Смекни!
smekni.com

Кения. Комплексная страноведческая характеристика страны (стр. 8 из 10)

6.4 Традиции древних культур

Массаи.

Массаи никогда не были мирным народом. Они держали в страхе соседние племена и даже европейских колонизаторов. Это было многочисленное и воинственное племя, безраздельно владевшее восточноафриканской саванной. Массаи вели кочевой образ жизни: они кочевники-скотоводы. Главное богатство кочевого племени - это тощие африканские коровы. Кроме того, массаи держат овец, коз и ослов. Внешний вид людей этого племени вызывает восторг у туристов. Массаи держатся очень прямо, с большим достоинством, носят длинные одеяния из ярких, однотонных, красиво ниспадающих тканей. Гордые массаи считают себя избранным народом, которому всё дозволено. Их воины часто вторгались в соседние земли, грабили жителей, угоняли скот и похищали женщин. Жизнь скотоводов-кочевников зависит от их стада, и весь образ жизни массаев полностью подчинён их основному занятию. Массаи питаются молоком, а мясо едят очень редко, только по особым случаям. В старину этот народ охотился на львов, но не ради мяса, а по обычаю предков - для доказательства отваги молодых воинов. Только в голодные времена они добывали себе в пищу мясо антилоп и диких буйволов. Племя массаев состоит из кланов, которыми правят старейшины, а воины каждого клана делятся на возрастные группы. Переход из одной группы в другую обставлен древними обрядами, и каждый человек племени обязательно проходит все ступени, вплоть до высшей группы - старейшин рода. Традиционная еда массаев - смесь молока и крови животных. Острым наконечником стрелы они пробивают шейную артерию бычка, выпускают некоторое количество крови. Чтобы животное не пало, рану залепляют навозом, и бычок, как правило, остаётся жив. По большим праздникам массаи едят баранину и козлятину, а быков забивают только с ритуальной целью. Рыбу, яйца, птицу и свинину массаи никогда не едят - это табу. Они не употребляют в пищу мясо диких животных, кроме антилоп, похожих на крупный рогатый скот. Сильная привязанность массаев к своей скотине выражается в их песнях и сказаниях. В языке этого племени существуют десятки слов, обозначающих масть коров и рисунок пятен на их шкуре. Суровые воины в часы отдыха слагают песни в честь своих любимых бычков, подобно средневековым менестрелям, воспевавшим прекрасных дам.

Когда для огромных стад требуются новые пастбища, массаи бросают свои хижины (бома) и уходят на другое место. На советах старейшин имеют право голоса не только старейшины рода, то и представители от мужчин каждой возрастной группы. После совершения обряда обрезания мальчики-подростки 14-18 лет переходят в группу моран. Эти юные воины раскрашивают тело охрой, заплетают свои длинные волосы в косы, искусно укладывают их на голове наподобие шлема и скрепляют глиной. Для подростков существует гораздо больше запретов, чем для полноправных воинов-массаев. Только через 12-15 лет, когда моран накопит достаточно скота для выкупа за невесту, он женится и переходит в категорию настоящих воинов. А еще через 15 лет он становится одним из старейшин, которым принадлежит власть в племени и право проклинать преступников.

Мальчики и девочки племени массаев носят в ушах подвески - чем больше, тем лучше, - и украшают себя бусами, гривнами, браслетами. Традиционный цвет одежды воинов - красный.

Девочки племени ведут очень свободную сексуальную жизнь, пока им не сделали обрезание и не выдали замуж. Любовь у них не имеет ничего общего с замужеством и семьей: брак это сделка, дети - собственность семьи. Для мужчины-массая не иметь жены - величайший позор, а чем больше у него жён, тем больше почёта. Каждая жена сама строит хижину и обустраивает её по своему вкусу. Жены часто бывают намного моложе своих мужей, а в некоторых кланах они имеют право даже после свадьбы заводить себе любовников из числа неженатых парней - хоть по три сразу. Наряд женщины, количество и вид украшений обозначают её социальный статус: которая по счёту жена, много ли скота у мужа и тому подобное.

Разукрашенные юные массаи с удовольствием позволяют туристам их фотографировать за деньги[44].

6.5 Особенности современной культуры

Кения – многонациональное и этнически разнообразное общество, с богатым культурным и природным наследием. Однако семь десятилетий английского колониального господства, которым предшествовал длительный период работорговли, привели к тому, что многие кенийские народы в значительной степени утратили культурное достояние прошлого. В деревнях Центральной Кении сегодня редко можно услышать звуки тамтама, увидеть танцы у ночного костра. Лишь в северных и южных районах Кении, в меньшей мере затронутых влиянием колонизаторов, лучше сохранились бытовые и культурные традиции населяющих эти области нилотских и кушитских скотоводческих народов. Художественные традиции народов Кении воплощаются в многочисленных домашних поделках и ремеслах. Кикуйю, например, достигли высокого мастерства в плетении корзин и циновок, а в последние годы — и мебели из сизаля. Эти изделия украшаются ярким геометрическим орнаментом. Камба славятся как лучшие резчики по дереву. Оригинальны их богато орнаментированные табуретки на трех ножках. Кисии в последние годы освоили вырезание разнообразной посуды и фигурок из мыльного камня. У массаи, кикуйю, кипсигис интересны щиты из кожи, на которую наносится геометрический рисунок. У кушитов широко распространены поделки из черепахового панциря, а также богато орнаментированные изделия из верблюжьей кожи, а у нилотов — украшения из бисера. Кенийские изделия кустарного промысла получили заслуженное признание во всем мире из-за их высокого качества и необычного вида, что также сделало такие изделия одной из основных статей экспорта страны. Изделия кустарного промысла декоративны и при этом полностью функциональны, поэтому пользуются популярностью у туристов и в таких странах, как Англия, Франция, Германия, Италия и США[27].

В современной столице Кении – Найроби достаточно сильно чувствуется английское влияние. Даже центральную площадь украшает башня с часами, напоминающими лондонский Биг-Бен. Деловой центр города состоит из широких трехлинейных улиц с высотными офисами, отелями и апартаментами. Колониальное прошлое страны заметно во всех проявлениях общественной жизни. Во многих местах, наряду с метрическими, используются британские меры веса и длины, в расписание работы многих учреждений входят традиционные "ланч" и "файв-о-клок". Сами кенийцы довольно неторопливы в любом деле, поэтому ожидать моментального исполнения заказа, к примеру, в ресторане, не следует. Хотя в Кении существует более 70 племенных групп, различия между ними постепенно стираются, - в кенийскую жизнь постепенно входит западная культура, но все равно первым вопросом при встрече двух местных жителей остается "Из какого ты племени?".

Кенийцы в большинстве своем являются очень дружественными и общительными людьми, туризм приносит хороший доход не только в казну страны, но и местным жителям, поэтому к иностранным туристам тут относятся благожелательно, но все равно рекомендуется быть осторожными, следить за своим кошельком и соблюдать несложные правила пребывания в стране. Со слов туристов, побывавших в Кении, можно узнать, что многие африканцы считают, что все люди, кто имеет не черный цвет кожи, - богачи. И поэтому с них можно получать большие деньги. Это заметно и на рынках, и в такси, и в обслуживании. Более того, они уверены, что их нищета напрямую зависит от богатства других стран, что белые колонизаторы вывозили все ресурсы из страны, эксплуатировали население. Поэтому на рынках принято торговаться, любую понравившуюся вещь можно купить в несколько раз дешевле, чем заявленная первоначальная цена[42].