Смекни!
smekni.com

Суринам (стр. 2 из 3)

2. Культурологические аспекты

Дошкольные учреждения (главным образом частные) для детей 4-6 лет. В 1974 в детских садах воспитывалось около 20,3 тысяч детей. Обязательное 6-летнее обучение детей 6-12 лет. В 1974-1975 учебном году в начальных 6-летних школах, большая часть которых частные, обучалось 91,7 тысяч учащихся, в средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях — 28,3 тысяч учащихся. Педагогические кадры готовят 1 педагогический и 2 учительских института. Университет Суринама (основан в 1968) находится в Парамарибо, имеет медицинский и юридический факультеты (в 1973-1974 учебном году свыше 600 студентов). В Парамарибо находятся Культурный центр С. (основан в 1947; библиотека насчитывает 20,8 тысяч томов) и музей (основан в 1954).

Печать, радиовещание, телевидение. В С. издаётся 7 ежедневных газет (1975), в том числе 3 на голландском языке. Крупнейшие периодическое издания (тираж на 1975; все выходят в Парамарибо): «Де варе тейд» («De Ware Tijd»), ежедневная газета, основана в 1957, тираж 9 тысяч экземпляров; «Де Вест» («De West»), ежедневная газета, основана в 1909, тираж 8,5 тысяч экземпляров; «Омхоог» («Omhoog»), еженедельник, основан в 1955, тираж 2,3 тысяч экземпляров; «Онзе тейд» («Onze Tijd»), еженедельная газета, основана в 1955.

В 1965 в Парамарибо основана правительственная коммерческая служба «Стихтинг Радиоомруп Суринаме» и телевизионная служба «Суринамсе Телевизи стихтинг», ведущие (на голландском, хинди, местном диалекте английского языка) радио- и телепередачи на С. Создано национальное информационное агентство печати «Ин форма».

Литература развивается на суринамском (или сранантонга-креольском языке на английской основе) и нидерландском языках. У её истоков — культура негров, вывезенных в эпоху колон, завоеваний из Западной Африки, и нидерландская культура. Первые произведения на суринамском языке — стихи Х. Схаутена (18 в.), И. Кинга (19 в.), анонимные стихи. В конце 19 - начале 20 вв. суринамский язык был под запретом; в течение почти полувека литература развивалась только на нидерландском языке А. Хелман (р. 1903) выступил с короткими рассказами и романами «Юго-юго-запад» (1926), «Тихая плантация» (1931) и др. А. де Ком (1898-1945) ввёл в поэзию антиколониальную тематику (книга «Я пришёл бороться», опубликована 1969). В 40-е гг. началось движение за возрождение суринамского языка. Значительна роль в пробуждении национального самосознания просветителя И. А.Г. Кундерса (р. 1896), издавшего первый общественно-политический и литературно-художественный журнал «Футубой» («Foetoe-boi», 1946-56). Поэтический сборник «Запев» (1957), автор которого Трефосса (псевдоним Х.Ф. Зила, р. 1916), — первое произведение новой литературы С. Поэзия, развивающаяся преимущественно на суринамском языке, характеризуется вниманием к социальным проблемам: сборники «Борьба» (1961) А. Сангодаре (р. 1935), «Сверкающая революция» (1970) К. Верлогена (р. 1932), стихи Р. Добру (р. 1935). Проза создаётся главным образом на нидерландском языке. Б. Вьянен (р. 1934) и Л. ван Мюлир показывают борьбу молодого человека за место в жизни. Л.Г. Феррир (р. 1940), Рита Раман и Добру (автобиографическая повесть «Свободный человек», 1969) отразили борьбу суринамцев за независимость.

3. Этнодемографическая характеристика

Основные этнические группы населения (перепись 1971): выходцы из Индии — 36%, креолы — 30%, выходцы из Индонезии, главным образом яванцы, — 18%, негры —11%, китайцы — 2% , европейцы — 2%, индейцы (карибы и др.) и так называемые лесные негры (потомки беглых рабов) — 1%. Официальный язык — нидерландский (голландский). По религии креолы принадлежат к различным христианским церквам (католической, лютеранской и др.), индонезийцы — мусульмане, индийцы — индуисты. Официальный календарь — григорианский (см. Календарь).

