Один из японских премьер-министров как-то сказал, что Япония «стала состоять из двух стран – столицы с окрестностями и остальной части государства». И действительно, роль Токио в Японии можно сравнить разве что с ролью Парижа во Франции. Это главный политический и административно-управленческий центр страны. Это крупнейший сгусток самых разнообразных промышленных производств, один из самых больших в стране портовых комплексов. Это наряду с Лондоном и Нью-Йорком крупнейший международный финансовый центр. Это ведущий центр научных исследований, который обеспечивает 1/2 таких исследований в Японии, главный центр подготовки кадров со 100 вузами. Здесь сосредоточено 9/10 всех японских средств массовой информации. Наконец, это город, поражающий воображение и многими другими цифрами: в нем 120 тыс. контор крупных, средних и мелких компаний, 300 гостиниц, 200 тыс. ресторанов и кафе, около тысячи таксомоторных парков. Всем этим и объясняется известная японская поговорка: «Япония начинается с Токио».
История Токио восходит к середине XV в. Начало городу положил построенный в 1437 г. замок Эдо, что в переводе означает «вход в залив». Действительно, он располагался в южной части самой большой в стране равнины Канто, на берегу морского залива. В 1590 г. Эдо завладел крупный феодал Иэясу Токугава, основатель династии сегунов Токугава, которые правили с 1603 по 1867 г. На протяжении всего этого периода Эдо был их резиденцией, тогда как официальной столицей страны считался Киото, где находился император.
После ликвидации сёгуната в результате буржуазной революции Мэйдзи, в 1869 г. в Эдо из Киото была перенесена резиденция императора Японии, а сам этот город был переименован в Токио (в переводе его название означает «восточная столица»). С этого времени он начинает быстро расти; уже в 1880 г. население Токио превысило 1 млн. человек. Город стал застраиваться не только легкими деревянными жилыми домами, но и большими каменными общественными зданиями.
Такой рост продолжался и в первой половине XX в. В 1910 г. население Токио составило 2,8 млн. человек, в 1920 г. – 3,7 млн., в 1930 г. – 5,4 млн., в 1940 г. – 7,4 млн. человек. Однако на протяжении этого периода нормальное развитие города дважды резко нарушалось. Первый раз это случилось в сентябре 1923 г., когда сильное землетрясение и начавшиеся после него пожары унесли более 100 тыс. жизней и оставили без крова 3,5 млн. человек. Второй катаклизм был связан с налетами американской авиации в 1945 г., когда погибло 250 тыс. человек и около 900 тыс. домов были превращены в руины.
Что касается современной столицы Японии, то в книгах и статьях можно встретить сильно расходящиеся данные о населении Токио. Это объясняется тем, что Токио существует в трех различных границах – собственно города, Большого Токио и Токийской агломерации.
Собственно город Токио с особенно плотной застройкой занимает 577 км2, что значительно меньше площади Москвы. Именно на этой территории живут 8,5 млн. человек. В связи с оттоком жителей из центральных частей города на протяжении 1980-х гг. эта цифра оказывалась довольно стабильной. Но нужно помнить, что и она соответствует всему населению Австрии и превышает численность жителей в Швейцарии. Собственно город Токио подразделяется на 23 административных района (ку). В его пределах находятся главные достопримечательности столицы – императорский дворец, здание парламента, главный вокзал Синдзюку, театр Кабуки, небоскребы, многочисленные маленькие парки. Уже в 1991 г. в районе Синдзюку завершилось сооружение нового административного центра, включающего в себя два небоскреба и здание конгрессов. Из-за чрезвычайной скученности застройки и дороговизны земли столица Японии уже давно ведет наступление на мелководный Токийский залив (рис. 1), причем на отвоеванных у моря землях располагаются прежде всего портовые сооружения, промышленные предприятия, складские помещения.
Большой Токио занимает территорию собственно города и Токийской префектуры, или Столичного округа. Его площадь – 2,1 тыс. км2, а население в середине 90-х гг. составляло 12 млн. человек. На территории Столичного округа, примыкающего к Токио с западной стороны, находятся 26 небольших городов, население которых тесно связано со столицей маятниковыми миграциями.
Наконец, Токийская агломерация, помимо Токио и Токийской префектуры, охватывает три соседние префектуры с 87 городами (Иокогама, Кавасаки, Тиба и т.д.). Называют ее обычно агломерацией Кейхин: от Токио в этом названии взят иероглиф кей («столица»), а от Иокогамы – иероглиф хин («берег»). Население Токийской агломерации в 2005 г., по оценкам, достигло 36,8 млн. человек. Это означает, что в границах агломерации Токио занимает первое место среди всех сверхгородов мира. Согласно прогнозу, это лидерство Токио сохранит и в перспективе ближайших десятилетий.
