Мезо-кайнозойские тектонические движения земной коры, проявившиеся весьма активно как в геосинклиналях, так и на платформах, сильно изменили структурный план Азии и в значительной степени сгладили различия в рельефе, которые обычно наблюдаются между участками суши древней и молодой консолидации. Наиболее сильно они проявились в Альпийско-Гималайском поясе, где возникли высочайшие хребты мира; несколько слабее, но также весьма активно в северной части Центральной Азии, Северо-Восточном и Восточном Китае и Индокитае и значительно менее ярко на участках древних докембрийских платформ Аравии и Индостана. Помимо образования крупных эндогенных мегаформ рельефа, они во многом предопределили направление экзогенных процессов рельефообразования, так как создали резкие различия в континентальности климата и условиях стока между внутренними и краевыми (южными и восточными) приокеаническими районами Азии. Кайнозойская складчатость и горообразование, активно проявившиеся в различных частях суши, еще более осложнили структуру и орографию Азии и создали своеобразный в геоморфологическом отношении пояс островных дуг у восточных берегов Евразиатского континента. В зависимости от особенностей геологического строения и форм рельефа, обязанных как эндогенным, так и экзогенным процессам, в пределах зарубежной Азии можно выделить одиннадцать крупных морфоструктурных регионов. На юге и юго-западе материка обособляются плато и плоскогорья полуостровов Аравийского и Индостана, запечатлевшие в рельефе процессы продолжительной денудации в условиях древней докембрийской платформенной структуры. На севере к ним примыкают неширокие плоские аккумулятивные низменности, образовавшиеся в предгорных прогибах Альпийско-Гималайского складчатого пояса: Месопотамская и Индо-Гангская. К северу от них располагается широкий пояс внутренних нагорий, образованных ядрами древних герцинских структур, и окаймляющих их альпийских складчатых дуг. Для этого пояса характерны резкие геоморфологические различия между краевыми горными цепями, достигающими значительной высоты и конденсирующими атмосферную влагу в количестве, достаточном для развития эрозионных форм, и более низкими бессточными внутренними котловинами, занятыми преимущественно пустынями, со свойственными им особыми денудационно-аккумулятивными формами рельефа. Этот пояс включает относительно невысокие Передне-Азиатские нагорья и высочайшее в мире Тибетское нагорье. Среди горных дуг, обрамляющих внутренние нагорья Азии, выделяются большой протяженностью и особенно значительной высотой Гималайские горы, представляющие важный географический рубеж между Тибетом и Собственно Центральной Азией на севере и Индо-Гангской низменностью на юге.
К северу от Тибетского нагорья лежат горы и равнины Собственно Центральной Азии, Эту территорию образуют в основном наиболее стабильные древние складчатые структуры Азии участки докембрийской платформы, каледониды и герциниды. Этим объясняется преобладание здесь обширных равнин и плато. Вместе с тем активные молодые движения земной коры создали местами высокие складчато-глыбовые хребты, предопределившие своеобразное ячеистое строение поверхности, и обусловили значительную высоту территории. Резкая континентальность климата, удаленность от океана ограничивают развитие стока и выноса продуктов разрушения за пределы региона. Это объясняет широкое развитие здесь, как и в районах внутренних нагорий, своеобразных денудационных и аккумулятивных форм рельефа. Горы и равнины Восточной и Юго-Восточной материковой Азии протянулись от границ с Россией в Северо-Восточном Китае до Индокитайских низменностей на юге включительно. Сочетание обширных низких равнин, сформировавшихся на древних стабильных массивах, и средневысотных и низких гор, соответствующих активизированным в мезозое частям платформы, определяет большую сложность этого обширного структурно-морфологического региона. Умеренные вертикальные движения неотектонического этапа лишь омолодили некоторые горные области, подняв их и деформировав древние поверхности выравнивания. Однако продолжавшаяся с мезозоя денудация успевала в условиях: обильного увлажнения выравнивать медленно поднимавшуюся сушу, что и объясняет сочетание молодых эрозионных форм с древними и сохранность пенепленов во многих горных областях. Другим типом рельефа отличаются низменные равнины, особенностью которых являются местами выступающие холмы и низкие горы. В западной части Индокитая преобладают средневысотные горы альпийского и мезозойского возраста, являющиеся продолжением структур Гималаев и юго-восточного Тибета. Глубокий межгорный Иравадийский прогиб разграничивает эти разновозрастные структуры. В рельефе он соответствует низменности реки Иравади. С востока Азия окаймляется островными дугами Восточной и Юго-Восточной Азии, которые находятся в стадии геосинклинального развития, что подтверждается активными здесь сейсмичностью и вулканизмом, а также контрастным сочетанием рельефа гористых островов и глубоководных океанических впадин с глубинами до 11 000 м. Для рельефа Аравийского и Индостанского полуостровов характерно широкое развитие пенепленов, возникших на кристаллическом и метаморфическом фундаменте. Плоский характер поверхности, отчетливо выраженный во внутренних частях полуостровов, нарушен молодыми дислокациями, особенно сильно проявившимися вдоль их западных краев.
