В типографии были установлены три печатных машины немецкой фирмы «Аугсбург» и две «американки», изготовленные за океаном на фирме «Либерти». При ней состоял 21 рабочий – наборщики, тискальщик, производивший контрольные оттиски с вновь сделанного набора, печатники и их помощники – батырщики, накладывавшие на станок чистые листы бумаги и покрывавшие набор типографской краской. Механизмы машин приводились в движение руками четырех вертельщиков.
Дореволюционная история Карсуна не ограничилась единственным полиграфическим предприятием. 17 марта 1914 года разрешение на открытие типографии в собственном доме по Дворянской улице получил 37-летний крестьянин Александр Макарович Головин, он же Заплаткин. В типографии Заплаткина действовали скоропечатная машина и «американская ножная машина
На начало 1-й мировой войны, в августе 1914 года, Леонид Павлов незамедлительно среагировал подачей прошения о разрешении на издание ежедневных, два раза в сутки, бюллетеней с военными сводками, ценою в 3 копейки за экземпляр. Общественный ажиотаж вокруг разразившейся драмы сулил неплохой барыш. В типографии Заплаткина в 1915 году увидел свет небольшой сборник поэтических и прозаических миниатюр «Солдатские письма». Автором его был 31-летний симбирский литератор Николай Ильин (Нилли). Бесталанны и трогательны переживания поэта, остро ощутившего трагизм событий и судеб.
Затянувшаяся война привела Российскую Империю к революции. Удачливый предприниматель Л.И. Павлов лишился и дома, муниципализированного Советской властью, и предприятия, национализированного в декабре 1918 года.
Но его недюжинный талант типографщика и организатора оказался вполне востребован и при новом режиме. Леонид Иванович стал управляющим «Карсунской Типографии № 4 Симбирского Губсовнархоза, бывшей Типографией Павлова»!.. А после того, как по изданному в декабре 1922 года постановлению, юридические и частные лица получили возможность брать в аренду печатные предприятия у государства, Л.И. Павлов заарендовал «свою» типографию. Печатные машины, купленные им, а теперь «народные», исправно продолжали выпускать необходимую продукцию. Ещё не один год трудился Леонид Иванович на благо ставшего ему родным города Карсуна.
До сих пор существует основанная им на самой заре XX столетия типография.
6.2. Характеристика отдельных предприятий
Российская полиграфия — одна из самых высокотехнологичных и быстроразвивающихся отраслей промышленности страны. Это не только государственные унитарные предприятия, но и сотни частных типографий, активно завоевывающих позиции на рынке бумажно-полиграфической продукции благодаря освоению передовых технологий и приобретению современного оборудования.
В 2000 году на российском рынке полиграфии начался подъем, который продолжается до сих пор. Аналитики отмечают, что главным фактором, способствующим развитию полиграфии в нашей стране, является повышение спроса на упаковку и этикетки. Кроме того, после кризиса 1998 года произошла своеобразная «полиграфическая репатриация» — заказы на печать, которые прежде размещали за границей, стали возвращаться в Россию. Другая тенденция, наблюдаемая в отечественной полиграфии, — рост спроса на журнальную продукцию.
Сегодня в структуре российского рынка полиграфической продукции основная доля приходится на сегменты упаковки и журналов. Гораздо меньшую, но не менее важную долю занимает рекламная печатная продукция. В Ульяновской области оперативная полиграфическая печать также прочно вошла в сферу рекламы, помогая компаниям-заказчикам развиваться и приносить доход, подчеркивать фирменный стиль и солидность.
За последние годы частная полиграфия в нашем регионе сделала качественный шаг вперед, и все-таки состояние дел в отрасли далеко от успехов даже соседних регионов, не говоря уже о мегаполисах.
— Рынок полиграфических услуг в нашей области слишком развитым не назовешь, — считает глава фирмы «XXI век» Олег Соловьев, — ульяновские предприниматели до конца еще не «распробовали» все преимущества этого вида рекламы.
— Не все понимают необходимость оперативной полиграфии, — соглашается директор ЗАО «Карио» Максим Малов. — Это вам не Самара и тем более не Москва, где даже ларек понимает выгоду промо- и бизнес-сувенирки! В Ульяновске же пока предложение опережает спрос.
— Сравнительно небольшие тиражи (до тысячи штук) — особенность потребительского рынка нашей области, который весьма отличается от емких рынков Москвы или Самары, — добавляет финансовый директор ООО «Лунный свет» Светлана Харламова. — Однако надо отметить, что в последнее время у местных заказчиков возросли требования к качеству продукции, что не может нас не радовать, это заставляет развиваться, не останавливаясь на достигнутом уровне.
