Смекни!
smekni.com

Литва (стр. 1 из 3)

Федоров Г.М., Корнеевец В.С.

Республика Литва – единственная из Прибалтийских стран, имеющая давнюю историю национальной государственности. Первые литовские княжества на базе племенных образований возникли в Х-ХI веках. Под угрозой завоевания со стороны немецких феодалов – Ливонского ордена с севера и Тевтонского с запада – в первой половине ХIII века образовалось Великое княжество Литовское. В 1240 году аукштайтский князь Миндаугас, подчинивший более слабых феодалов, объявил себя великим князем литовским. Объединение позволило литовскому народу совместно с польским государством и русскими княжествами отстоять независимость Литвы в борьбе против немецкой экспансии.

После Люблинской унии 1569 года Литва заняла подчиненное положение в объединенном польско-литовском государстве – Речи Посполитой. После третьего раздела Польши в 1795 году основная часть населенных литовцами земель вошла в состав России.

Литовское государство было создано вновь после революции 1917 года: в 1918 году была провозглашена независимость Литвы, закрепленная мирным договором РСФСР с Литвой 1920 г. В 1940 году, после непродолжительного периода независимого развития, Литва вошла в состав СССР на правах союзной республики.

11 марта 1990 г. Верховный Совет Литовской ССР принял Акт о восстановлении независимости Литовского государства; Литовская ССР была переименована в Литовскую Республику. В мае того же года принимается Декларация о государственном суверенитете Литвы, а 29 июля 1991 года – решение о выходе из состава СССР. В сентябре 1991 г. СССР признал независимость Республики Литва, которая после этого сразу же была принята в ООН.

Литва среди государств Прибалтики наиболее однородна в национальном отношении: более 81% жителей – литовцы. Доля русских превышает 8% (свыше 300 тыс. человек). Они проживают в основном в городах на востоке страны и на морском побережье, в Клайпеде. Высокий удельный вес (7%) составляют также поляки, проживающие на юго-востоке, входившем вместе с Вильнюсом в период между мировыми войнами в состав Польши. На белорусов приходится 1,5%, на украинцев – 1%. Доля населения всех остальных национальностей (евреев, латышей, немцев, цыган, татар, азербайджанцев, армян и др.) не достигает в совокупности 1%.

Литовская народность сложилась в ХIII-ХV веках, после образования Великого княжества Литовского, из различных балтийских племен – аукштайтов, жемайтов, ятвягов, земгалов, селов, куршей. К середине ХIХ века сформировалась литовская нация. Литературный литовский язык основывается на аукштайтском диалекте. В Литве проживает более 3 миллионов литовцев. Вне литовской территории насчитывается сейчас около 300 тыс. литовцев, в том числе около 70 тыс. – в Российской Федерации, 30 тыс. – в Латвии; значительное количество литовцев проживает в США, Канаде, Польше, Германии, Бразилии, Аргентине, Уругвае, Австралии. Литовское происхождение имеют многие жители США и Канады, куда в середине ХIХ века эмигрировало около 0,7 млн. литовцев; в эти же страны, а также в Англию и Южную Африку переселилось около 0,5 млн. человек в начале ХХ века.

В настоящее время из Литвы также наблюдается отток населения. За 1991-1997 годы отрицательное сальдо миграции превысило 100 тыс. человек, с пиком в 1992 году (22 тыс. человек). Отток связан с выездом части нелитовского населения после провозглашения независимости. Действительно, за 1989-1995 годы национальная однородность Литовской Республики усилилась: доля литовцев в общей численности населения страны возросла на 1,8 процентных пункта, а русских, белорусов и украинцев – сократилась на 1,5 пункта. К 1994-1995 годам отток населения ослаб, и отрицательное сальдо миграции стало не столь большим. Однако отток населения продолжается.

Значительные негативные изменения произошли в естественном движении населения, показатели которого в Литве еще в начале 1990-х годов были сравнительно благополучны. За 1990-1997 годы рождаемость в расчете на 1000 жителей снизилась с 15 до 11, а смертность возросла с 11 до 13 промилле. С 1994 года наблюдается естественная убыль населения. С учетом миграционного оттока, население Литвы с 1992 года уменьшается.

С 1992 года прекратился рост численности и доли городского населения, то есть урбанизированности территории, а численность сельского населения стала, хоть и незначительно, но возрастать. На начало 1992 г. доля городского населения достигла 68,5%, и прежде относительно менее урбанизированная Литва вплотную приблизилась по этому показателю к наиболее урбанизированным странам6. К 1995 году эта доля снизилась до 67,8%. Такая тенденция носит, конечно, временный характер и связана с нынешним процессом деиндустриализации, характерным для постсоциалистических стран на начальном этапе реструктуризации их экономики. В Литве она усилена эмиграцией населения, которая происходит преимущественно из городов, где проживала основная часть нелитовского населения страны. Сокращается численность населения всех наиболее крупных городов с числом жителей более 50 тыс., за исключением Паневежиса.

