Смекни!
smekni.com

Из истории открытия и использования рыбных ресурсов южной части Тихого океана (стр. 2 из 2)

Наращивание объема (в 1979-1981 гг.) и последующий близкий к стабильному уровень добычи был обусловлен постепенной заменой устаревших типов судов более энерговооруженными (табл. 2); технической эволюцией в промвооружении, навигационной и рыбопоисковой технике, в технологическом оборудовании. В свою очередь эта замена в значительной степени была обусловлена изменениями в характеристиках сырьевой базы (количество ставриды, ее размерно-весовой состав, доступность изъятия). Суть изменений состоит в следующем: в начальный период эксплуатации Северного и Южного подрайонов ЮВТО незатронутое промыслом стадо ставриды было представлено полным набором размерно-возрастных групп модальных классов от 32 до 52 см. Уже к 1983-1984 гг. основу промысла составляли группировки модальных классов 32-34 см. В 1979-1980 гг. на акватории Южного подрайона масштабы скоплений были такими, что флот мог работать, рассредоточившись на обширных площадях. Так, с 16 по 20 мая 1980 г., в период, неблагоприятный для промысла, площадь, на которой работал флот, составляла примерно 14500 кв. миль. После 1985 г. этот показатель не превышал 1000 кв. миль. В 1979-1980 гг. плотность и малоподвижность скоплений позволяли даже судам типа БМРТ и РТМА вылавливать столько рыбы, сколько могли обработать.

С изъятием старших возрастных группировок, признаки которого проявились уже к 1981-1982 гг., осложнилась проблема добычи для БМРТ и РТМА. Кроме того, несомненно, к этому времени ставрида адаптировалась к скорости траления более энерговооруженных судов. Однако к 1985 г. эта проблема коснулась и судов типа РТМС. Для них эффективный промысел стал возможен лишь в нерестовый сезон: август-ноябрь в Северном и декабрь-февраль в Южном подрайонах. К концу 80-х годов основу уловов в южной части Тихого океана давали современные энерговооруженные суда (БАТ и РТМКС), ведущие траления со скоростью не менее 6-6,5 узлов.

Важным обстоятельством, определившим наращивание и сохранение уровня добычи при указанных изменениях в состоянии сырьевой базы, явилась возможность сезонного крупномасштабного маневрирования флотом. В ЮВТО этот маневр осуществлялся между Северным (с июля-августа по ноябрь-декабрь) и Южным (с ноября-декабря по июль-август) подрайонами. Маневр флотом оказался невозможным в 1983-1984 гг. после катастрофического Эль-Ниньо 1982 г., когда ставрида в Северном подрайоне отсутствовала. Дополнительным элементом крупномасштабного маневрирования флотом явилось вовлечение в эксплуатацию сырьевых ресурсов ЮЗТО. В 1980 – 1982 гг. было практически доказано наличие промысловых скоплений ставриды модальных классов 48-52 см и средней массой до 1200-1500 г в Юго-Западной части Тихого океана до 140о з.д. Однако промысловая эксплуатация выявленных скоплений ставриды началась только с 1985 г. В дальнейшем, до 1991 г. включительно, промысловый флот с апреля-мая по июнь-июль переходил в ЮЗТО. До 1989 г. промыслом была освоена акватория до 120о з.д., а в 1990-1991 гг. – западная часть региона, вплоть до 173о з.д. Однако в конце 1991 г. поисковая и промысловая деятельность отечественного флота в Южной части Тихого океана была прекращена.

Кроме ставриды наиболее массовым промысловым объектом в ЮВТО является сардина-иваси Sardinops sagax sagax. Научно-поисковые работы показали, что промысловые скопления сардины формируются за пределами 200-мильной зоны только в Северном подрайоне (5-20о ю.ш.). Здесь периодически, с июня по ноябрь, сардина образует скопления, нередко смешанные со ставридой и скумбрией. Сардинопс достигает длины 35-39 см, хотя в уловах обычно преобладают особи длиной 20-28 см, модальных классов 22-25 см, массой 100-340 г. В июне-августе преобладает нагульная и преднерестовая рыба, в сентябре-ноябре – нерестовая. Наиболее благоприятным периодом для промысла является сентябрь-октябрь, когда облавливалась нерестовая малоподвижная рыба. При этом в 1979-1982 и 1986 годах скопления сардины распространялись на запад от зоны Перу на расстояние от 10 до 140 миль. Общая площадь, занимаемая скоплениями, изменялась от 2-3,5 до 10-14 тыс. кв. миль. На этих скоплениях успешно работали как крупнотоннажные суда, суточный вылов которых достигал 70-100 т, так и среднетоннажные. Последние занимались кошельковым промыслом и вылавливали за замет в среднем около 10 т.

Масштабы выхода скоплений сардины за пределы зоны Перу зависят от интенсивности и мощности холодного Перуанского течения, в водах которого обитает сардинопс. Ослабление течения и сопутствующий этому наплыв теплых тропических вод приводит к отходу вод Перуанского течения, а вместе с ними и скоплений сардины, на восток, в пределы зоны Перу. Поэтому в 1983-1984 гг., в период Эль-Ниньо и сразу после него, в Северном подрайоне отсутствовали скопления не только сардины, но и скумбрии и ставриды. Только с 1986 г. снова начались выходы сардины за зону (с мая) в северной части подрайона.

