Смекни!
smekni.com

Государственная символика Украины (стр. 4 из 5)

Усиление польского влияния на Великое княжество Литовское, куда входили и украинские земли, особенно после распространения на последних польского государственного устройства, вызвало утверждение и польской геральдической системы. Однако этническая символика украинского народа сохранилась. Так, при образовании в 1471 году Киевского воеводства его символом вновь стало изображение архангела Михаила. Возрождались и древние эмблемы, берущие начало со времен удельных княжеств Чернигова и Переяслава. Следующий этап в становлении этнической символики украинского народа наметился во время Освободительной войны против гнета шляхетской Польши 1648...1654 годов, которую возглавил Богдан Хмельницкий и в ходе которой возник общественно-политический центр. (Казаки, поселившиеся за Днепровскими порогами, строили небольшие деревянные укрепления – «городки» или «сечи». После их объединения и образовался центральный орган управления – Сечь Запорожская.) Украинское казачество отдавало предпочтение красному (малиновому) цвету, что подтверждает множество источников. (Хотя были знамена и других цветов.) К середине XVII века на Украине наиболее заметными были два типа гетмановских хоругвей: красная с изображением белого архистратига Михаила и (тоже красная) с изображением того или иного символа гетмана. В известной казачьей летописи украинского историка Самойла Величко отмечено, что с избранием Богдана Хмельницкого гетманом Украины ему вместе с булавой и войсковой печатью были вручены «хорогов королевская златописанная барзо красная; бунчук тоже велце модный з позлоцістою алкою i древцем». Исторический документ, таким образом, свидетельствует, что Богдан Хмельницкий создавал первое украинское государство и вел освободительную войну под красным знаменем. С красным знаменем он встречал и польских представителей под Переяславом зимой 1649 года. В 1655 году, по сообщению львовского регента Добешовского, в Варшаву Богдана Хмельницкого сопровождали в торжественном выезде «хоругвь новая красная» с изображением архангела Михаила, бунчук из белого конского волоса и белое знамя с вышитым изображением личного герба гетмана. Все это выражало идею: «Богдан Хмельницкий (личный герб) – гетман (бунчук) Украины (красная хоругвь с изображением архангела Михаила)». Символика Речи Посполитой уже не использовалась. Сохранившиеся описи казачьих знамен тоже говорят о приверженности запорожцев красному цвету. Имеются в виду знамена Киевского и Черниговского полков 1651 года, знамя последней Сечи, ликвидированной в 1775 году по приказу Екатерины II, знамена слободских казачьих полков – Сумского, Охтырского, Харьковского, Изюмского, Острогожского. Красное знамя, трансформировавшееся постепенно в малиновое, прочно вошло в устное народное творчество.

Гей там, на гopi Січ іде,

Малиновий стяг несе.

Эти строки из народной песни навеки запечатлели в памяти украинцев исторический символ Войска Запорожского, символ украинской государственности времен гетмана.

Архангелы в соответствии с христианскими представлениями – старшие ангелы, являющиеся бесплотными существами. Их назначение – служить единому Богу, воюя с его врагами, Михаил – один из архангелов, он – небесный «архистратиг», то есть верховный военачальник, полководец верных Богу ангелов и людей, победоносный антагонист дьявола. Образ Михаила считался покровителем князей и ратной славы. Правда, во времена польского владычества архангел Михаил был изображен на красном фоне с опущенными мечом и ножнами в знак покорности властелину. После воссоединения Украины с Россией в 1654 году постепенно изменяются назначение и роль казацкого войска. На него начинает оказывать сильное влияние русская армия со своими принципами организации. Все это не могло не отразиться и на боевых знаменах, на которых, кроме традиционных крестов, полумесяца, звезд на казачьих знаменах, начинают появляться изображения государственного российского герба – двуглавого орла, лики святых, казака с мушкетом. Преобладающим был малиновый, но встречались и голубые, зеленые, желтые цвета. Украинские и польские источники свидетельствуют о том, что среди знамен имелось немало и сине-желтых. Так, по описаниям польских хронистов, в Киеве и под Черниговом в 1651 году войско литовского князя Радзивилла захватило среди других шесть сине-желтых казацких знамен. Встречались и знамена из голубого холста разных оттенков с изображением гербов и святых. Позже, в XVIII веке были знамена желтые с белой каемкой, в Лубенском и Полтавском полках – сине-желтые. Известно, что кошевой Петр Калнышевский заказывал в 1763 году в Киеве новое полковое знамя для Сечи «желтое на блакитном канаваци» – такое же представлено в экспозиции днепропетровского исторического музея. И.Е. Репин, работая над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», использовал находящуюся в коллекции Эрмитажа большую казацкую хоругвь для морских походов. С одной ее стороны изображен двуглавый орел, с другой – корабль с запорожцами, Спаситель и архангел Михаил. Знаменитый русский филолог, академик Петербургской Академии наук Ф.Е. Корш пришел к следующему выводу: «...знамена казацкие, изображенные художником Репиным на его картине, не содержат по своему цветовому набору никаких иностранных веяний, а отражают в себе известную преемственность цветов золотых и небесных, постоянно присущих для всех знаков отличия в Южной Руси (Малороссии) еще до времен великих князей Киевских, вплоть до роспуска запорожской вольницы, согласно повелению императрицы Екатерины Великой. Сказанному имеется предостаточно письменных подтверждений в отечественных и иностранных сугубо исторических источниках, а равно – в ряде предметов материального искусства тех древних времен...».

