Значительно более богатой алмазами дружественной нам страной является молодое независимое африканское государство Ангола. До провозглашения в 1975 году Народной Республики Ангола страной по существу правил алмазный концерн "Диамант". Только за год этот концерн добывал здесь 2,5 миллиона карат алмазов. В 1913 году, когда Ангола была португальской колонией, полковник португальской армии Бранаго де Мелу обнаружил на берегу реки Чикапа кимберлитовую трубку с алмазами. Как во всех подобных случаях, в прежде пустынный край хлынул поток авантюристов всех национальностей. Старателей косили малярия, желтая лихорадка, проказа, туберкулез. Но жажда наживы была превыше всего. Люди погибали тысячами.
Так продолжалось до 1940 года, когда была создана компания "Диамант". Главными хозяевами компании стали бельгийские, швейцарские, португальские и южноафриканские капиталисты. Хищническое разграбление ангольских алмазов шло до провозглашения Народной Республики Ангола.
Новое правительство национализировало 60 процентов акций концерна "Диамант". В ответ на эту меру заправилы концерна отозвали 900 из 1000 специалистов, работавших на обогатительных фабриках и рудниках концерна, вывели из строя многие машины и оборудование. Добыча алмазов упала в 10 раз. Но молодая республика не сдалась. Ангольские молодые люди обучаются в СССР, постигают науку у себя на родине. Кривая добычи алмазов в Анголе поползла вверх. Правительство Анголы принимает меры для того, чтобы "Диамант" полностью освободился от иностранной капиталистической опеки. У Народной Республики Ангола есть перспективы стать достойным конкурентом по добыче алмазов Южно-Африканской Республике.
Разработки алмазных месторождений ведутся и в других странах Африки. Многие из них до сих пор бессовестно обираются иностранными компаниями, грабящими народные богатства. Так, алмазные разработки капиталистической компании "Глобекс майнинг" в Либерии незаконно расширяются, вопреки воле правительства этого государства. Заправилы компании путем шантажа и подкупа либерийских государственных служащих постоянно расширяют свои владения. Президент Либерии приказал верховному суду провести расследование деятельности компании с целью прекращения открытого грабежа в не принадлежащих компании алмазных копях.
То, что алмазы добываются с превеликим трудом и стоят огромных денег, породило в кругах аферистов и мошенников особую "специальность" - создатель фальшивых алмазов. О поддельных алмазах стоит сказать несколько слов.
В царской России и во многих странах Европы существовали настоящие тайные промыслы по изготовлению поддельных алмазов и их сбыту. Поддельные бриллианты называются стразами. Отличить их от настоящих мог только опытный ювелир. В первые годы Советской власти началась борьба с подпольными специалистами по изготовлению стразов. Для своего производства они использовали свинцово-борное стекло, по составу сходное с оптическим стеклом. Для изготовления копии какого-либо крупного алмаза искусному мастеру иногда нужно было только одно - увидеть образец. Известный ювелир Патриаршей ризницы в Москве Ф.К. Кербель говорил: "Дайте мне на один день «Великий Могол», и через неделю-другую вы получите второй такой же и не отличите один от другого". Кербель во многом помог чекистам в раскрытии дела об ограблении Патриаршей ризницы в 1922 году. Он посвятил чекистов в тайны стразов, помог им разобраться, какой алмаз настоящий, а какой - поддельный.
Стразы всегда были тяжелее алмаза (удельный вес стекла, из которого они изготовлялись, - 5,5, а удельный вес алмаза, как известно, - 3,56). Они менее тверды, чем алмаз. На них оставляют царапины кварц и корунд, алмаз же невозможно поцарапать даже корундом. Для определения подлинности алмаза ювелиры пользуются острозаточенным алюминиевым или магниевым карандашом. Если провести им по блестящей грани алмаза, на ней не останется ни малейшего следа, тогда как на стразе появится тонкая серебристая полоска, хорошо видная в лупу.
Интересно, что настоящий алмаз никогда не принимает тепла человеческой руки, сколько бы вы не держали его в кулаке. Страз же довольно быстро согревается в руке. У настоящих алмазов ярким блеском сверкает верхняя грань, а нижняя светится металлическим блеском. У стразов этого не бывает. Не так давно во Франции стали делать стразы из особого стекла, удельный вес которого приближается к удельному весу алмаза. В то же время твердость стекла стала выше, сравнялась с твердостью кварца. На таких стразах оставляет царапины только корунд и, конечно, алмаз. Отличить французскую подделку стало труднее. Но опытный ювелир всегда отличит страз от алмаза.