Результаты перестройки сказались очень быстро. Уже в 1922 г. заметно выросла книжная продукция СССР. В 1923 г. тираж книг достиг уровня довоенного 1913 г. - года наивысшего развития издательской деятельности в царской России. В 1924 г. этот уровень был превзойден в 1,5 раза. К десятилетию Советской власти уровень 1913 г. был превзойден по тиражу в 2,5 раза, а по количеству изданий - в 1,5 раза.
Однако появление около 2 тыс. новых издательств вызвало отрицательные явления: параллелизм и дублирование, засорение книжного рынка идеологически невыдержанными изданиями, бесхозяйственное расходование материальных средств. В середине 20-х гг. происходит затоваривание книжного рынка, книги оседают на складах и в книготорговой сети. Издательства испытывали финансовые трудности. Для борьбы с этими отрицательными явлениями принимались оперативные меры. При Госиздате и его отделениях создавались отделы для политического контроля продукции как государственных, так и иных издательств.
В начале 1923 г. было создано Объединение партийно-советских издательств - Совпартиздат. В него вошло 64 крупнейших предприятия, включая и Госиздат. Объединение регулировало выпуск книг, проверяло идейно-политическое содержание и качество подготовки изданий. Оно занималось также вопросами развития полиграфии и книжной торговли, планированием сети издательств и их типизацией. В известной мере оно подготовило почву для создания ОГИЗа.
С первых же дней Великой Отечественной войны вся жизнь Советского Союза была перестроена на военный лад и подчинена одной задаче - борьбе с фашизмом. Свой большой вклад в победу над фашистами внесла печать, работавшая в период войны в чрезвычайно сложных и трудных условиях.
Советская полиграфическая промышленность, как и другие отрасли народного хозяйства, понесла тяжелые потери. На Украине и в Белоруссии, в Прибалтике и на Орловщине, в других оккупированных районах почти полностью были уничтожены типографии и заводы полиграфического машиностроения. Почти совсем прекратился выпуск полиграфического оборудования, большие затруднений были с полиграфическими материалами - шрифтами, бумагой, краской, картоном, переплетными тканями. Оформление изданий резко ухудшилось - уменьшился их формат, переплеты в большинстве случаев были заменены обложкой, сократилось использование глубокой и офсетной печати.
Многие полиграфические и бумажные предприятия, находившиеся в западных районах страны, прекратили работу, некоторые» были эвакуированы на восток и не сразу смогли возобновить свою деятельность.
В 1943 г. была создана портативная плоскопечатная машина для использования в тылу врага. Тогда же возобновился выпуск полиграфического оборудования в связи с вводом в действие Шадринского, Рыбинского и Пензенского заводов.
Советские издательства, как и все народное хозяйство страны, оказались в тяжелом положении. Большая часть издательств в западных и юго-западных областях СССР, захваченных немецко-фашистскими оккупантами, прекратила свое существование. Основная часть издательских работников, авторских кадров ушла в армию. Работа издательств была перестроена на военный лад. Задача состояла в том, чтобы при резком сокращении материальных ресурсов, при значительно меньшем числе работников обеспечить книгой, брошюрой, листовкой, плакатом Советскую Армию и Флот, героических тружеников тыла. Под руководством и при неустанной заботе партии и Советского правительства издательства продолжали в тяжелых условиях снабжать фронт и тыл необходимой литературой. Это было достигнуто рациональной организацией издательского дела, продуманным составлением тематических планов, выпуском литературы, рассчитанной на широкие круги читателей. В годы войны издательства сократили объемы изданий. Если в 1940 г. средний объем книг составлял 6,2 печатных листа, то в 1942 г. он уменьшился до 2,1 печатного листа, т.е. почти в 3 раза.
Был взят курс на производство массовой книги. Из тематических планов издательств исключались работы, посвященные узким второстепенным вопросам, оставлялись только, те работы, которые содействовали решению стоящих перед Советским государством задач и предназначались для широкого круга читателей.
Исключительно продуктивно, с огромным напряжением работали крупнейшие центральные издательства - Воениздат, Госполитиздат, Гостехиздат, Сёльхозгиз и др. Значительно возрос удельный вес областных издательств северных и восточных районов, не подвергшихся оккупации. С 1940 по 1943 г. их доля по числу изданий возросла с 34 до 54%, а по тиражу с 6 до 13%. Интенсивно работали республиканские издательства - Азербайджанское, Армянское, Грузинское, Казахское, Киргизское, Таджикское, Узбекское. Издательская продукция за годы войны сильно сократилась, но уже с 1944 г. выпуск книг увеличивается, так же как и упавший в первые годы войны средний объем одной книги. При резком сокращении среднего объема одной книги в 1942 г. резко возрос средний тираж, так как в период войны выпускались главным образом многотиражные брошюры. Сократились тиражи и периодичность центральной и местной печати.
