«Политическая власть в собственном смысле слова,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс,— это организованное насилие одного класса для подавления другого». «Государство,— утверждал Ф. Энгельс, - есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Вслед за Энгельсом В. И. Ленин также видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим». «Государство,— считал он,— есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом)».
В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции.
К сожалению, данный тезис, затронутый Марксом лишь мимоходом при рассмотрении другого вопроса применительно к рабовладельческому и буржуазному государству, не получил дальнейшей специальной разработки ни в самом «Капитале», ни в более поздних трудах Маркса, не повлиял на суть понимания государства его последователями.
Между тем именно в приведенном суждении Маркса получает краткое синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и немарксистском подходах к государству; делается шаг в направлении преодоления односторонности в трактовке государства, понимания его как единства двух его тесно взаимосвязанных сторон — общечеловеческой и классовой.
Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая полностью отказаться от классового подхода, ограничившись лишь общечеловеческим.
Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, оно не стоит на месте, а динамично отражает реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии.
Соответственно в определенных условиях, например, в рабовладельческих и феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление.
Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т. д. При этом демократия, обеспечение социального компромисса необходимым образом предполагают обязательные для всего общества законность и правопорядок.
Демократическое, цивилизованное государство, в котором процесс формирования и деятельности всех государственных органов строго основывается на праве, существует разделение властей, обеспечивается верховенство закона и отношение к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности, является правовым. На сегодня это наиболее высокая ступень организации политической власти общества за всю многовековую историю развития государства.
Подводя итог вышесказанному о двуединой общечеловеческой и классовой сущности и социального назначения государства, можно предложить один из возможных вариантов его краткого общего определения. Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Функции государства
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающее сущность и назначение государства в обществе.
В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных проблем общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих
перед государством на том или ином этапе его развития и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется внутренним и внешним факторами. Функции государства охватывают его реальность в целом. Таким образом, функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности, нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Различают внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции – это основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны.
Экономические функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых товаров, в регулировании работы различных субъектов хозяйственной деятельности, строительство инфраструктуры /дорог, мостов, плотин, транспортных, энергетических, информационных и других систем /, выработке программ экономического развития и т.п. Государство должно создать правовые основы рынка, т.е. как бы разработать « правила игры » для хозяйствующих субъектов различных форм собственности действующих на рынке. Также государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства / энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п. /. Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.
Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления или гармонизации различных социальных групп. Проведение референдумов, плебесцидов, выборов, позволяет государству определить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных
социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который / в идеале / должен представлять как бы срез общества. В Р.Ф. Государственная Дума формируется в основном по партийным спискам. На всенародных выборах партии должны преодолеть 5% барьер. В итоге по результатам выборов в Государственной Думе Р.Ф. заседают несколько партий, а те партии за которые проголосовало менее 5% населения остались без депутатских мандатов. Т.е. мы получаем тот Парламент за который часть населения не голосовала и соответственно изначально встаёт вопрос о легитимности Парламента. Далее, государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведёт правотворческую деятельность и официально представляет всё население страны как во внутренних, так и во внешнеполитеческих делах.
Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности / рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии поддержка мира, контроль над нераспостранением двойных технологий, проведение демографической политики и др.
Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно – правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и религиозное особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта(174-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Рус-со. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или "государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми принципами права"; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета. Признаки правового государства: