Смекни!
smekni.com

Территориальная система расселения (стр. 1 из 3)

В современных условиях в качестве существенного критерия развития населенных мест часто рассматривается устойчивость их систем. Под устойчивостью систем расселения понимается способность их планировочной, социальной, экономической и др. организации сохранять динамическое равновесие в ходе значительных количественных и качественных изменений процесса их развития [1]. Данная формулировка не раскрывает полностью значения этого процесса, поэтому следует подробнее остановиться на определении термина «устойчивое развитие».

Устойчивое развитие во многих странах характеризуется как сбалансированное решение социальных, экологических и экономических задач. Термин «устойчивое развитие» все чаще применяется в нормативно-правовой документации. Так, в Градостроительном кодексе устойчивое развитие территорий определяется как обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений. Тем не менее, сегодня продолжаются дискуссии относительно этого понятия.

В самом широком понимании устойчивое развитие рассматривают как развитие, соответствующее потребностям настоящего без ущерба будущим поколениям. Соответственно, выделяют три главных принципа, которые должны лежать в основе процесса устойчивого развития: справедливость между поколениями (футуристический принцип), социальная справедливость и межграничная ответственность [2]. Эти принципы должны быть заложены в основу обеспечения процесса гармоничного устойчивого развития систем расселения.

Обеспечение перехода систем расселения к устойчивому развитию возможно благодаря совместному развитию населения, природной и антропогенной среды в направлении достижения ноосферы как гармонии такого развития, чему соответствует главная цель архитектурно-планировочной парадигмы перехода населенных мест к устойчивому развитию. В соответствии с парадигмой, основными принципами градостроительного планирования устойчивого развития населенных мест и систем расселения являются: встроенность градостроительного объекта в окружение, его структуризация, оптимизация и гармонизация. Стремление к гармонизации рассматривается как основное правило устойчивости архитектурно-планировочной системы, определяющее ноосферную ориентацию градостроительной деятельности.

Следует подчеркнуть взаимосвязь понятий устойчивости и гармонизации архитектурно-планировочной среды: гармонизация – основной принцип устойчивости, а устойчивость – один из критериев гармонизации среды, т. е. отношений человека, природы и архитектуры.

Архитекторы на основе принципов, средств и методов композиции всегда решают задачи гармонизации среды населенных мест. Однако решение этих задач на уровне систем расселения практически не ведется.

Новый Градостроительный кодекс предусматривает следующие уровни территориального планирования систем расселения: территориальное планирование РФ, территориальное планирование субъектов РФ, территориальное планирование муниципальных районов.

Система расселения – это сложная стохастичная система [3], поэтому во многом не поддающаяся направленному влиянию. Любая архитектурно-планировочная система должна быть результатом согласованности, единства самоорганизации и управления. Ее границы подвижны во времени, вследствие чего системы расселения часто не укладываются в рамки административных границ. Поэтому система расселения не может осуществляется только по административно-территориальному признаку.

В настоящее время различают множество видов территориальных систем расселения, отличающихся не столько по количественным и функциональным характеристикам, сколько по характеру и структуре этих урбанизированных территорий.

Проблема заключается в том, что на сегодняшний день нет единых общепринятых терминов, определяющих тот или иной этап развития и вид этих образований. Тем более, что это усложняется многоотраслевым характером теории развития систем расселения и формирующейся нормативно-правовой базой деятельности в этой области.

В изучении уровней и форм организации систем расселения, а также законов и принципов урбанизации огромная заслуга принадлежит экономгеографам. Рассматривая системы расселения как результат процесса урбанизации, они выделили несколько уровней в структуре систем расселения. Первый уровень в экономической географии занимают агломерационные формы расселения, второй – урбанизированные районы и урбанизированные зоны, далее – мегалополис и экуменополис (всегород).

Рассматривая урбанизацию как стихийный, неуправляемый процесс, архитекторы используют свою терминологию по отношению к перспективному развитию и формированию систем населенных мест, но в целом, иерархическая структура сохраняется та же.

Для обеспечения перехода систем расселения к устойчивому развитию необходимо создание соответствующей методологической базы, в основе которой может быть ноосферный подход к градостроительству, интегрирующий принципы, правила и методы других подходов, в соответствии с главной целью устойчивого развития – формирования ноосферы. К таким подходам следует отнести стратегический, синергетический, эволюционный, цивилизационный, региональный и др.

