Смекни!
smekni.com

Стекольная и фарфорофаянсовая промышленность России (стр. 12 из 13)

По мнению авторитетного историка русской художественной культуры Л.В.Андреевой, чьи исследования по фарфору использованы в данном материале, русский фарфор последних десятилетий со свойственным ему романтизмом, обращенным к национальной культуре во всей ее полноте— одно из живых и творческих явлений европейской художественной культуры второй половины ХХвека. АИмператорский фарфор— одна из самых ярких и привлекательных страниц этого явления.

В настоящее время завод выпускает около 4000 наименований изделий по форме и росписи. Это чайные, кофейные и столовые сервизы, отдельные предметы посудного назначения, сувенирно-подарочные изделия, жанровая и анималистическая скульптура, декоративные блюда, тарелки и т. д. Они изготовлены из твердого, мягкого и костяного фарфора. Изделия декорированы надглазурной и подглазурной росписью, ручным, механизированным и комбинированным способами, с использованием в декоре красок из редких и драгоценных металлов. По заказу завод изготавливает реплики из музейной коллекции XVIII–ХХ вв., фирменную посуду с логотипом и монограммой заказчика.

На протяжении десятилетий повышенным спросом пользуется фирменный сервиз завода с рисунком «Кобальтовая сетка» (С. Е. Яковлева, А. А. Яцкевич), удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Широко известны в России и за рубежом изделия по образцам народных художников России А. В. Воробьевского и И. И. Ризнича, академика Академии художеств Н. П. Славиной, дипломанта Академии художеств и Международной квадриеннале в Эрфурте И. С. Олевской, художников Н. Л. Петровой, Т. В. Афанасьевой, Г. Д. Шуляк, С. А. Соколова, М. А. Сорокина, Ю. Я. Жгирова и др.

Завод выпускает продукцию в широком диапазоне: от домашнего сервиза и памятного сувенира— до банкетных сервизов президентского уровня и правительственных подарков главам зарубежных государств, призов для крупнейших соревнований и фестивалей. Так, в дни празднования 300–летия Санкт-Петербурга все столы на торжественных приемах были накрыты посудой с маркой «ЛФЗ».

Продукция с маркой «ЛФЗ» (введена в 1936 году) экспортируется в высокоразвитые страны мира, такие как США, Германия, Франция, Англия, Канада, Швеция, Норвегия, Япония и др. За последние годы основным направлением экспортных продаж (доля в общем объеме продаж 15%) был и остается рынок США, вторым и третьим по значимости являются рынки Германии и Великобритании. Можно выделить положительную тенденцию в продвижении товара на рынки Японии, Канады, Франции, Италии.

Широкую мировую известностьзаводу принесла ручная высокохудожественная роспись. Целый ряд изделий декорируется натуральным золотом с нанесением гравировального рисунка. Многие сервизы, вазы и почти вся анималистическая скульптура декорируются подглазурными красками. Широко применяется сочетание насыщенного подглазурного кобальта с яркими надглазурными красками и золотом, что придает особый эффект продукции ИФЗ.

Из уникальных технологий сохранилось также «крытье» кобальтом и подглазурная пейзажная живопись, внедренная на ИФЗ в конце ХІХ века.

Запланированный ввод в строй нового литейно–формовочного цеха и установка в нем оборудования для современных технологий. Уже сегодня на заводе успешно осваивается современная технология компьютерного 3D моделирования, которая позволит значительно сократить время изготовление новых моделей для производства фарфоровых изделий, а значит, появится возможность чаше обновлять ассортимент.

В настоящее времяИФЗ возглавляет Группу предприятий, в состав которой, помимо Императорского фарфорового завода, входят: Apilco-Yves Deshoulieres и Porcelaine de Sologne— лиможские заводы из Франции, что предполагает широкие перспективы совместного сотрудничества. Таким образом, старейший фарфоровый завод России, в год своего 260–летия, вступает в новый этап исторического развития.

В феврале 2001 г. Государственный Эрмитаж принял под свое управление уникальное историческое собрание музеяИмператорского фарфорового завода, расположенного на территорииОАО «ИФЗ».

Заводской музей был основан в 1844 году по распоряжению Николая I как хранилище образцов, достойных изучения и копирования. Он возник гораздо раньше таких знаменитых хранилищ произведений искусства, как Третьяковская галерея и Русский музей. В музее сформировалась единственная в мире уникальная коллекция, отражающая почти 260 летнюю историю первого фарфорового завода России. Она насчитывает более 30 тысяч экспонатов. Это фарфор и стекло Императорских заводов, вещи советского периода, изделия известных европейских мануфактур и русских частных заводов, образцы японского и китайского фарфора. Здесь представлены исторические и культурные ценности, аналогов которым нет ни в одном музее мира. В библиотеке музея, основанной во второй половине ХIХ века собраны редчайшие книги по фарфору и искусству, эскизы и рисунки художников с мировым именем.

