работали над фресками и сейчас они полностью восстановлены. Когда смотришь на эти, исполненные чистотой и “внутренней гармонии” лица, трудно поверить, что их создала человеческая рука.
1.3. Киото- центр национального зодчества
Вторым центром японского национального зодчества и особенно храмовой скульптуры является Киото. Как и Нара Киото был древней столицей Японии до 1868 года. Его древность не стала мертвой, она имеет невидимую связь со временем, слилась в единое, неразрывное целое с современностью. Не хватит жизни, чтобы рассказать о 1660 буддийских храмах и 273 синтоийских святилищах Киото. Говорят, что любая прогулка по городу начинается с храма и заканчивается тоже храмом. Весь город функционирует как единый организм, сердце которого здание, улицы, мосты, реки и горы. Среди гор и прячутся храмы. Жители Киото и многочисленные приезжие - все остальные органы, а красочные фестивали - это лицо с веселой улыбкой. Три главных фестиваля - Аои мацури, Гион мацури и Дзидай мацури.
Корни древнейшего праздника города Аои мацури уходят в период Асука - 6 век. По легенде император Киммэй отправил своего сына посетить храмы Камигамо и Симогамо и умилостивить дарами богов, которые послали на Японию стихийные бедствия. Ожидаемое чудо свершилось и штормы с наводнениями прекратились. С тех пор каждый год 15 мая в Киото проводится праздничная церемония. Рано утром из ворот императорского дворца движется процессия из 400 человек, одетых в костюмы эпохи Хэйан (8-12вв.). “За ними следуют около сорока бычьих упряжек, тянущих повозки, украшенных мальвами” (по-японски “аои”, отсюда и название праздника). Парад продвигается по пути, который когда-то прошел сын императора, и к вечера возвращается во дворец.
В июле отмечается праздник Гион мацури. Так же, как и в предыдущей легенде, император вынужден был обратиться за помощью к богам. Это произошло примерно 1100 лет назад. Страну поразила эпидемия бубонной чумы. Когда она добралась до столицы, император Сэйва стал молить о помощи божеств храма Гион (храм Ясака). Чума отступила и пришло время веселью. Подготовка к празднику начинается в первых числах июня, а его пик приходится на 17 июля, когда по центральным улицам Киото проходят колесницы, “влекомые десятками людей”. На колесницах сооружены различные священные предметы. Там же усаживаются музыканты, исполняющие на флейтах и барабанах традиционные мелодии.
Дзидай мацури проводится 22 октября. Это своего рода парад истории. Представители различных эпох идут по улицам (“дзидай” в переводе с японского- “эпоха”, “период”). Здесь деятели и литературы, и искусства, и военные полководцы, государственные деятели и другие исторические персонажи, а также мифологические герои. Вовремя парада время смещается, всё перемешивается и зритель теряет чувство реальности.
Одним из наиболее распространенных символов Киото является Кинкакудзи - Золотой павильон. Золотой павильон или храм Рокуондзи представляет собой “ажурное архитектурное сооружение”. Он был построен в 1397, но сгорел в 1950 году. Недаром в Японии распространена поговорка: “Пожар, землетрясение и наводнение- три беды народа”. Вновь храм был восстановлен уже через пять лет, в 1955 году. Удачно найденная планировка Золотого павильона придают ему нужную легкость, воздушность. Кинкакудзи считается одним из лучших образцов японской национальной архитектуры. Это звание досталось ему благодаря идеальным пропорциям и гармоничным формам. Храм Рокуодзи стоит на берегу небольшого озера. Его золотистая крыша великолепно смотрится в лучах осеннего солнца. Если наблюдать с веранды первого этажа, создается впечатление будто дом плывет по озеру (часть его основания на самом деле находится в воде). Храм окружают вечнозеленые хвойные растения криптометрии. Неподалеку вот уже пятьсот лет стоит сосна, которой несколько поколений садовников придают форму плывущего по волнам корабля.
Нельзя не упомянуть и о Серебрянном павильоне- Гинкакудзи. Он был задуман в унисон к Золотому, но, во-первых, крыша его так и не была покрыта серебряными пластинами, а во-вторых, по своему замыслу он значительно менее оригинален, чем Золотой павильон. Гинкакудзи- это двухъярусное сооружение, построенное в 1483 году для сёгуна Асикага Есимаса. Стены этого как бы прозрачного здания раздвигаются и его помещение становится продолжением сада и пруда.
Павильоны Рокуодзи и Гинкакудзи являются свидетельством того, что сёгуны- владыки страны, окружали себя необыкновенной роскошью и изысканностью.
Одним из пяти великих монастырей Киото считается храм сокровищ Востока- Гофукудзи, по размерам превосходящий Тодайдзи и Кофукудзи в Нара. Построенный в 1236 году и восстановленный после пожара в XV веке, храм всегда наполнен людьми. Сюда приходят даже просто полюбоваться ландшафтом, особенно прекрасном осенью, когда его покрывает клен с багряными листьями. Храм Тофукудзи помимо природы славится замечательной архитектурой и коллекцией традиционной живописи.
