Региональные вопросы геоэкологии береговой зоны дальневосточных морей, которые находятся в неодинаковых ландшафтно-зональных и природно-хозяйственных условиях, рассмотрены П.Ф. Бровко [6]. При этом используется междисциплинарный подход к проведению геоэкологического исследования береговых геосистем, направленного на всестороннее их познание, имея целью применение полученных знаний для создания морских хозяйств (культивирование лососевых рыб, промысловых водорослей и беспозвоночных). Внимание уделено также проблемам охраны дальневосточных берегов, созданию сети морских заповедников, в которых сохранились береговые ландшафты, в том числе и чувствительные к изменениям среды живые организмы. Названы крупные прибрежные акватории, где наиболее сильно проявляется отрицательная деятельность антропогенного фактора (Анадырский лиман, Авачинская губа, пролив Невельского, заливы Анива и Петра Великого).
Сопоставление основных представлений о социоэкологическом и геоэкологическом интегральных подходах к познанию береговой ноосферы выявляет значительный разнобой в современных взглядах исследователей. Прежде всего обнаруживается, что береговая ноосфера принимается как ныне существующая, хотя ее освоение является еще преимущественно нерациональным (Н.А. Айбулатов). Ряд ученых понимает под ноосферой сферу разума будущего нашей планеты, которая в настоящее время испытывает активное воздействие процесса ноосферогенеза (В.С. Преображенский и др.). Установлено также, что вследствие своего положения на контакте суша-океан береговая зона подвергается в эпоху НТР усиленному антропогенному воздействию, причем в основном негативному (Ю.В. Артюхин и др.).
На этом основании современная переходная эпоха от биосферы к ноосфере должна рассматриваться как стадия энергичного проявления процесса ноосферогенеза, ведущего к формированию сферы разума, составной частью которой станет береговая ноосфера. Вероятно, поэтому сейчас еще нельзя со всей определенностью говорить о существовании последней как полностью соответствующей понятию ноосферы. Однако налицо интенсивный ноосферогенез, который непреклонно ведет к возникновению ноосферы. В связи с этим береговую зону нельзя рассматривать только во взаимодействии с атмо-, гидро-, лито- и биосферой (понимаемой как совокупность организмов), но надо присоединить к ним формирующуюся ноосферу. Ведь познание сложной природно-хозяйственной контактной зоны суша-океан требует применения ноосферной концепции, обеспечивающей в изучении такой зоны наивысший уровень интеграции. Для этого должны быть использованы прежде всего тесно связанные подходы – социоэкологический и геоэкологический, каждый из которых раскрывает с соответствующим акцентом особенности взаимодействия общества и природы применительно к зарождающейся береговой ноосфере. Анализ работ показывает, что в них обычно отмечается крен в ту или иную сторону. Одной из главных задач становится дальнейшая разработка методологической основы берегового природопользования, направленной на использование ноосферной концепции В.И. Вернадского во всей ее полноте.
Представляется, что это можно сделать прежде всего для обоснованного выделения основных типов природопользования береговой ноосферы. Исходя из этих позиций можно различать аноосферный (нерациональный) и ноосферный (рациональный) его основные типы. Для аноосферного типа берегопользования, ныне в целом преобладающего, характерны такие основные составляющие, как истощение ресурсов, загрязнение и лишение восстановительных способностей природы. Большую тревогу вызывает усиливающееся проявление нерационального берегового природопользования. Вследствие интенсивности антропогенного фактора в современной береговой зоне негативность его воздействия достигает исключительной силы. Известно, что только около 20% общего протяжения берегов подвержено естественным процессам, а примерно 80% приходится на берега, развитие которых испытывает влияние нерациональной хозяйственной деятельности, приведшей к форсированию абразионно-оползневых процессов [5]. К тому же этому способствует начавшийся подъем уровня Мирового океана, являющийся также результатом, в конечном итоге, неразумной интенсификации производственной деятельности человечества.
