При стабилизации и последующем улучшении экономического положения страны Калининградская область могла бы стать хорошим плацдармом для развертывания конкурентоспособных на мировом рынке отраслей, основывающихся на использовании российского научно-технического потенциала. Это можно было бы осуществить уже сейчас, в частности, в переоснащении перспективных машиностроительных и других промышленных предприятий, в том числе и в рамках конверсии. На базе более 40 средних и крупных научных и проектно-конструкторских организаций области, насчитывающих даже сейчас 4 тыс. занятых (в 1991 г. - 15 тыс.), предлагается создание российско-иностранного технополиса, способного стать активным фактором подъема хозяйства региона.
Для иностранных инвесторов, на наш взгляд, Калининградская область может представлять интерес не столько в плане организации экспортно-ориентированных производств, сколько как удобно расположенный регион, позволяющий получить доступ на обширный российский рынок. При этом речь может идти и об организации совместных предприятий на базе уже действующих, и о сооружении новых. С учетом высвобождения рабочей силы в ходе реструктуризации хозяйства и достаточно высокого ее качества при относительной дешевизне новые предприятия могут быть вполне обеспечены местными кадрами.
Собственно региональные интересы имеют различные аспекты. Конечно, область заинтересована в скорейшей перестройке экономики, в приведении ее в соответствие с новыми экономическими и геополитическими реалиями. Поэтому она позитивно относится и к российским, и к зарубежным инвестициям в отрасли специализации. Однако необходимо иметь в виду экологические, социальные и иные ограничения, регулируемые областными органами власти в соответствии с местными интересами, потребностями нормальной жизнедеятельности населения области. Так, отрицательную оценку экспертов вызвали проекты строительства нефтеэкспортных портов и портов-гигантов, способных резко нарушить экосистему Калининградского залива.
Вместе с тем на региональном уровне особого внимания требуют отрасли, обеспечивающие повседневные потребности населения, - производство продовольственных и промышленных товаров, бытовое, торговое и жилищно-коммунальное обслуживание, а также объекты социальной сферы. Задачей областных органов управления является бюджетное финансирование некоммерческих организаций и учреждений, а также создание благоприятных экономических условий для предприятий коммерческого характера.
Из общегосударственных и региональных интересов вытекает необходимость различать политический и экономический статус области в целом как особой экономической зоны (ОЭЗ) и особую юрисдикцию СЭЗ со специальным экономическим режимом в ее рамках. В рамках самоуправляемой области должны быть локальные зоны, создаваемые в интересах как ее населения, так и всей республики. В настоящее время уже прорабатываются варианты создания таких локальных зон в районе г. Светлый и на базе Калининградского морского торгового порта.
Специфика области предполагает, что ее органы власти должны иметь дополнительные полномочия по сравнению с большинством других регионов страны. Поэтому для такого региона, каким является Калининградская область, неизбежно требуется делегирование части полномочий федеральных органов, поскольку, например, прямое использование установленных правовых основ единого рынка, финансового, валютного, таможенного регулирования, единой ценовой политики на территории области, ввиду ее огромной специфики, просто невозможно. Основу для этого создает “Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области”, а также закон “Об особой экономической зоне в Калининградской области”.
Статус области, федеральная программа ее развития (дополненная региональной программой), конкретная деятельность областных органов власти должны способствовать формированию соответствующей новым условиям отраслевой структуры экономики. Для этого требуется реализация следующих предпосылок:
- сочетание различных источников финансирования (государственных и частных, отечественных и зарубежных);
- обеспечение налоговых, кредитных, таможенных и др. экономических льгот и гарантий для области, а также российских и иностранных инвесторов;
- регулирование этих льгот с учетом интересов экономики России в целом и области в частности (например, при отмене таможенных сборов обеспечение интересов предприятий региона в перспективных, но пока неконкурентоспособных отраслях, в тех случаях, когда ввоз товаров ведет к прекращению их производства в области);
- федеральное финансирование инфраструктуры;
- заключение равноправных, взаимовыгодных, но учитывающих интересы области соглашений РФ с Прибалтийскими странами, Белоруссией, Польшей для сохранения региона в российском экономическом пространстве при одновременном вхождении в балтийское экономическое пространство;
- достижение сбалансированного с соседними государствами военного присутствия, заключение коллективного договора о военной безопасности на Балтике с взаимным уменьшением вооруженных сил; конверсия военного производства.