Другая не менее известная достопримечательность - Киёмидзу, Храм чистой воды, посвященный богини милосердия Каннон. Многоярусный комплекс здания самого храма подобен кораблю, пришвартовавшемуся к вершине скалы. Отсюда открывается великолепный вид на город. Храм был основан в 1633 году. Территория храма представляет собой большой парк с аллеями японской декоративной сакуры и клена. Цветение вишни- самое прекрасное зрелище. Пожалуй к сакуре можно отнести слова Гургани: “Прекрасен розы куст на взгляд, а не на вкус”. Японская вишня не плодоносит.
Холл тридцати трёх отсевов (Сандзюсангэдо)- действующий храм, строительство которого относится к 1164 году. Своё название он получил из-за того, что все помещения дялятся опорными колонами ровно на 33 отсека. Этот храм славится огромной деревянной статуей тысячерукой богини милосердия Каннон, сидящей на цветке лотоса. Ее окружает еще 1001 позолоченная деревянная статуя богини с человеческий рост, а также 28 верных последователя Каннон.
1.4. Древняя Осака
Каждый город имеет свою неповторимую особенность. Есть она и у третьего по величине, после Токио и Иокогамы, города Осака, некогда возникшего на берегах бухты Нанива Японского Внутреннего моря. С самого своего основания Осака не замыкалась в своих внутренних проблемах. Ее удобное географическое положение в устье судоходных речек, прекрасная морская гавань, близость к тогдашней столице Киото определили судьбу города-порта, города-ярмарки, города-завода. Когда-то здесь было возведено несколько зданий для отдыха приезжавших из столицы придворных и представителей знати. Древнейшее из них называлось Нанива-но-мия- Императорский дворов Нанива, а сам город получил в те годы название Нанивакё. Через Нанивакё шел поток товаров, перевозившихся морем из других районов страны в столицу. У морских причалов возникли огромные склады поставщиков императорского двора, и прежде всего- зерновые амбары. Довольно тесные связи поддерживали осакские купцы с Кореей и Китаем, ввозя оттуда ткани, предметы роскоши. Но широкую известность город стал приобретать лишь с XVI века. В 1583 году по приказанию военного правителя Японии Тоёетоми Хидэёси здесь был построен мощный Осакский замок, сохранившийся до наших времен. Хидэёси начал строить его после того, как подчинил себе всю феодальную Японию. Замок должен был символизировать могущество полновластного феодального диктатора и в то же время стать неприступным сооружением, хорошо защищенном от неприятеля крепостью. Замок строился три года. По существу. он состоял из трех комплексов защиты, идущих один за другим. В замок вели три входа (через них проходили войска)- Отэ-гути, Тамацукури-гути и Кёбаси-гути. Кроме того, было еще трое ворот, служащих для торжественного выезда и хозяйственных нужд. Первые- Отэмон- служили главным входом в замок. Глухая стена с голубой черепичной крышей переходила в широкий проем с мощными каменными столбами по краям. Вторые ворота- Сакурамон- получили свое название от прекрасных деревьев сакура, обрамляющих вход на территорию замка. Третьи ворота- Аоягутимон, северный вход в замок, использовался исключительно для хозяйственных целей. В юго-восточной части крепости находилось одно из важнейших строений замка- сокровищница Киндзо. Низкое длинное здание под черепичной крышей было сложено из огромных стволов криптометрий. Здесь хранились слитки золота и серебра, золотые, серебряные и медные монеты, ювелирные изделия, жемчуг и другие драгоценности семейства Хидэёси. Внутреннюю часть замкового комплекса Осака занимали различные жилые постройки. Деревянные одноэтажные павильоны имели длинные галереи, уходящие к садовым беседкам. Здесь находился так же дворец для приемов. Вокруг него был огромный сад. По обеим сторонам от фасада дворца были вынесены крытые галереи. Пространство между ними засыпалось дробленным белым гравием. Это белое, тщательно “причесанное” поле с глубокими, строго определенного рисунка бороздами, как уже говорилось, было отражением древней синтоийской традиции обожествления сил природы...
Посещая Осаку, любители старины не преминут посетить один из старейших буддийских храмов в Японии Ситэннодзи. Он был заложен еще в 593 году принцем Сётоку-тайси. Правда от древнего храма мало что осталось. Разрушенный в годы Второй мировой войны, он затем был восстановлен. Но это, как теперь говорят, уже новодел...
На этом мы попрощаемся с Осакой и направимся в Никко, что по-японски означает “солнечное сияние”. Среди японцев существует утверждение: “Не говорите “изумительно”, пока вы не увидите Никко!” Похоже даже местные жители не перестают любоваться отвесными громадными скалами, которые, кажется, стремятся к самому небу