С последней четверти ХIХ века по личному распоряжению императора Александра III все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах, один из которых оставался в музее. Эта традиция регулярного пополнения музея была сохранена и в советский период, начиная с фарфора 20-х годов до последнего десятилетия ХХ века. Дважды коллекция музея покидала стены завода: с осени 1917 - до осени 1918 года в целях сохранности ее вывозили в Петрозаводск, и в годы войны и Ленинградской блокады экспонаты были эвакуированы на Урал, в Ирбит.

После окончания войны в Москве было принято решение о передаче фондов заводской коллекции фарфора в Русский музей. Ведущим художникам завода во главе с Н.М. Суетиным при поддержке известных деятелей культуры удалось сохранить коллекцию на ИФЗ. Большую помощь в решении этого вопроса оказала знаменитый скульптор В.И. Мухина. Уже тогда было доказано, что собрание заводского музея, являясь национальным достоянием Отечества, не может существовать вне стен завода, где музей был основан, и благодаря которому постоянно пополнялся. На протяжении полутора веков музей был школой высочайшего мастерства, благодатным источником творческого вдохновения художников нескольких поколений, связующим звеном между прошлым и будущим искусства русского художественного фарфора. На базе музейной коллекции формировались многочисленные отечественные и зарубежные выставки, устраивались персональные выставки ведущих художников. По решению Министерства культуры фарфор из коллекции заводского музея экспонировался на выставках в Англии, Австрии, Швейцарии, Японии, Германии, Бельгии и др.

В книге Почетных гостей завода, и в первую очередь музея, оставили свои автографы члены императорской семьи, Казимир Малевич, Луначарский, Горький, Шаляпин, Есенин, Маяковский и Лиля Брик, Мейерхольд и Зинаида Райх, министр культуры СССР Е.Фурцева и первая женщина-космонавт В. Терешкова, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев и первый мэр Петербурга А. Собчак – этот перечень можно продолжать и продолжать…

Императорский фарфоровый завод с его музеем – это уникальное место, где создается и хранится материализованная в фарфоре история и культура России на протяжении почти трех веков.

На рубеже 2000 года приватизированный завод оказался в руках американских фондов и вновь остро возник вопрос о местонахождении и сохранности уникального музейного собрания, которое не подлежало приватизации и оставалось государственной собственностью. Уже было принято постановление бывшего губернатора города о передаче музейной коллекции Русскому музею с экспонированием ее в залах Строгановского дворца. В защиту сохранения коллекции на ее историческом месте вступился директор Эрмитажа М. Б. Пиотровский, который прекрасно понимал, что разрушение этой связи может привести к необратимой потере традиций. Высочайший авторитет «музейщика» мирового уровня и предложение Михаила Борисовича взять заводской музей под патронат Государственного Эрмитажа, оставив его в стенах завода, сыграли решающую роль при рассмотрении вопроса в Министерстве культуре РФ.

В начале 2003 года на базе музейной коллекции и в стенах ИФЗ создается новый отдел ГЭ «Музей фарфорового завода». К этому времени на заводе сменился собственник, и владельцами завода стала семья Г. и Н. Цветковых.

Ими принимается решение о финансировании реконструкции помещений музея и входной группы с созданием нового магазина и галереи современного фарфора. 22 декабря состоялось новое рождение Музея фарфорового завода, как отдела Государственного Эрмитажа. А это значит, впервые за сто лет музей стал открытым и доступным для всех желающих.

Заключение

В современных условиях международного разделения труда, одной из отраслей специализации России является национальная стекольная промышленность.

Продукция российского стекла составляет значительную долю в мировом производстве и торговле.

В 2008 году в России было произведено около 100 млн. квадратных метров плоского стекла и 6 млрд.200 млн. штук стеклянной тары, в том числе, 5 млрд. 300 млн. штук узкогорлой и свыше 900 млн. штук широкогорлой тары или 7% мирового выпуска (4 место в мире). При этом из общего объема производства стекла экспортировалось 30%, что составляет около 1,3 % мировой торговли (18 место в мире). Таким образом, отечественная стекольная промышленность функционирует в общей системе мировых хозяйственных связей, и ее состояние в значительной степени зависит от тенденций развития мировой стекольной отрасли.

Позитивная динамика увеличения объёмов жилищного строительства, реализация проектов, соответствующих международным стандартам в области оформления фасадов в сегменте коммерческой недвижимости, а также достаточно динамичное развитие российской автомобильной промышленности оказывают позитивное влияние на развитие стекольной промышленности в целом, обеспечивая стабильно высокий спрос на современное флоат-стекло. Причем, что важно отметить, в основном отечественных производителей.