— В Ульяновске таких компаний, как наша, — порядка пяти, а в той же Самаре — около пятидесяти, — говорит глава «Типографии Облучинского» Юрий Облучинский. — Высокий уровень типографии определяется, в первую очередь, наличием высококлассных специалистов (в такую высокотехнологичную отрасль, как полиграфия, человека «с улицы» не возьмешь, а настоящего профи нужно выращивать годами). Во-вторых — наличием оборудования. Например, в арсенале нашей компании есть две печатные машины «HEIDELBERG» — признанного производителя полиграфического оборудования из Германии. В России такое не производят. Чтобы развивать бизнес, мы регулярно посещаем специализированные международные выставки полиграфического оборудования и технологий («ПолиграфИнтер» (Москва), «DRUPA» (Германия).
Сегодня в Ульяновской области работают порядка ста компаний, оказывающих те или иные рекламные услуги, из них около 20 имеют серьезное полиграфическое оборудование. Наиболее крупные типографии: «Ульяновский Дом печати», «Печатный двор», «Нисса-Волга», «Аврора», «Арсенал», «Мастер-Студия», «Вега», «Типография Облучинского»...
Кроме того, посредниками между заказчиками и типографиями выступают ульяновские рекламные агентства. Их роль подчас весьма весома: в штате ряда компаний работают профессиональные художники-дизайнеры, специалисты высокого уровня в области полиграфии, готовые предложить своим клиентам по-настоящему эксклюзивную продукцию.
Полиграфическая отрасль, как и торговля, живет мечтами о празднике, главный из которых — Новый год. Мир полиграфии существует по своим законам: предновогодняя суета в типографиях и рекламных агентствах начинается осенью, а в некоторых — даже летом.
— Для сотрудников рекламного агентства «Лунный свет» предновогодние хлопоты начинаются уже в августе-сентябре, как и для наших постоянных клиентов, работающих в Ульяновске: ООО «Техцентр Автомирсервис», ООО «БАУ Мотор Корпорэйшн», ЗАО «Взлет», ЗАО «Силикатчик», ООО «ОСТ-Кровля», ООО «Пластика», ювелирная фирма «Голден Глоб», — рассказывает Светлана Харламова. — Отрадно, что услуги «Лунного света» востребованы и за пределами нашей области. Мы сотрудничаем с ЗАО «Корпорация «Защита» (Москва), ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (Тюмень), ООО «Казанские стальные профили» и многими другими компаниями. А свой первый новогодний заказ получили от Ульяновского автозавода, с которым сотрудничаем и по сей день. В этом году к возросшему объему новогодних заказов мы подготовились основательно — закупили новейшую цифровую типографию, которая позволяет в течение нескольких часов изготовить необходимый тираж.
— Новогодний сезон у нас начинает набирать обороты уже с середины сентября, — продолжает Максим Малов. — Нашими услугами пользуются как большие корпорации, так и маленькие фирмы, которые понимают, что персонализация подарка для бизнес-партнеров — великая вещь. Чтобы поддерживать интерес наших клиентов, мы постоянно обновляем ассортимент подарочной продукции. Наша компания готова браться за заказы любой сложности. Однако нам, в первую очередь, интересны оригинальные проекты, и ставку мы делаем не на количество и размер тиража, а на качество и креативность работы. Преимущество нашей компании в том, что мы делаем расчеты на услуги заказчику практически сразу.
— В нашей базе — порядка 400-500 корпоративных клиентов, с которыми мы сотрудничаем в течение года. Примерно половина из них обязательно заказывает новогоднюю полиграфическую продукцию, — рассказывает Юрий Облучинский. — В результате объемы производства у нас в ноябре-декабре увеличиваются на 20-30%.
— К сожалению, многие корпоративные клиенты поздно вспоминают о подарках своим партнерам. Повторяется это из года в год, — рассказывает директор «Дизайн Систем» Вадим Кролевецкий. — Мы уже не удивляемся, когда нам приносят заказ на новогоднюю продукцию 28 декабря. К новогоднему авралу мы готовимся заранее, пополняем склад наиболее востребованной продукцией — еже-дневниками, шарами, часами, бумагой для открыток и т.д., набираем дополнительно людей на производство, увеличиваем количество оборудования.
— Наиболее типичная для новогоднего периода полиграфическая продукция — это ежедневники и еженедельники, подарочные наборы и канцелярские принадлежности, различного рода календари — карманные, квартальные, календари-«домики», — рассказывает Максим Малов.
Чаще всего новогоднюю полиграфию заказывают для постоянных деловых партнеров, поставщиков, лучших клиентов, тем самым уделяя им внимание, демонстрируя свою заинтересованность, делая приятное.
Блокнот или календарь с логотипом компании дарят не просто потому, что на самый главный праздник в году принято дарить хоть что-то. Это стратегический ход: понравившийся презент обязательно будут держать на виду, и он еще не раз напомнит о компании, от имени которой вручен. Подарок, не просто снабженный логотипом, но и интересно выполненный и создающий новогоднее настроение, — большой плюс в глазах клиентов и партнеров. Это уже не просто знак особого внимания, а необходимая составляющая делового общения.