В Литве столица не преобладает столь явно по числу жителей над остальными городами, как в двух других Прибалтийских республиках. В Вильнюсе проживает 570 тыс. человек, в Каунасе, который был литовской столицей в период между мировыми войнами и является важным культурно-историческим и индустриальным центром, – свыше 400 тыс. жителей. “Морские ворота” Литвы, Клайпеда, насчитывает около 200 тыс. жителей. Свыше 100 тыс. проживает в Шяуляе и Паневежисе, 50-100 тыс. – в Алитусе и Марьямполе.

Население размещается по территории Литвы довольно равномерно, хотя северо-восточные районы отличаются пониженной плотностью. Густая сеть городских поселений (92 города и 22 поселка городского типа) создает благоприятные условия для обслуживания села. В советское время в Литовской ССР реализовывалась концепция единой системы расселения, предусматривавшая создание иерархической сети населенных пунктов с различным набором обслуживающих функций для поселений каждого уровня. Осуществлению этой идеи способствовала и сравнительно развитая транспортная система республики.

Важный ресурс экономического развития – географическое положение Литвы. Издавна она выступает посредником в отношениях между Россией и Западом, обслуживая российские внешнеэкономические связи. А в настоящее время через ее территорию осуществляется также транзит грузов и пассажиров между основной территорией Российской Федерации и Калининградской областью. Это способствует развитию не только транспорта, но и отраслей, кооперирующихся с российскими предприятиями и осуществляющих поставки продукции на обширный российский рынок.

Положительную роль для народного хозяйства играет и 100-километровое морское побережье, позволяющее развивать морской транспорт и рыбную промышленность, а также курортно-рекреационную деятельность. Здесь созданы курорты мирового уровня – Паланга и Неринга на Куршской косе.

Литва не обладает значительными сырьевыми ресурсами для развития промышленности. Полезные ископаемые представлены в основном местными строительными материалами – глинами, песками, гравийными материалами, известняком, гипсом, мелом. Имеются небольшие запасы нефти, пока не используемые месторождения каменной соли. Добываются торф (всего 0,2 млн. т, 1995 г.), янтарь, минеральные воды и лечебные грязи.

Лесные ресурсы невелики, и необходимая для целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности древесина поступает в основном из Российской Федерации.

Благоприятны для сельского хозяйства агроклиматические ресурсы. Длительный, но прохладный и влажный вегетационный период позволяет эффективно выращивать кормовые культуры, определяя специализацию аграрного сектора на мясо-молочном скотоводстве и свиноводстве.

Литва обладает квалифицированными кадрами, подготовка которых ведется разветвленной сетью образовательных учреждений. Для эффективного ведения сельского хозяйства большое значение имеют многовековые традиции земледелия и животноводства, присущие населению республики. Кадровый потенциал – один из важных факторов развития экономики страны.

Итак, развитие трудоемких нематериалоемких и неэнергоемких отраслей материального производства и сферы услуг, использование выгод экономико-географического положения – вот принципы, определяющие эффективное развитие народного хозяйства Литвы. Их использование в советское время позволило создать здесь высокоразвитую по сравнению со многими регионами СССР экономику индустриально-аграрного типа, с довольно развитой инфраструктурой и сферой услуг.

После выхода из состава СССР и с началом трансформационных процессов Литва столкнулась со значительными трудностями в своем экономическом развитии. Разрыв многих традиционных связей с российским рынком (емкость которого к тому же резко снизилась в связи с экономическим кризисом, падением производства и снижением потребительского спроса в России), трудности конкуренции с товарами промышленно развитых и новых индустриальных стран как на внешнем, так и на внутреннем рынке привели к резкому спаду промышленного производства. Его уровень в 1994 году составил только 24% от уровня 1990 года. В сельском хозяйстве спад начался даже раньше, чем в промышленности, но снижение производства оказалось не столь катастрофическим, хотя и очень сильным. В 1994 году был произведен 51% сельскохозяйственной продукции от уровня 1989 года. И только в 1995 году и в промышленности, и в сельском хозяйстве наметился подъем.

В результате столь резкого спада производства товаров доля промышленности и сельского хозяйства в структуре производства валового национального продукта резко снизилась. В 1995 году на промышленность пришлось 26% производства ВНП, на сельское хозяйство – 9%, а всего на производство товаров – 45%, тогда как услуги обеспечили 55% ВВП. В принципе похожая структура ВВП, и даже с большей долей услуг, характерна для индустриально развитых стран Запада. Однако она обеспечивается не снижением производства товаров, как в постсоветских странах, а более быстрым ростом сферы услуг по сравнению со сферой производства. Так что вряд ли возможно положительно оценивать происшедшие изменения в структуре ВВП. Тем более что эти изменения произошли при сохранении высокой занятости в аграрном секторе, где сейчас концентрируется 24% всех занятых в народном хозяйстве – больше, чем в промышленности (21%). Это свидетельствует о снижении товарности и значительной натурализации сельского хозяйства, испытывающего трудности со сбытом продукции.