Прирост населения за 1970-73 составлял в среднем 3,2% в год. Экономически активного населения 107 тыс. чел. (1972), из них 27% заняты в сельском хозяйстве и рыболовстве, 22,2% в промышленности и строительстве (в том числе в горнодобывающей 7,4%, на лесоразработках и в деревообработке 2,1%), 43,7% в торговле, на транспорте, в сфере услуг и административном аппарате. Безработных 20-25% экономически активного населения. Средняя плотность около 3 человек на 1 км2 (1973). Около 90% населения проживает примерно на 3-4% территории страны — в прибрежной полосе и в долинах крупных рек. Важнейшие города: Парамарибо (150 тыс. жителей в 1975) и Ньив-Никкери.

В 1990-х годах ежегодный прирост населения Суринама составлял в среднем 0,9%. Около 90% населения сосредоточено в прибрежной зоне, прежде всего в Парамарибо и его пригородах. Во внутренних областях плотность населения крайне низкая. Рождаемость в Суринаме имеет тенденцию к снижению - с 26 человек на 1000 в 1985-1990 до 22,5 на 1000 в 1998. Смертность 6 человек на 1000. Таким образом, естественный прирост населения, 1,7% в год, является одним из самых низких в Латинской Америке. При этом фактический прирост населения значительно снижается из-за эмиграции, резко возросшей после 1950. К 1970 ее уровень был 2% в год, к 1975, когда страна получила независимость, он достиг 10%. Новая волна эмиграции поднялась после политических потрясений 1980 и 1982. Общее число эмигрантов в Нидерланды к 1987 достигло 180 тыс. В 1998 уровень эмиграции составил 9 человек на 1000. При этом иммиграция в страну остается весьма незначительной. Для суринамского общества характерно расслоение по этническому признаку. По данным на 1997, 37% населения Суринама составляли индийцы, потомки иммигрантов, приехавших в страну в 19 в.; 31% - негры и мулаты, которых в Суринаме называют креолами; 15,3% - выходцы из Индонезии; 10,3% - т.н. "лесные негры", потомки беглых рабов, живущие во внутренних областях страны; 2,6% - индейцы, коренные обитатели страны; 1,7% - китайцы; 1% - европейцы и 1,1% - представители прочих этносов. Креолы, составляющие две трети городского населения, расселены преимущественно в Парамарибо и его пригородах. Индийцы сосредоточены в наиболее продуктивных сельскохозяйственных районах. Они составляют менее четверти городского населения. Индонезийцы размещены в менее плодородных аграрных районах, они образуют большинство только в округе Коммевейне, где используются в качестве наемных рабочих на плантациях. Индейцы и "лесные негры" в основном проживают во внутренних районах страны. Этническая пестрота Суринама проявляется и в языке. Официальный язык голландский, но многие жители Суринама не считают его родным языком, а некоторые не знают его вовсе. Языком межэтнического общения стал рожденный в негро-мулатской среде язык шранан тонго, иначе говоря - негро-инглиш, или бастард-инглиш, также называемый токи-токи или суринамским. В стране говорят еще по меньшей мере на 16 языках, включая хинди, индонезийский, китайский, два языка "лесных негров" - аукан и сарамаккан, и как минимум четыре индейских языка. Такое же разнообразие наблюдается в конфессиях. Христианство представлено протестантской (главным образом моравской, 25,2%) и римско-католической (22,8% приверженцев) церквями. Индийцы исповедуют индуизм (27,6%) или ислам (19,6%). Большинство индонезийцев - исламисты, часть населения - католики. В Суринаме встречаются сторонники иудаизма и конфуцианства. Негры практикуют синкретические афроамериканские культы, включающие элементы христианства и языческие обряды исцеления и вызывания духов. Классовая структура суринамского общества весьма размыта. Борьба за экономическое и политическое господство разворачивается между различными этническими группами, которые доминируют в некоторых сферах деятельности. Вместе с тем классовое расслоение наблюдается и внутри этнических групп. Так, в негро-мулатской среде выделяется узкая прослойка специалистов, получивших европейское образование, и правительственных служащих, а также широкий низший слой рабочих низкой квалификации или вовсе неквалифицированных. Индийцы в первой