Наскальные рисунки Альты. К достопримечательностям г. Альты относится удивительная коллекция наскальных рисунков, приглашающая посетителей ознакомиться с жизнью людей и их мировоззрением около 6 тыс. лет назад. Первая наскальная резьба на этой территории была случайно открыта в 1973 году. С тех пор около 3 тыс. наскальных изображений были найдены в пяти различных местах. Эти изображения создавались на протяжении долгого периода времени. Самые древние рисунки были вырезаны на скалах около 6,2 тыс. лет назад, тогда как самым последним рисункам - около 2,5 тыс. лет.
4.2. Этнографическое наследие
С этнографическим наследием Норвегии можно ознакомиться в музеях, это научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт с доисторических времен, социальные отношения и общественный строй.
В Норвегии этнографические музеи представлены как экомузеями. Это “живые” этнографические музеи, и как правило, под открытом небом. Они созданы наподобие небольших фольклорных деревушек, где можно ознакомиться с бытом, традиционным укладом, одеждой и утварью; в экомузеях посетитель вступает в более тесный, непосредственный контакт с системой разнообразных памятников, предметов, информации.
В Норвегии находятся несколько этнографических музеев, один из самых крупных в Европе музеев этнографии под открытым небом - Норвежский этнографический музей (Norsk Folkemuseum). В его обширной коллекции представлены оригиналы построек, собранные со всех уголков страны и демонстрирующие более чем 800-летние традиции деревянного зодчества Норвегии. Этот музей гордиться: «Приходите сюда, и вы увидите день из жизни Норвегии». В этом же музее можно ознакомиться с бытом и традициями саамов.
Саамы. Коренные жители Норвегии. Саамы проживают на территории Норвегии гораздо дольше норвежцев и поэтому признаны коренным населением страны.
Саамов иногда называют лопарями, но сами они предпочитают, чтобы их называли саами. Считается, что их первые поселения в северной Скандинавии появились11 тыс. лет назад. Как и другие коренные народы, саамы жили в единстве с природой. Они носили яркие национальные костюмы и жили в чумах, кочуя вслед за оленьими стадами.
Долгое время саамы подвергались угнетению, и их культура была на грани исчезновения. Сегодня положение саамов более сильное, чем у многих других коренных народов в мире. У них есть свой День независимости, национальный флаг и парламент.
Мари Бойне, известная норвежская певица саамского происхождения, внесла свой вклад в поддержку саамской культуры. Она является гордым символом саамской культуры в современной Норвегии.
В своей музыке певица использует народные саамские и скандинавские мотивы.
В наши дни саамы проживают на территории, протянувшейся от Швеции через Северную Норвегию и Финляндию до Кольского полуострова в России. На саамском языке эта территория называется Сапми. Здесь проживают более 100.000 саамов, около половины из них – в Норвегии. [2]
4.3. Социально – культурное наследие
Корни норвежской культуры восходят к эпохе викингов, средневековой "эпохе величия" и сагам. Хотя обычно норвежские мастера культуры испытывали влияние западноевропейского искусства и впитали многие его стили и сюжеты, тем не менее, в их творчестве отражалась специфика родной страны. Бедность, борьба за независимость, восхищение природой - все эти мотивы проявляются в норвежской музыке, литературе и живописи (в том числе декоративной).
Около 900 годов Исландию заселили норвежцы. Там развилась особая литературная среда, которая в дальнейшем имела огромное значение и для Норвегии. Для исландцев характерно появившийся у них интерес к литературному творчеству и описанию исторических событий. Они становились скальдами в дружинах норвежских королей, о которых им поручалось писать саги. Самая известная из caг - "Круг земной", замечательное сочинение исландца Снорре Стурласона, посвященное истории норвежского государства и написанное примерно в 1240 г. Через несколько веков это произведение будет играть большую роль в деле становления норвежского национального самосознания.
Самым важным чисто норвежским литературным произведением эпохи средневековья считается "Королевское зерцало", относящееся к середине XIII века, и представлявшее собой учебник придворного этикета. Очевидно, оно было создано в придворной среде короля Хакона Хаконсона, правившего в 1217-1263 гг. При его дворе на древненорвежский язык переводилось много французской эпической поэзии. Похоже, что во времена позднего средневековья Норвегия была важными северными воротами для эпико-лирических баллад, идущих с континента. Остатки этой поэзии хранились в устной традиции, пока не были записаны в 1840-50-х годах.
Норвежская музыка всегда тяготела к древним временам - даже больше, чем литература. В народных мелодиях и сейчас черпают вдохновение многие композиторы.