Ценным промысловым объектом ЮВТО является скумбрия японская – Scomber japonicus. По своим биологическим циклам, особенностям питания, распространения, поведения эта рыба близка к ставриде. Однако в промысловых количествах она встречалась лишь у экономической зоны Перу. Южнее 25о ю.ш. она попадалась лишь в качестве прилова (не более 1%). На акватории Южного подрайона и в ЮЗТО штучный прилов скумбрии прослежен до 140о з.д. Нерест скумбрии в Северном подрайоне приходится на август-ноябрь, в Южном подрайоне и ЮЗТО – на октябрь-апрель. До настоящего времени не ясно, почему на всей акватории Южного подрайона и в ЮЗТО скумбрия встречается в незначительных количествах. Скумбрия – массовая рыба и в условиях практически единичного распространения сохраниться не может. Эта проблема должна решаться в будущем.

На подводных горах хребтов Сала-и-Гомес, Наска в июле-августе 1978 г. были обнаружены скопления красноглазки: южной Emmelichtydae nitidus cianescens и розовой Emmelichtys struhsakerl. Эта придонно-пелагические рыбы. Длина южной 23-40 см, при массе от 110 до 620 г; розовая имеет длину 17-25 см, масса от 35 до 120 г. После весьма активной эксплуатации промысловых концентраций этих рыб в январе-феврале 1979 г. (здесь было добыто около 7000 т), скопления красноглазки вплоть до 1991 г. на горах хребтов Наска, Сала-и-Гомес не восстановились. Кроме красноглазки в этом же районе ЮВТО на отдельных горах в 1978-1979 гг. эпизодически облавливали скопления берикса-альфонсина – Beryx splendens. Уловы колебались от 0,2 до 25 т за траление. Однако стабильных уловов этой рыбы никто не добился и промысел развития не получил.

О том, что прибрежные воды юго-восточной части Тихого океана отличаются исключительно высокой биологической продуктивностью, было известно давно. В конце 60-х – начале 70-х годов благодаря огромным объемам вылова перуанского анчоуса (12-13 млн. т) Перу и Чили занимали ведущие места в общемировом улове (Перу, 1972 г. – 1-е место). Высокая продуктивность вод этого района обусловлена прежде всего существованием мощного прибрежного апвеллинга.

В то же время еще в 60-х годах В.Г. Богоров относил трансокеанскую зону нотальных вод (от побережья Южной Америки до Новой Зеландии) к числу наиболее высокопродуктивных участков Тихого океана [1]. Высокая рыбопродуктивность субантарктических вод Тихого океана объясняется уникальностью природных условий этого района (наличие мощного Антарктического циркумполярного течения, субантарктическая конвергенция, крупномасштабные колебания циркуляции атмосферы, вызванные изменением положения южнотихоокеанского антициклона, наличие Восточно-Тихоокеан­ского поднятия и т.д.). Уникальность физико-географических и океанологических условий и явлений этого региона способствовала формированию уникальной сырьевой базы ЮВТО и ЮЗТО. Своеобразие океанологических условий различных участков южной части Тихого океана определило своеобразие ихтиофауны этих участков, различие их видового состава, численности, распределения и миграции гидробионтов. Одни из них локализованы в пределах определенных акваторий (сардина, анчоус, красноглазки, берикс), ареалы других занимают огромные площади, простирающиеся от побережья Южной Америки до Новой Зеландии (ставрида). При этом ареалы ставриды и скумбрии в значительной степени совпадают, но в их пределах численность ставриды и скумбрии несравнимы. Ставрида формирует промысловые скопления на акватории между экономическими зонами Чили и Новой Зеландии (ширина ареала составляет до 15о и более по широте). Скумбрия в пределах той же акватории встречается лишь в качестве прилова.

Таким образом, поисковые усилия бассейновых научно-исследовательских институтов и промысловых разведок, прежде всего управления Запрыбпромразведка, успешный промысел гидробионтов в южной части Тихого океана в течение 13 лет позволили открыть океанический ареал ставриды, которому дали условное название "ставридовый пояс", имеющий площадь более 2,5 млн. кв. миль.

Список литературы

Богоров В.Г. Биомасса зоопланктона и продуктивные районы Тихого океана // Планктон Тихого океана. – М., 1967. – С. 221-229.

Виноградов М.Е., Шушкина Э.А., Евсеенко С.А. Биомасса кормового планктона и потенциальные запасы перуанской ставриды в юго-западной тихоокеанской субантарктике // Вопросы ихтиологии. – 1990. – Т. 30. – Вып. 6. – С. 1036-1040.

Евсеенко С.А., Горбунова Н.Н. Ихтиопланктон района хребта Наска и восточной части субантарктической фронтальной зоны // Фронтальные зоны юго-восточной части Тихого океана. – М., 1984. – С. 303-314.

Елизаров А.А., Гречина А.С., Котенев Б.Н., Кузнецов А.Н. Перуанская ставрида Trachurus summetricus murphyi в открытых водах южной части Тихого океана // Вопросы ихтиологии. – 1992. – Т. 32. – Вып. 6. – С. 57-73.

Назаров Н.А., Нестеров А.А. Ставрида Trachurus murphyi в юго-западной части Тихого океана // Резервные пищевые биологические ресурсы открытого океана и морей СССР: Тезисы докл. – М., 1990. – С. 131-133.

Фондовые материалы – рейсовые отчеты научно-поисковых судов управления Запрыбпромразведка в ЮВТО и ЮЗТО за период 1978-1991 гг.