В зависимости от формы торгов основное значение для определения лица, выигравшего торги, имеет: на аукционе - предложенная этим лицом цена, на конкурсе - предложенные им лучшие условия.
Таким образом при проведении конкурса главным является не предложенная его участниками цена, а условия, признанные лучшими конкурсной комиссией. Такие условия позволяют определить победителя и включаются в договор. Их невыполнение служит основанием для требования о расторжении договора.
Статьи 447, 448 ГК устанавливают общие правила проведения торгов. Извещение об их проведении исходит от организатора, в качестве которого на торгах по продаже имущества обычно выступает собственник. В извещении о торгах организатор обязан сообщить сведения, перечисленные в п. 2 ст. 448 ГК, в том числе - о начальной цене. Законы и иные правовые акты о торгах по конкретным предметам отражают особенности содержания извещения.
Участники торгов вносят задаток в размере, сроке и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.
Результаты проведения торгов подводит конкурсная комиссия, они отражаются в день проведения аукциона или конкурса в протоколе о результатах торгов. Протокол подписывается организатором торгов и лицом, выигравшим торги. В соответствии с п. 5 ст. 448 ГК протоколу, подписанному организатором торгов и лицом, выигравшим их, придано значение договора. Последующие акты о торгах содержат нормы, согласно которым протокол о результатах торгов трактуется лишь как основание для заключения договора.
Правила, установленные ст. 447 и 448 ГК для торгов, применяются и к публичным торгам. Публичные торги проводятся в порядке исполнения судебного решения. КТМ называет такие торги принудительными. Проводятся принудительные торги не собственником реализуемого имущества.
По Закону об исполнительном производстве организатором публичных торгов является судебный пристав-исполнитель. Он может поручить проведение публичных торгов специализированным организациям.
В соответствии с Законом об ипотеке из протокола о результатах торгов возникает право лица, объявленного победителем торгов, заключить договор покупки соответствующего имущества. Следовательно, протокол о результатах конкурса служит лишь основанием для заключения договора между организатором торгов и победителем конкурса. Договор заключается в течение пяти дней после внесения покупателем покупной цены. Основанием для государственной регистрации перехода права собственности на предмет торгов - недвижимое имущество служит как протокол о результатах торгов, так и заключенный на его основании договор.
Предметом торгов может быть только право на заключение договора (аренды здания, лесного участка и т.д.). В этом случае договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола о их результатах (п. 5 ст. 448 ГК).
Таким образом, нормативные акты о торгах устанавливают различные порядок и сроки оформления договора.
Нарушение правил проведения торгов, установленных законом и иными нормативными актами, может привести к признанию судом торгов недействительными по иску заинтересованного лица, что влечет за собой недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (ст. 449 ГК).
К нарушениям установленных правил судебная практика относит проведение торгов ранее предусмотренных сроков, отсутствие надлежащего оповещения о торгах и т.п.
4.ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРА
После заключения договора нередко наступают разного рода обстоятельства, которые требуют пересмотра условий состоявшегося договора (его изменения) или даже прекращения его действия (расторжения).
Заключенный договор может быть изменен или расторгнут по соглашению его участников, которые вправе определить и последствия пересмотра ранее состоявшегося договора. ГК лишь требует, чтобы соглашение об изменении или расторжении договора было совершено в той же форме, что и ранее заключенный договор (п. 1 ст. 452). Однако на практике такое соглашение сторон часто оказывается недостижимым, ибо изменение или расторжение договора - чаще всего одностороннее требование одного из контрагентов, с которым другая сторона не согласна. Для подобных ситуаций необходимо соответствующее правовое регулирование и учет особенностей отдельных случаев изменения и расторжения договора.
По своему содержанию и правовым последствиям изменение и расторжение договора имеют практически важные различия. Однако им присущи также общие черты, и ГК объединяет регулирование этих двух институтов договорного права в рамках одной гл. 29 "Изменение и расторжение договора" (ст. 450-453). Дополнительные правила по этому вопросу содержатся в нормах ГК об отдельных договорах, а также в законах, регламентирующих отдельные договоры.