В процессе такой интеграции возникает необходимость устранить противоречия между принципами методами различных подходов. Примером служит интеграция стратегического и градостроительного планирования групповых систем населенных мест (ГСНМ).

В современных социально-экономических и нормативно-правовых условиях появилась новая задача – сбалансированного, скоординированного развития ГСНМ в системе соседних муниципальных образований для обеспечения их устойчивого развития. Эта задача возникла от стремления каждой категории к повышению своей конкурентоспособности и независимости и одновременно необходимой координации развития территории.

Методика моделирования ГСНМ интегрирует принципы, правила и методы стратегического и градостроительного планирования. Она основана на формировании зон совместных интересов, обеспечивающих согласованное, скоординированное развитие соседних муниципальных образований в современных условиях. Данная методика позволяет провести пофакторный анализ рассматриваемой территории, провести делимитацию границ ГСНМ, разработать модели развития сложившейся (или образовывающейся) ГСНМ, позволяет провести правовое зонирование и разработать правила землепользования и застройки для данной территории.

Методика территориального планирования на основе зон совместных интересов была апробирована на примере регионального метрополиса «Большой Екатеринбург» (представлена в таблице). Одним из актуальных проектов на сегодняшний день, направленных на обеспечение совместного развития населенных мест в системе расселения, является стратегический проект «Большой Екатеринбург». Цель этого проекта заключается в создании условий для совместного устойчивого стратегического социально-экономического развития Екатеринбурга и городов-спутников на основе партнерской городской политики, направленной на создание полноценной городской среды для жизнедеятельности всего населения Большого Екатеринбурга.

Различные формы собственности на землю в современных социально-экономических и нормативно-правовых условиях определяют необходимость развития понятия “Большой Екатеринбург” с учетом новых градостроительных отношений.

В ходе исследовательской работы «Большой Екатеринбург» было предложено рассматривать в качестве регионального метрополиса системы устойчиво развивающихся населенных мест и межселенных территорий столицы УрФО и соседних муниципальных образований на основе зон совместных интересов.

Методикой предусматривается выделение существующих и перспективных зон функциональных, экологических, природоохранных, историко-культурных и эстетических, экономических, транспортных, инженерных совместных интересов. На основе этих зон была получена схема комплексных зон совместных интересов, позволяющая уточнить границы «Большого Екатеринбурга» и разработать нормативно-правовую документацию для данной территории (в соответствии с новым Градостроительным кодексом РФ).

Существующие зоны установлены с учетом Проекта районной планировки Екатеринбургского (Свердловского) внутриобластного района, Генерального плана Екатеринбурга, Концепции развития Свердловской области до 2040 года, Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года, картографических и текстовых материалов, представленных в широкой печати.

На основе зон совместных интересов всех жителей населенных мест, входящих в данную систему расселения, были уточнены границы «Большого Екатеринбурга». Территория, рассматриваемая в стратегическом проекте «Большой Екатеринбург», включающая только первый пояс городов-сателлитов (города, фактически сросшиеся с Екатеринбургом: В. Пышма, Среднеуральск, Березовский и Арамиль), не обеспечивает решения поставленных ею задач.

Территория, охватывающая комплексные зоны совместных интересов, определяет границы «Большого Екатеринбурга». Проектирование зон совместных интересов показало, что они почти целиком охватывают территорию Екатеринбургской городской агломерации, то есть МО «г. Екатеринбург» и соседних муниципальных образований (г. Первоуральск, г. Верхняя Пышма, г. Среднеуральск, г. Березовский, Белоярский р-н, г. Заречный, г. Верхнее Дуброво, Сысертский район, г. Арамиль, г. Полевской, Ревдинский р-н, г. Дегтярск). Также в состав Большого Екатеринбурга целесообразно было бы включить МО “г. Асбест” и ЗАТО “г. Новоуральск”, так как они играют важную инновационно-технологическую (г. Новоуральск) и производственную (г. Асбест) роль в Екатеринбургской агломерации и поспособствуют формированию целостной компактной формы «Большого Екатеринбурга». Они включают значительные зоны совместных интересов с основной территорией.