Смекни!
smekni.com

Тектоника, материки, гипотезы перемещения материков (стр. 2 из 3)

Установлено, что линеаменты представляют собой ослабленные зоны материковой коры. Земная кора способна изгибаться как оконное стекло под натиском порывов ветра. Вся она в действительности рассечена разломами. Вдоль этих зон все время происходят незначительные движения, обусловленные приливообразующими силами Луны. Если плита смещается по направлению к экватору, она подвергается все большему напряжению, как из-за действия приливных сил, так и из-за изменения скорости вращения Земли. Эти напряжения в наибольшей степени проявляются в центральных частях материков, где происходит рифтообразование. Зоны молодого рифтогенеза проходят в Северной Америке от р.Снейк до р.Рио-Гранде, в Африке и на Ближнем Востоке – от долины р.Иордан до озер Танганьика и Ньяса (Малави). В центральных районах Азии тоже есть система рифтов, проходящая через оз.Байкал.

В результате длительных процессов рифтогенеза, дрейфа материков и их столкновений сформировалась материковая кора в виде «лоскутного одеяла», состоящая из фрагментов разного возраста. Любопытно отметить, что на каждом материке в настоящее время, видимо, представлены породы всех геологических эпох. Основу материков составляют т.н. щиты, сложенные древними прочными кристаллическими породами (в основном гранитного и метаморфического рядов), которые относятся к различным эпохам докембрия (т.е. их возраст превышает 560 млн. лет). В Северной Америке таким древним ядром является Канадский щит. По крайней мере 75% материковой коры было сформировано уже 2,5 млрд. лет назад.

Участки щитов, перекрытые осадочными породами, называются платформами. Они характеризуются плоским равнинным рельефом или пологоволнистыми сводовыми возвышенностями и котловинами. При бурении на нефть под осадочными породами иногда вскрывается кристаллический фундамент. Платформы всегда представляют собой продолжение древних щитов. В целом это ядро материка – щит вместе с платформой – называется кратоном (от греч. krátos – сила, крепость).

К краям кратона причленены фрагменты молодых складчатых горных поясов, обычно включающие небольшие ядра («осколки») других материков. Так, в Северной Америке в восточных Аппалачах встречаются «осколки» африканского происхождения.

Эти молодые компоненты каждого материка дают ключ к разгадке истории древнего щита и, по-видимому, развиваются в основном также, как и он сам. В прошлом щит тоже состоял из горных поясов, которые ныне снивелированы почти до плоского или лишь умеренно расчлененного эрозией рельефа. Подобная выровненная поверхность, называемая пенепленом, – результат эрозионно-денудационных процессов, которые происходили более полумиллиарда лет назад. В основном эти процессы выравнивания протекали в условиях тропического корообразования. Так как главным агентом подобных процессов выступает химическое выветривание, то в результате образуется скульптурная равнина. В современную эпоху на щитах представлены только коренные породы, оставшиеся после того, как реки и ледники разрушили и снесли древние рыхлые отложения.

В более молодых горных поясах по краям кратонов часто повторялись поднятия, но времени для формирования пенеплена оказалось недостаточно, поэтому вместо него образовалась серия ступенчатых эрозионных поверхностей.

Гипотезы перемещения материков – группа гипотез, объясняющих происхождение, очертания, взаимное расположение и рельеф современных материков как следствие разрывов и горизонтальных перемещений отдельных частей твёрдой поверхности земного шара. В основе гипотез перемещения материков лежит изучение о изостазии (ИЗОСТАЗИЯ - равновесное состояние верхних горизонтов Земли, проявляющееся в том, что на определенной глубине (глубине компенсации 100-150 километров) происходит выравнивание давления вышележащих горизонтов.) и представление о плавании лёгких материковых глыб по держащей их базальтовой оболочке, подобно айсбергам. Теорий много, но большую популярность получила теория Венгера, сущность которой сводится к следующему: лёгкие гранитные материки плавают на более тяжёлой и вязкой базальтовой оболочке Земли. Гранитный материал, согласно этой гипотезе, покрывал Землю в древнейшие до геологические времена сплошным тонким слоем. Приливные силы, связанные с притяжением Солнца и Луны, действующие на поверхности Земли с востока на запад, и центробежные силы, вызванные вращением Земли и направленные от полюсов к экватору, разорвали эту сплошную оболочку, и из гранитного материала образовался единый материк Пангеа. Стягивание сиалической оболочки в единый материк вызвало её утолщение и поднятие над уровнем океана. Океанические впадины в то же время сделались обширнее. Первым от сиалического материала отделилось дно Тихого океана. Следующая стадия развития Земли началась в мезозое (Юрский период), когда сплошная масса Пангеа раскололась на глыбы, которые под влиянием те же сил начали постепенно отплывать друг от друга двигаясь на запад и от полюсов к экватору. В результате между ними образовался Атлантический океан, Африка откололась от южной части Азии. От них в последствии отделились Австралия и Антарктида. Вновь образовавшиеся материки продолжали с разной скоростью своё движение на запад и к экватору.