Период 60-70-х гг. ознаменовался значительными достижениями советской полиграфии. К середине 70-х гг. в СССР введено в строй свыше 150 новых полиграфических предприятий в Москве, Киеве, Минске, Баку, Куйбышеве, Ярославле, Калинине, Туле, Чехове, Электростали. В числе новостроек - новые корпуса типографий газеты «Правда», «Красное знамя», «Красная звезда», первая очередь Калининского комбината детской книги и Чеховского комбината для выпуска журналов. По данным на 1979 г., в стране работало более 3200 полиграфических предприятий.
Предприятия обогатились современным оборудованием, в том числе фотонаборными, электрогравировальными и другими машинами новейших типов. Достижения техники позволили выпускать многокрасочные издания в короткие сроки, используя новейшие электронные процессы изготовления печатных форм и высокопроизводительные многокрасочные печатные машины. Широко внедряется в полиграфическую промышленность перспективный офсетный способ печати. Получает распространение печать без давления - электрография и магнитография. В перспективе - создание типографий-автоматов, где все процессы изготовления книги протекают автоматически благодаря закодированной программе.
Создание новых гарнитур книжных шрифтов делает оформление книги более интересным. Увеличивается выпуск книг в цельнобумажном переплете с яркой красочной обложкой. Внедряется бесшвейное клеевое, крепление книг, лакировка бумажных переплетов, припрессовка прозрачных пленок к переплету и суперобложке, цветная печать на переплете. Применение автоматизированных поточных линий позволило только в 1980 г. выпустить с их помощью 278 млн. экз. книг в твердом переплете и более 240 млн. экз. в мягкой обложке. Все шире применяются синтетические материалы. Создается синтетическая «бумага». Для технических целей в Японии, например, получен заменитель бумаги из стекла. Предполагается, что стекло-бумагу можно будет использовать для издания книг, газет и т.п.
Иллюстративное оформление современной книги будет усовершенствовано благодаря объемным (стереоскопическим) иллюстрациям, особенно необходимым в учебных книгах по технике, естествознанию, медицине и т.п. Они могут быть использованы и в детской книге. Получила распространение новая форма книги - микрокнига, в которой обычные страницы уменьшены в 15-20 раз. Микрокнигу можно читать только с помощью особого проекционного аппарата, в котором увеличенное изображение проецируется на экран, или с помощью специальных очков. Микрокнига дает значительную экономию бумаги и площади хранения.
6. Полиграфическая промышленность Ульяновской области
6.1. История развития
Нашу повседневную жизнь невозможно представить без разнообразной, многокрасочной полиграфической продукции. В этом году исполнится 210 лет полиграфической промышленности на территории Симбирской губернии – Ульяновской области. 18 (30) августа 1797 года в Симбирске был оттиснут типографским способом первый документ.
Карсун стал третьим уездным городом Симбирской губернии, в котором появилась своя типография. Разрешение на ее открытие от Симбирского губернатора 26 января 1900 года получил казанский мещанин Леонид Иванович Павлов. Полноценно функционировать это, как тогда выражались, «заведение для производства и продажи принадлежностей тиснения» начало в 1901 году.
Карсунский типографщик, Л.И. Павлов был личностью незаурядной. До открытия собственного «дела», он работал наборщиком в других частных «заведениях». «Главной рабочей силой типографии» называл наборщиков «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона: «Наборщики набирают, т. е. составляют из отдельных букв слоги, слова и периоды. По поступлении избранного для печати комплекта шрифта, таковой распределяется в разделенной на десятки открытых ящичков шрифт-кассе, где каждому знаку-литере присвоено особое гнездо, удаленное от руки наборщика в зависимости от частоты употребления. Русская касса имеет 110 отделений... Наборщик стоя помещается пред кассою, которая устанавливается наклонно на реале, особом ящике для хранения шрифтов... Хорошим наборщиком считается такой, который в продолжение 10-часовой работы набирает до 10 тыс. букв».
Леонид Иванович начинал с так называемых акцидентных или «мелочных» работ по изготовлению бланков, счетов, квитанций, визитных карточек (на деле, при наборе «мелочные» работы считались самыми сложными), с пары небольших печатных машин-«американок». Он оказался удачливым предпринимателем. Доходы позволили приобрести собственный дом «по левой стороне площади», приобретать новое оборудование, расширять штаты. Свыше 20 000 рублей оценивал имущество Л.И. Павлова в самый канун 1-й мировой войны уездный исправник.