Изменение договора - это пересмотр ряда его условий при сохранении измененного договора в силе. Расторжение договора - это полное прекращение ранее состоявшегося договора и всех вытекающих из него обязательств. Однако и для изменения, и для расторжения договора установлен единообразный порядок реализации - судебный (ст. 452 ГК), а также некоторые общие правовые последствия (ст. 453 ГК).
От изменения и расторжения договора, регламентированных в гл. 29 ГК, следует отличать другие близкие к ним институты договорного права, также влияющие на судьбу договора: а) односторонний отказ от его исполнения и б) прекращение договора в связи с наступлением обстоятельств, предусмотренных в гл. 26 ГК "Прекращение обязательств".
а) Односторонний отказ от исполнения договора, если он допускается законом или условиями договора, является обычно мерой оперативного воздействия на другую сторону, например, при просрочке исполнения (п. 2 ст. 405 ГК), он не требует обращения в суд и осуществляется по одностороннему заявлению заинтересованной стороны при нарушении контрагентом договора, а в некоторых, например доверительных, договорах - по заявлению любого из участников (ст. 977, 958 ГК)*(719). Правовые последствия таких действий участника договора различны: наряду с изменением (прекращением) договора может также возникать обязанность возмещения убытков или проведения между контрагентами соответствующих расчетов. Правила по этому вопросу содержатся в нормах ГК об отдельных договорах.
б) Случаи прекращения обязательств, указанные в гл. 26 ГК, также не требуют обращения в суд, но их правовые последствия более разнообразны и зависят от оснований прекращения договора. Иногда это только прекращение договора (при отступном - ст. 409, совпадении в одном лице должника и кредитора - ст. 413, прощении долга - ст. 415), в других ситуациях возможно возникновение между сторонами новых правоотношений (при новации - ст. 414 ГК), и, кроме того, предъявление требований, вытекающих из неосновательного обогащения (ст. 416 ГК).
Согласно п. 2 ст. 450 ГК изменение или расторжение договора в результате одностороннего требования стороны возможно в случаях: если это допускается ГК и другими законами (но не актами Правительства и федеральных органов) или предусмотрено заключенным договором. При этом сам ГК содержит ряд норм, допускающих одностороннее изменение и расторжение договора.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 450 требование об одностороннем изменении или расторжении договора может быть заявлено при существенном нарушении договора другой стороной. ГК дает определение этого нарушения: существенным признается нарушение договора, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Указанные признаки существенного нарушения имеют общий характер и требуют учета особенностей каждого договора, что должен делать суд, разрешающий спор об изменении или расторжении договора. Однако применительно к некоторым договорам ГК содержит более конкретные указания о том, какие договорные нарушения должны считаться существенными. Например, в нормах о договоре поставки дан перечень случаев невыполнения договора, которые должны считаться существенными нарушениями (п. 2 и 3 ст. 523 ГК).
Одностороннее требование об изменении или расторжении договора допускается законами и в отношении некоторых иных договоров. Например, в силу п. 1 ст. 29 Закона о приватизации при нарушении положений законодательства участники соответствующих приватизационных договоров, а также компетентные государственные органы и прокуратура вправе в судебном порядке предъявить иски о расторжении сделок приватизации.
Другим предусмотренным в ГК общим основанием изменения и расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (ст. 451 ГК). Существенное изменение обстоятельств, влияющее на судьбу договора, может быть связано не только с экономической сферой, а, например, с изданием государственными органами актов запретительного характера, а также с существенным изменением законодательства, воздействующего на права и обязанности участников договора.
Однако изменение или расторжение договора вследствие существенного изменения обстоятельств возможно лишь при наличии перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК условий, включающих четыре требования: а) при заключении договора стороны не предполагали существенного изменения обстоятельств, б) их причины заинтересованная сторона не могла преодолеть, в) оставление договора без изменений влекло бы для заинтересованной стороны значительный ущерб, г) заинтересованная сторона не должна нести риск изменения обстоятельств.
Бремя доказывания наличия названных условий лежит на заинтересованной стороне, требующей изменения или расторжения договора, что практически сделать непросто. Поэтому данный институт на практике, даже в условиях изменчивой рыночной конъюнктуры РФ, едва ли получит широкое применение.