Г. Уайт
Вернувшись в 1956 г. к преподавательской деятельности в качестве профессора и декана географического факультета Чикагского университета, Уайт занялся поиском темы для исследований, которая способствовала бы достижению его давней цели - привлечь более широкое внимание общественности к проблеме наводнений - и которая одновременно заинтересовала бы коллег и аспирантов. После почти двадцати пяти лет профессиональной деятельности это было первое полевое исследование под его руководством, наиболее дешевое (его стоимость составила 8000 долларов) и наиболее авторитетное. На средства только что созданного исследовательского института "Ресурсы для будущего" и при помощи коллег Весли Калефа и Харольда Майера, а тоже трех аспирантов, работавших в летнее время, Уайт попытался изучить состояние пойм в Соединенных Штатах, оказавшихся под городской застройкой за два прошедших десятилетия с момента принятия в 1936 г. Закона о противопаводковой защите. Исследуя историю использования земель на примере семнадцати городских территорий, он надеялся разрешить парадокс, заключавшийся в том, что по прошествии двадцати лет и несмотря на 4 млрд. истраченных долларов ущерб от наводнений в этих городах не уменьшился, а даже увеличился.
Главный вывод, заключавшийся в том, что расширение застройки пойм наблюдается везде, даже в районах с уменьшающейся общей численностью населения, послужил основанием для возобновления попыток изменить направление государственной политики. Сегодня мы рассматриваем это открытие как классический пример эффективной обратной связи, когда уменьшение с помощью инженерных средств силы и частоты наводнений может парадоксальным образом Увеличить для людей опасность этот стихии, поощряя новое заселение пойм или возведение более высоких дамб. Именно наглядная демонстрация парадоксальности ситуации, заключающейся в том, что стремление улучшить положение в действительности оборачивается его ухудшением, придала такой вес полученным выводам.
Наряду с констатацией данного факта для этого исследования характерны еще три особенности. Во-первых, оно подкрепляется историческими фактами (дается 28-летняя ретроспектива). Во-вторых, хотя исследуются только семнадцать районов, однако это значительно больше, чем обычные для академических исследований два или три примера, кроме того, они входят в число 1020 городских районов, подверженных "четко выраженной" угрозе наводнений. И последнее. Выводы, сделанные Уайтом, предназначаются для разных читателей: с одной стороны, это научный доклад, объем которого соответствует объему книги для серьезных ученых и профессионалов (1958с), а с другой - статьи для специалистов по охране природы (1958d), властей штатов (1959а), городских шга-нировщиков (1961а) и, что особенно важно, для инженеров-строителей, от которых зависит выбор способов противопаводковой защиты. В данном случае воспроизводится именно этот вариант статьи (ограниченный примерами Боулдера и Денвера). Характерен также конец статьи - перечень дальнейших направлений в политике и научно-исследовательской работе.
Введение
Отличительной чертой осуществляемой государством противопаводковой защиты в США является увеличение среднегодового ущерба от наводнений по сравнению с тем уровнем, какой был двадцать лет назад в момент утверждения этой национальной политики в 1936 г. Хотя на инженерные сооружения по сокращению и контролю паводков было истрачено как минимум 4 млрд. долларов, экономический ущерб от периодически повторяющихся катастрофических наводнений увеличился. Для понимания этого парадокса необходимо выяснить, что же в действительности происходило на заселенных поймах. А чтобы понять все значение перемен в заселении пойменных районов, важно выявить те факторы, которые учитываются при принятии решений об использовании пойм как на государственном, так и на частном уровне.
В данной статье вкратце описывается проблема сокращения потерь от наводнений в США, изучаются выводы, полученные при недавнем исследовании перемен, происшедших в размещении городов вдоль пойм рек, а также рассматриваются три стратегических аспекта городской застройки, которые, вероятно, смогут повлиять на результаты любых дальнейших попыток проведения противопаводковой защиты инженерными средствами.
Основная проблема сокращения ущерба от наводнений заключается в том, что скорость восстановления потерь путем строительства инженерных сооружений или проведения земляных работ примерно равна скорости новых разрушений. Даже в том случае, если данные, на которых базируются подсчеты национального ущерба от наводнений, не могут гарантировать точного сопоставления этих скоростей, об эффективном сокращении потерь во многих районах за счет крупных капиталовложений в противопаводковую защиту, с одной стороны, и о возникновении новой угрозы разрушений — с другой, свидетельствуют статистические данные об ущербе и описания некоторых пойм.
Исследования семнадцати выборочных городских районов, подверженных угрозе затопления, выявили тенденцию к застройке пойм даже при устойчивом снижении общей численности населения за период с 1936 по 1957 г. Они продемонстрировали характерные примеры такой застройки и показали, что основным стимулом дальнейшего развития пойм являлось строительство автострад и противопаводковых сооружений...