В результате будут получены средства (финансовые и организационные), необходимые для реструктуризации экономики в соответствии с требованиями рынка и геополитическими особенностями области.
С учетом российского и зарубежного опыта можно назвать следующие рычаги, с помощью которых администрация области регулирует реструктуризацию экономики:
1. Использование возможностей регионального бюджета и местного законодательства для развития рыночной инфраструктуры и создания благоприятных условий для деловой активности, снижения рисков вложения капитала на территории области, подготовки и переподготовки кадров для народного хозяйства региона. Эти возможности используются пока недостаточно. 29 банков и 53 филиала распыляют, а не концентрируют финансовые средства, не обладая необходимыми инвестиционными возможностями (для сравнения: во всей Эстонии насчитывается 16 банков). То же со страховыми и инвестиционными компаниями. Не создаются филиалы иностранных банков, которые способны обеспечить надежное кредитование производства, жилищного строительства под залог собственности и др. Подготовка и переподготовка кадров хотя и стимулируется международными программами и фондами, но не имеет надлежащей поддержки регионального бюджета, тогда как в других регионах страны вузы на 20-30% финансируются за счет средств регионов, а в ФРГ - до 50% средств на эти цели выделяют земли.
2. Обоснование федеральных программ, дотаций и субвенций и инициирование федеральных законодательных актов в отношении условий регионального развития для стимулирования привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли и территории. Здесь имеется определенный прогресс и действует федеральная программа развития области с налоговым кредитом, принят закон об ОЭЗ в Калининградской области, начала деятельность комиссия по обеспечению жизнедеятельности области. Эти инструменты могут быть использованы эффективнее, если преимущества области как одного из перспективных для развития регионов страны будут лучше обоснованы.
3. Применение налоговых и кредитных инструментов, законодательных возможностей региона для стимулирования развития депрессивных отраслей и территорий. В первую очередь следует использовать опыт Польши и Литвы, где большие налоговые и таможенные преимущества имеет АПК. Политика поддержки аграрного сектора действует и во всех развитых странах региона.
Для Калининградской области насущной задачей, так до конца и не решенной, является определение тех приоритетных отраслей, которые могли бы потянуть за собой всю экономику региона. При этом надо отчетливо сознавать, что стимулирование и рост этих отраслей будет происходить параллельно со свертыванием неконкурентоспособных отраслей и предприятий. Задача обеспечения роста по всем направлениям иллюзорна и недостижима.
Необходимость реструктуризации экономики в пользу отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и производства качественных товаров народного потребления была осознана еще в 1960-е годы. В этом направлении делались многочисленные попытки, которые в условиях административно-командной системы не увенчались успехом. К тому же огромные инвестиции отвлекались на нужды военно-промышленного комплекса, реализацию дорогостоящих проектов и выравнивание уровня жизни населения “в территориальном плане”, иначе говоря, на поддержание высоких темпов воспроизводства населения в ряде южных республик страны. Искусственные условия внутрисоюзного и международного социалистического рынка с дешевым сырьем и рабочей силой, не соответствующими реальным затратам ценами не способствовали прогрессивным преобразованиям.
Первые же попытки правительства установить соответствие цен и затрат, “отпустив” цены, резко изменили прежние ценовые соотношения и пропорции и уровень рентабельности предприятий разных отраслей. Выгоду получили “естественные монополисты”, установившие цены на топливо, энергию, некоторые виды сырья с ориентацией на внешний рынок, вне соответствия с внутренними ценовыми соотношениями. Отмена государственных дотаций в таких условиях поставила под угрозу само существование многих отраслей и производств (например, океанической рыбной промышленности с ее огромными затратами на топливо).