Особенно убедительные данные о существовании Пангеи, Лавразии и Гондваны были получены А. Вегенером и его сторонниками после обобщения палеоклиматических данных. Многочисленные признаки или индикаторы холодного, полярного климата в виде тиллитов - сохранившихся форм ледникового рельефа имеются в Южной Америке, в южной части Африки, Индии, Австралии и Антарктиде. Трудно себе представить, каким образом могло возникнуть обширное покровное оледенение. Ведь абсолютное большинство материков ныне находится в экваториальных и тропических широтах.

Климатическая широтная поясность, столь характерная для современной эпохи вследствие шарообразности Земли, должна была существовать и в далеком прошлом. Но если представить, что материки во второй половине каменноугольного периода располагались бы так, как и ныне, то ни о какой широтной зональности говорить не приходится. Климатические зоны и области на каждом отдельно взятом материке никак не объединяются в пояса и располагаются мозаично. Имеются и парадоксальные случаи. Холодные климатические пояса, выделенные на картах современного положения материков, соседствуют с тропическими, а умеренные - с экваториальными. Но ведь такого в природе не должно быть. Не смотря на обилие «доказательств», гипотеза Венгера находится в противоречии с основными геологическими фактами и важнейшими обобщениями в современной геологии. Гипотеза эта не в состоянии объяснить, почему передние края континентов должны сминаться в складки во время движения. Если бальзатовая оболочка мягче и пластичнее, то сминаться должна она, а не материки; а если твёрже, то континенты не смогли бы сдвинуться с места. По современным данным, геологическое строение континентов и океанического дна не так разнородны, как это у венгера. Многие геологические структуры начинались на материках и идут по дну океанов, это подрывает саму основу теории. Пути переселения флоры и фауны, большими на то основаниями, могут быть объяснены гипотезой о существовании на месте Атлантического и Индийского океанов мелких морей, островов и материков по которым и совершались пути миграции. Доводы о сходстве геологического строения противолежащих друг другу берегов Африки и Южной Америки в последнее время опровергнуты фактами, доказыающих значительное несоответствие в геологическом строении этих материков.

Гипотеза подкоровых течений (австрийский тектонист О. Ампферер, немецкие ученые Р. Швнннер и Э. Краус, голландский геофизик Ф. Венинг Мейнес) допускает существование в мантии круговорота конвекционных течений, увлекающих за собой земную кору и вызывающих тем самым её деформации; среди движений земной коры равное значение придаётся и вертикальным, и горизонтальным. Остаётся не вполне доказанным само существование и возможность образования в мантии постоянных или длительных конвекционных течений.

Пульсационная гипотеза (американский геолог У. Х. Бачер, советские учёные М. А. Усов и В. А. Обручев) дополнила идею контракционной гипотезы о сжатии Земли представлением о чередовании глобальных эпох сжатия и эпох её расширения, пытаясь объяснить на этой основе явления магматизма, трансгрессии и регрессии Мирового океана и некоторые др. явления, не объяснённые контракционной гипотезой.

В 60—70-е гг. 20 в. идеи мобилизма были возрождены на новой фактической основе в виде «новой глобальной тектоники», или «тектоники плит» (американские учёные Х. Хесс, Р. Диц и др.). Эта гипотеза предполагает существование подкоровых конвекционных течений и опирается на данные палеомагнетизма, сейсмологии, особенности магнитных аномалий и результаты бурения дна океанов. Согласно «новой глобальной тектонике», сравнительно хрупкая литосфера, подстилаемая пластичной астеносферой, разделена на жёсткие плиты, отделённые друг от друга тектоническими разрывами (швами) по осевым линиям сейсмических поясов Земли. Плиты включают не только материки, но и «припаянные» к ним части океанического дна, образовавшиеся главным образом в течение мезозоя и кайнозоя. Плиты испытывают друг относительно друга раздвиг (с образованием рифтов и затем океанов), поддвиг (с погружением одной плиты под другую) или горизонтальное смещение типа сдвига. Расширение литосферы в области океанов и новообразование океанической коры компенсируются сокращением поверхности земной коры при поддвигании (субдукции) одних плит под другие у периферии океанов, в области островных дуг, а также у подножия молодых складчатых хребтов (Предгималайский прогиб и др.). Это подтверждается распределением напряжений в очагах землетрясений. Смятие слоев в таких зонах сжатия коры выражается в складчатости горных пород. Геодезические данные указывают на раздвигание глыб (Северо-восточная Африка), их взаимное скольжение по разломам со скоростью 0,5—3 см в год (Калифорния) или сближение по надвигам (Таджикистан). Значения скорости горизонтальных перемещений того же порядка определяются по палеомагнитным данным, по ширине полос магнитных аномалий вдоль срединноокеанических хребтов и на основании палеогеографических реконструкций.