На основании полученных данных делается вывод, что для сокращения ущерба от наводнений необходимо в будущем учитывать по меньшей мере три аспекта заселения пойм, как правило игнорировавшихся в планах противопаводковой защиты городов. Первое — необходимо признать, что, помимо инженерных методов борьбы с паводками, существуют еще и другие доступные человеку средства. Второе — при принятии решений о дальнейшем заселении пойм надо учитывать целый ряд соображений в дополнение к традиционной оценке произведенных затрат и полученных прибылей. Третье — необходимы радикальные изменения в государственной политике для расширения ограниченного диапазона выбора, доступного владельцам собственности при существующей угрозе наводнения. Должна быть обеспечена возможность тщательной оценки сделанного выбора.
Тенденции, наблюдаемые при оценке причиненного наводнениями ущерба
Существуют два основных источника для определения Ущерба, нанесенного наводнением. Корпус инженеров время от времени публикует оценки общих потенциальных потерь от наводнений и ущерба, который уже был или будет предотвращен за счет сооружений, построенных или спроектированных Корпусом... В 1954 г. Корпус инженеров определил потенциальный среднегодовой ущерб в 964 млн. долларов1. (Все оценки приведены в соответствие с уровнем цен 1957 г.) После окончания строительства всех запланированных сооружений причиненный ущерб составит около 210 млн. долларов...
Бюро погоды с 1903 г. ежегодно публикует другую статистику ущерба, содержащую оценки реальных потерь длл каждого округа. Общий национальный ущерб с 1903 по 1955 г. показан на рис. 6.1. Он тоже был приведен к уровню цен 1957 г. Общая высота столбцов дает сравнительную характеристику ущерба.
Мы не пытаемся оценить обоснованность или расхождения между этими и другими, менее сравнимыми вариантами оценок. Это уже было сделано в другой публикации. Собранные вместе данные сами по себе неудовлетворительны и нуждаются в более тщательной проверке. В данном случае достаточно указать на одну характерную для обеих оценок особенность — четко выраженную тенденцию роста ежегодного ущерба от навод нений начиная с 1936 г., когда был принят первый национальный Закон о противопаводковой защите. Подсчитанный среднегодовой ущерб В 1936 г. составил 212 млн. долларов. По оценкам Корпуса инженеров, ущерб, причиненный после введения в эксплуатацию защитных сооружений, составил 444 млн. долларов в 1954 г. и 700 млн. долларов в 1959 г. (по ценам 1959 г.). По оценкам Бюро погоды,среднегодовой ущерб за период с 1924 по 1953 г. был на 25% ниже, чем за период с 1944 по 1955 г.
Причины роста ущерба от наводнений
Частичное объяснение явно возрастающей дани, которую страна платит в виде ущерба от паводков, заключается в том, что инфляция доллара приводит к увеличению размера недавних оценок. Однако, как показано на рис. 6.1, даже когда цены приведены к уровню одного года, все равно наблюдается отчетливый и ощутимый рост потерь.
Еще одним объяснением растущего ущерба является совершенствование методов подсчета и оценки. Это, несомненно, имело место по мере того, как методики Бюро погоды становились более однородными, а исследования Корпуса инженеров начинали затрагивать новые области. Некоторые из тех, кто занимается изучением данной проблемы, полагают, что изменениями в методах подсчета можно объяснить от 10 до 15% роста ущерба.
Возможно, еще большее значение имеет повторяемость разрушительных наводнений. Вильям Г. Хойт (ASCE) и Уолтер Б.Лэнгбейн (ASCE) в своем "перечне наводнений" отметили 35-процентное увеличение частоты таких паводков, начиная с начала века и кончая его второй четвертью3. В 50-е годы на нижней Миссисипи и в бассейнах рек на северо-востоке США наблюдался целый ряд редких по силе наводнений. В счет этого гидрологического рекорда можно отнести до 25% роста ущерба.
Вероятно, наиболее разумным объяснением тенденции к увеличению потерь от наводнений является продолжающееся заселение речных пойм. Оно сопровождается строительством новых сооружений и изменением нагрузки на уже существующие, а также созданием сооружений, настолько сокращающих пропускную способность поперечного сечения долины, что в Результате этого увеличивается угроза наводнений на затапливаемых участках. Хотя проводились многочисленные исследования проектов противопаводковой защиты, не было ни одного всестороннего исследования изменений, происходящих на подверженных затоплению землях. В исследовании, проведенном недавно географами Чикагского университета, изучались вопросы размещения городов вдоль речных пойм. Поскольку именно на эти города приходится большая и все увеличивающаяся доля ущерба от наводнений, они компактны и более чувствительны к переменам. Исследование показало, что существует по меньшей мере 1020 городов с населением более 1000 человек, сильнее всего страдающих от наводнений. В этом исследовании приводится также точная картина изменений, происшедших в 17 городах, выбранных, исходя из их местоположения, частоты и интенсивности случающихся наводнений, темпов роста населения и вариантов землепользования.