В рельефе Аравии и полуостровной Индии обнаруживаются, наряду с чертами сходства, существенные различия, которые предопределены своеобразной историей развития этих крупных регионов Азии. Начиная с мезозоя на полуострове Индостан, располагающемся в сфере действия индийских муссонов, видимо, никогда не существовали такие аридные условия, как в Аравии, поэтому в рельефе его поверхности отчетливо выражены эрозионные формы. В Аравии активная деятельность водных потоков ослабевала по мере развития сухости климата, которая становилась все ощутимее с мезозоя, и особенно с конца палеогена. Для Аравийского полуострова характерен общий наклон поверхности с запада на восток, обусловленный резким поднятием его западного края. Его западные части, а также побережье Красного моря имеют резкий сбросовый рельеф. Амплитуды высот особенно значительны в поясе горстов и грабенов горного запада, где массивы высотой, то 3000 м соседствуют с котловинами, днища которых лежат ниже уровня океана (котловина Мертвого моря, например, располагается на высоте 748 м). Поднятие западного края обусловило моноклинальное (с наклоном на восток) залегание осадочных пластов платформы, а деятельность водных потоков, еще активных в период, последовавший за поднятием, привела к образованию куэст в пластах мезозойских и палеогеновых морских отложений. Однако эрозионные формы не имеют широкого развития. Большую часть полуострова занимают песчаные пустыни с характерными для них дюнами и грядами. В западной части полуострова распространены вулканические формы рельефа, возникшие в неогене. Они тянутся полосой различной ширины от Баб-эль-Мандебского пролива вдоль Красного моря до южной части Сирийской полупустыни. В Йемене лавовыми излияниями создано плато, которое расчленено на западе и юге короткими, но глубокими долинами рек. К северу от Йемена, в горных районах Асира и Хиджаса, на линиях разломов, тянущихся параллельно сбросовой котловине Красного моря, залива Акаба и Мертвого моря, располагаются конусы невысоких вулканов (до 100-200 м высоты). Вся эта полоса излияний заканчивается в юго-западной части Сирийской полупустыни вулканами горной группы Джебель-Друз. На северо-востоке плато граничит с Месопотамской низменностью, расположенной в области современного предгорного прогиба перед горами Загрос, На северо-западе оно обрамлено средневысотными складчатыми горами Ливана и Антиливана. Особенности рельефа последних связаны уже с развитием геосинклинальной зоны Альпийско-Гималайского пояса. Полуостровная Индия преимущественно плоскогорная страна, с сильно размытой реками поверхностью.
Широкие речные долины пересекают полуостров с запада на восток соответственно преобладающему наклону поверхности. Даже там, где неровный фундамент платформы перекрыт трапповыми излияниями, некогда единая поверхность в процессе размывания и поднятия получила ярусное строение. Повсюду высятся останцовые массивы с обрывистыми склонами, плоскими вершинами, а местами и с узкими гребнями. В центральных частях и на востоке Декана, где повсеместно на дневную поверхность выходят метаморфические и кристаллические породы, рельеф имеет характер то плоских, мягковолнистых, то более расчлененных поверхностей пенеплена. Этим двум наиболее характерным типам рельефа ступенчатому на траппах и волнистому пенеплену на кристаллических породах цоколя, противостоит рельеф периферических частей плоскогорья, где глыбовые перемещения отличались наибольшей активностью. Так, Западные и Восточные Гхаты представляют собою косопоставленные глыбы с крутыми, местами обрывистыми склонами в сторону океана и пологими во внутренние части плоскогорья. Западные Гхаты со стороны моря имеют вид единого хребта. Вершины их одновысотны, а линейное простирание придает всей системе морфологическое однообразие. В более низких Восточных Гхатах массивы разделены менее глубокими речными долинами, и вся система не отличается единством простирания. Сбросовое происхождение окраинных поднятий Индостана подчеркивается прямолинейностью берегов полуострова, Малабарекого на западе и Коромандельского на востоке. Аравийский и Индостанский полуострова на севере и северо-востоке граничат с вытянутыми параллельно горным хребтам низменностями Месопотамской и Индо-Гангской. Они занимают глубокие предгорные прогибы, выполненные толщей аллювиальных наносов. В восточной части Предгималайского прогиба их мощность достигает 8-9 км. За исключением горстового поднятия в восточной части Индо-Гангской низменности- плато Шиллонг и небольших выходов в системе Аравалли возле Дели и в других местах, коренные (породы нигде не выходят на поверхность); это обстоятельство определяет исключительную равнинность рельефа. Наибольшие неровности создают здесь ряды аккумулятивных речных террас, местами размытых боковыми притоками рек. Эрозионный рельеф наиболее характерен для водораздела Инда и Ганга. Рельеф Передне-Азиатских и Тибетского нагорий образовался в результате многофазного развития территории в единой Альпийско-Гималайской геосинклинальной зоне Тетиса. Дуги альпийских хребтов образуют как бы широкие овалы, обрамляющие древние ядра срединные части нагорий. Мало-Азиатское нагорье окаймляют Понтийские и Таврские горы; Иранское горы Загрос, Мекранские, Туркмено-Хорасанские и Гиндукуш; Тибетское Гималаи, Каракорум, Сычуаньские Альпы и другие.