половине 20 в. установили контроль над сельским хозяйством, а после Второй мировой войны стали активно осваивать городские профессии и ныне конкурируют с прочими этническими группами во всех сферах экономики. Индонезийцы в целом остаются на вторых ролях, образуя слой сельскохозяйственных наемных рабочих. Китайцы, преимущественно занятые в городской розничной торговле, принадлежат к средним и высшим классам, "лесные негры" и индейцы, живущие в глуши, представляют маргинальные группы населения. В 1980-е годы в Суринаме произошло сокращение программ социального обеспечения. Нидерланды и некоторые религиозные общины берут на себя расходы по медицинскому обслуживанию населения. Средняя продолжительность жизни в Суринаме в 1998 составляла 70,6 лет (68 у мужчин и 73,3 у женщин). В Суринаме провозглашено обязательное образование детей в возрасте от 6 до 12 лет. Экономические трудности негативно сказываются на качестве образования. В 1993 начальные школы посещали 94% детей. В университете Суринама (основан в 1968) и в других высших учебных заведениях в 1992 обучались 4400 студентов. Грамотно 93% взрослого населения. Если в 1975 в стране выходило 7 ежедневных газет, то в конце 1990-х годов остались только две ("Вест" и "Варе тайд"), которые издаются на нидерландском языке. Правительство и политика. В 1975, когда Суринам получил независимость, была принята конституция, согласно которой страна провозглашалась парламентской республикой, бывший генерал-губернатор оставался формальным президентом страны, а реальная исполнительная власть переходила к кабинету министров. В результате военного переворота 1980 конституция была отменена. Новая конституция, утвержденная на всеобщем референдуме в 1987, предусматривает всенародное избрание сроком на пять лет 51 депутата законодательного органа - Национальной ассамблеи, которая в свою очередь избирает президента (главу государства) и вице-президента, возглавляющего кабинет министров, который назначается самим президентом. Президент формирует Государственный совет из 15 человек - представителей политических сил, профсоюзов, деловых и военных кругов. Государственный совет дает рекомендации кабинету министров и имеет право налагать вето на законы, исходящие от Национальной ассамблеи. На практике подполковник Дези Баутерсе, совершивший государственный переворот в 1980 и правивший страной до 1987, пользовался почти неограниченной властью на посту Государственного советника, хотя его власть была несколько ограничена после отставки с поста главнокомандующего армией в апреле 1993. Судебная система Суринама включает Верховный Суд в составе шести судей, назначаемых пожизненно президентом, и три низшие судебные инстанции. В административном отношении страна поделена на 10 округов под управлением административных представителей президента: Брокопондо, Коммевейне, Корони, Маровейне, Никери, Пара, Парамарибо, Сарамакка, Сипаливини и Ваника. После Второй мировой войны в Суринаме сформировались три политические партии: Национальная партия Суринама (основана в 1946), выражающая интересы мелкой и средней национальной буржуазии креольского происхождения, Индонезийская партия национального единения и солидарности (1947) и Объединенная хиндустанская партия (1949, с 1969 называется Прогрессивная партия реформ), объединяющая индийцев. Эти по существу этнические партии были запрещены после государственного переворота, совершенного Баутерсе в 1980. В 1985 они вышли из подполья и два года спустя сформировали коалиционный Фронт за демократию и развитие во главе с Рональдом Венетианом. Фронт изначально противостоял Национальной демократической партии (НДП), основанной Баутерсе в 1987. В том же году возникла Лейбористская партия Суринама, которая в 1991 присоединилась к Фронту, одержавшему победу на выборах 1987. Фронт на короткий срок потерял власть во время военного переворота в декабре 1990, но на выборах 1991 вновь победил и привел на президентский пост Венетиана. В 1996 НДП вошла в коалицию с индонезийской партией и рядом мелких партий и на выборах привела к победе своего кандидата. Новым президентом стал Юль Вейденбосх.