По новым данным для берегов ряда отечественных морей, на естественные берега Балтийского моря (в пределах Калининградской области) приходится 22,2%, на такие же берега северо-западной части Черного моря лишь 4,5%, зато Каспийского – 43,5%, что объясняется слабым хозяйственным освоением восточного побережья этого моря [4]. Изменения человеком берегов значительны: на участке Анапа – Сочи на Черном море вследствие вывоза пляжной гальки и добычи ее на подводном склоне сократилась ширина пляжей на 50-75%; в северном Приазовье из-за безграмотного проведения берегоукрепительных работ ежегодно размывается морем 15-20 га черноземных земель; на калининградском побережье Балтики по той же в основном причине отступание берега достигает местами 1,5 м/год, сужаются пляжи. Разрушительные последствия антропогенной деятельности являются причиной больших экологических и экономических потерь.
Эти потери еще более возрастают за счет загрязнения береговой зоны промышленными, сельскохозяйственными и коммунальными стоками. Среди загрязнителей выделяются своей токсичностью соединения тяжелых металлов, которые концентрируются здесь в два раза больше, чем в океане естественным путем (свинец даже в 17 раз). Опасно загрязнение береговой зоны нефтью, скапливающейся в прибрежных водах в огромной массе. Большую угрозу представляют пестициды, особенно хлорорганические (в частности, ДДТ). Высокая токсичность указанных загрязнителей является причиной сокращения биомассы и уменьшения ее видового состава.
Нерациональное ведение хозяйственной деятельности сказывается и на снижении способности береговой среды восстанавливать свой природный потенциал. Это является результатом нарушения естественного равновесия чрезмерной эксплуатацией береговых ресурсов. Ярким примером может послужить Куршская коса на Балтийском море, где к концу XIX в. в прошлом сплошные леса сохранились на 1/10 площади песчаной косы, так как подверглись усиленной врубке на протяжении предшествующих трех столетий. Оголенные пески под действием ветра превратились в огромной величины дюны высотой в несколько десятков метров, перемещающиеся со средней годовой скоростью около 10 м и засыпающие населенные пункты. Пришлось браться за лесовосстановительные работы, которые помогли остановить передвижение дюн. Закрепление их лесной растительностью продолжается.
Анализируя хозяйственную деятельность, Н.А. Айбулатов отмечает, что еще преобладает негативное влияние антропогенного фактора. Тем самым подчеркивается важность ноосферного подхода, именно разумного, к познанию современных процессов освоения береговой среды. С этим выводом нельзя не согласиться, так как береговая зона является весьма показательной благодаря сложной и противоречивой своей природе, испытывающей в наше время сильнейшее антропогенное воздействие.
Результатом главным образом неразумного ведения морского хозяйства является возникновение в нем конфликтных ситуаций. Они проявляются больше всего в береговой зоне, где часто сталкиваются интересы рыбопромысловой отрасли с другими отраслями хозяйства: морского судоходства, морской горнодобывающей промышленности, морского строительства – дноуглубления, намывания и др. [19]. Для обеспечения именно ноосферного (рационального) ведения природопользования очевидна необходимость использования комплексного подхода.
В настоящее время приходится отмечать, что пока не во всем благополучно обстоит с ноосферным типом берегового природопользования, к которому издавна стремился человек в своей хозяйственной деятельности. Так, сейчас комплексное освоение природных ресурсов – как наиболее эффективное – явно уступает отраслевому с его существенными потерями. Это объясняется тем, что все еще наблюдается несогласованность действий потребителей береговых ресурсов. Поэтому не достигнуто максимально полное их освоение, экономически выгодное и экологически благоприятное для жизнедеятельности человека. В связи с этим ставится задача разработки системы интегральных показателей, с помощью которых можно было бы осуществлять комплексное освоение биологических, минеральных, энергетических, рекреационных, транспортных ресурсов. Особое внимание должно быть уделено конфликтным ситуациям в береговой зоне, где они чаще всего имеют место. Необходимо также развивать рациональное природопользование не в отрыве потребления ресурсов от их воспроизводства и охраны. Только тогда будет достигнут баланс между возможностями взаимодействующих факторов – природы и человека.