Таким образом, в украинской символике долгое время сосуществовали знамена как малиновые, чёрные, так и сине-желтые. Революция 1848 года открыла новый этап в развитии украинской символики, дала толчок для национального возрождения, когда народ повел борьбу за восстановление украинской государственности под сине-желтым знаменем. Надо напомнить, что цвета этого флага ведут происхождение от старинного герба князей Романовичей, Львовской земли, Русского воеводства, на которых изображались золотой лев на голубом поле («галицкий лев», первый известный символ).

Интересны и цвета 104 гербов городов Российской Украины: желтый цвет присутствует в 86 из них, синий – в 51, белый – в 45, красный – в 33, зеленый – в 26, черный – в 24. То же можно сказать и о гербах украинских губерний дореволюционной России: Екатеринославская – голубой щит, на котором изображен золотой вензель Екатерины II и дата основания города, Подольская – золотое солнце в синем поле, Киевская – архангел Михаил в серебряном одеянии на сине-желтом поле, Херсонская – в синем поле серебряный крест, по бокам золотые короны. (В западноукраинских землях всегда преобладали синие и желтые цвета.) Потому со временем, когда 18 мая 1917 года в Киеве состоялся I Украинский войсковой съезд, петроградская делегация прислала сине-желтый флаг с надписью: «Пусть живет национально-территориальная автономия». В мае же две тысячи украинских солдат под сине-желтым знаменем прибыли на русско-германский фронт. Главнокомандующий генерал Брусилов, приняв его из рук хорунжего, сказал: «Под этим прапором я вижу достойное войско украинцев, которое поможет мне в час священной борьбы за благо всего Отечества. Слава украинскому казацкому войску!» Украинские солдаты под сине-желтым знаменем прорвали 1 июля австро-германские укрепления на нынешней Тернопольщине и... начали брататься со своими противниками, в которых признали украинцев из западных земель, входивших в состав австро-германских войск. Летом 1917 года часть кораблей Черноморского флота подняла сине-желтые флаги. Сине-желтый флаг утвердился в качестве национального флага на землях, отторгнутых в ходе гражданской войны и военной интервенции. Так, Западная Украина была оккупирована Польшей, Северная Буковина – Румынией, Закарпатье – Чехословакией. Власти Польши в 20...30-е годы в качестве национального флага украинцев Галиции признали сине-желтый. Флаг этот даже вывешивался на всевозможных собраниях украинцев. С ним население Западной Украины встречало части Красной Армии в 1939 году. В послевоенный период украинские эмигранты тоже использовали сине-желтый флаг, независимо от политических взглядов и социального положения. Указом Президиума Верховного Совета УССР от 21 ноября 1949 г. флаг республики подвергся наибольшим изменениям. Он стал двуцветным, нижняя его часть обрела голубой цвет: в литературе она связывается с цветом знамен Богдана Хмельницкого. Голубой цвет флага указывает также на огромные природные богатства Украины, ее прекрасные климатические условия, на то, что она является морской державой. На красной, которая в два раза шире голубой, изображались золотые серп и молот, а выше — красная пятиконечная звезда с золотой каймой. Отношение длины полотнища к ширине равнялось 2:1. Своей расцветкой флаг стал отличаться от других союзных республик, он стал узнаваемым. Отпала необходимость помещать на полотнище аббревиатуру «У.С.С.Р». Вверху, над серпом и молотом, появилось изображение пятиконечной звезды. С этим флагом мы дожили до Беловежской Пущи, то есть до начала 1992 г. 28 января 1992 года Верховный Совет Украины постановил: «Утвердить Государственным флагом Украины национальный флаг, представляющий собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух равных по ширине горизонтально расположенных полос: верхней – синего цвета, нижней – желтого цвета, с соотношением ширины флага к его длине 2:3. Так национальный сине-желтый флаг стал государственным на Украине, символизируя ее суверенитет.