Норвежская народная музыка (как вокальная, так и инструментальная) обычно исполняется соло. Основными инструментами являются скрипка и хардингфеле. Последний инструмент – хардингфеле- считается норвежским национальным музыкальным инструментом. Они часто украшены инкрустацией на грифе, корпус расписан узорами. Исследователи до сих пор не смогли выяснить, как появился у норвежцев этот инструмент. Некоторые считают, что он является модификацией обычной скрипки, другие связывают его со средневековыми струнными инструментами. К норвежским народным инструментами относятся также мунхарп, или варган, различные флейты, козий рог, деревянный рожок и ланглейк. Некоторые из них имеют очень древнее происхождение. Музыка, которая исполняется на народных инструментах, богата и разнообразна. Различаются как собственно норвежские танцевальные мелодии (спрингар, гангар, халлинг), так и более поздние танцы, пришедшие в страну из Центральной Европы (вальс, полька, рейнлендер). Использование нижних струн хардингфеле в сочетании с большим количеством нестандартных интервальных отношений придает норвежской народной музыке исключительное тональное своеобразие. Она стала источником вдохновения для многих композиторов, включая знаменитого Эдварда Грига.
Норвежские народные танцы. Есть свидетельство, относящееся ко времени между 500-1000 гг. до н. э., это наскальные изображения, где изображены танцующие фигуры, которые напоминают своими позами об определённых формах норвежского танца - танце в присядку.
Норвежские деревенские танцы (цепочный танец). Эпические народные песни и баллады являлись источником и свидетельством его развития, т. к. в них вскользь упоминалось о средневековом цепочном танце. До сих пор остаётся неизвестным то, была ли эта форма рождена в Норвегии или же, была завезена из других стран. Важнейшая черта танца в том, что все танцующие держались за руки и, образуя цепь, продвигались подпрыгивающим шагом или просто шагом, который мог сопровождаться определёнными движениями рук, ног, головы в такт музыки. Танец исполнялся под музыку или под балладу. Тесная взаимосвязь между танцем и балладой наблюдалась в основном на северных островах Норвегии. Эта связь стала традицией и сохраняется, и по сей день.
4.4. Возможность использования в туризме
Норвегия обладает огромным культурным наследием и включает в себя все следы человеческой деятельности в физической среде. Они являются невосполнимыми источниками информации о жизни и деятельности людей и об историческом развитии архитектуры, техники и искусства. Культурное наследие Норвегии охраняется и активно используется в туристической индустрии.
Памятники культуры и достопримечательности служат источниками эмоциональных и эстетических впечатлений для многих туристов, посещающих Норвегию. Большинство туристов посещающие Норвегию могут не только отдохнуть и восстановить силы на природе, но и ознакомиться с уникальными особенностями этнографической культуры населения, так и расширить свой кругозор, ознакомившись с богатым культурным наследием.
Огромную роль играют культурно-исторические центры – города Норвегии, в которых находятся основные памятники архитектуры, скульптуры и живописи. Города Норвегии являются местом концентрации достижений человеческой цивилизации, благодаря их историческому предназначению и культурному потенциалу, имея свой неповторимый облик и формируя комплекс объектов туристского интереса.
5. Современная художественная культура как условие развитие туризма
5.1. Достижения в сфере архитектуры, изобразительного искусства, музыки
Архитектура. Ряд выдающихся архитекторов появились в Норвегии после Второй мировой войны, и эти деятели сохраняли передовые позиции в архитектуре Норвегии до конца столетия. Большинство из них уже закончили свою деятельность, но на смену им пришло новое поколение, которое добивается признания не только в своей стране, но и за рубежом.
Работы архитектора Сверре Фена оказали влияние на несколько поколений норвежских архитекторов и получили международное признание. Сверре Фен (родился в 1924 г.) получил архитектурное образование сразу вскоре после Второй мировой войны и сразу же стал ведущим норвежским архитектором своего поколения. В возрасте 34 лет Фен получил международное признание за свой проект Норвежского павильона на Брюссельской всемирной выставке 1958 г. В 1960-х он создал две работы, которые стали вехами в его карьере: Скандинавский павильон на Венецианском Бьеннале и Музей Хедмарк в Хамаре, Норвегия. Музей – главная работа Фена. Он ознаменовал переход от чистого модернизма к созданной самим Феном более индивидуальной архитектуре. В последние годы Фен спроектировал ряд музеев в Норвегии, получивших широкое признание: Норвежский музей ледников (1991) в Фьерланде, Центр Аукруста (1996) в Альвдале, Центр Ивара Осена (2000) в Эрста и Норвежский музей фотографии (2001) в Хортене.