Добавим, что в последнее время стали выделять также метрополитенский ареал Токио – территорию городского обитания в радиусе 50 км от вокзала Синдзюку. В пределах его находятся 150 населенных пунктов, а население еще в наши дни достигает 40 млн. человек, т.е. составляло почти 1/3 общего населения страны.
Для планировки и застройки Токио всегда была характерна чрезвычайная хаотичность.
С самого начала такой хаотичностью отличалась застройка Эдо. К тому же в отличие от Петербурга, построенного по всем правилам «городской науки», и от Лондона, который после грандиозного пожара 1666 г. был застроен по единому плану, город Эдо, не менее английской столицы пострадавший во время пожара 1657 г., был восстановлен в основном в прежнем виде. В центре его находилась резиденция сёгунов дома Токугава.
После революции Мэйдзи застройка Токио продолжала оставаться очень хаотичной. Он представлял собой как бы скопление городов и поселков, постепенно поглощавшихся растущей столицей, но продолжавших жить и своей жизнью. «Можно назвать его собранием нескольких десятков городов: в каждом районе имеются свой центр, своя торговая улица», – написал в своих «Японских заметках» Илья Эренбург.
Рис. 1. Расширение территории Токийской агломерации
И в дальнейшем Токио продолжал оставаться – по выражению одного японского специалиста – «городом-амебой». Однако начиная с 1960-х гг. он постепенно стал превращаться в современный город. Важной вехой на этом пути послужила Токийская олимпиада 1964 г., во время подготовки к которой были построены не только спортивные сооружения, но и многие другие здания, дороги-эстакады, или хайвэи, покоящиеся на опорах 10-метровой высоты. В городе появилась телевизионная башня высотой 333 м, а затем стали строиться и современные небоскребы по 50–60 этажей. Благодаря современным технологиям в центре Токио давно строятся только сейсмоустойчивые небоскребы. Во время толчков или сильного ветра они отклоняются от оси приблизительно на 5 м, после чего принимают исходное положение. И все же строительное законодательство требует от строительных компаний применения самых современных технологий, позволяющих снизить последствия подземных толчков до минимума.
Несмотря на размеры населения, в Токио не существует квартального строительства. Из соображений безопасности каждый дом находится на определенном расстоянии от соседнего. В случае землетрясения у каждого здания должно быть место для того, чтобы обрушиться или опереться о стену соседнего дома. Однако этот принцип не всегда действует при сильных подземных толчках – 7–8 баллов по шкале Рихтера, когда обрушивается большинство зданий.
В Токио тысячи домов расположены вдоль узких улочек, на которых с трудом могут разминуться два автомобиля. Контраст им составляют современные кварталы с небоскребами и торговыми центрами. Город опутан сетью автострад, рельсов, проводов и вездесущих реклам. Передвижение по городу осложняется надписями на японском языке и отсутствием названий улиц – заблудиться здесь могут даже местные таксисты.
На главных улицах преобладают здания в европейском стиле, на боковых – невысокие, чаще всего двухэтажные, густо настроенные домики. Каждый свободный участок земли в Токио используется с максимальной выгодой. Цены на землю в городе астрономические. По подсчетам, участок земли под Императорским дворцом стоит столько же, сколько весь Манхэттен. Земли не хватает, в связи с чем японцы шаг за шагом засыпают море.
На искусственных островах строятся жилые кварталы, торговые центры, фабрики, верфи, аэропорты и парки. После II мировой войны Токио начал разрастаться, поглощая окрестные деревни, малые и большие города. Возник огромный мегаполис, растянувшийся на южном побережье острова Хонсю и северном побережье острова Кюсю. Ученые предсказывают, что к 2015 году в токийской агломерации будет проживать уже около 29 миллионов человек.
Токио растет не только вверх, но и вниз. Под его улицами и зданиями теперь располагается фактически еще один город с подземными магазинами, ресторанами, спортивными залами, складами, гаражами, которые соединяются друг с другом. Неудивительно, что ориентироваться в Большом Токио чрезвычайно трудно. И горожан, и приезжих в этом отношении очень выручают токийские таксисты, которые, по данным опросов, занимают первое место в мире по качеству, быстроте и четкости обслуживания. Конечно, можно пользоваться и густой сетью метрополитена, но поезда и станции метро почти всегда крайне перегружены. Не следует забывать и о том, что в центральную часть Токио из соседних префектур ежедневно приезжают на работу 6–7 млн. человек.
Вот почему во всей литературе о Токио этот город обычно характеризуют как настоящее средоточие контрастов. «Токио, громадный и загадочный, напоминает какое-то фантастическое существо. Бок о бок сосуществуют в нем две полярные противоположности: и то, что именуется урбанистическим раем, и то, что называется городским адом». Так написано в переведенной с японского на русский язык книге «Токио через 20 лет». Урбанистический рай – это прежде всего ультрасовременные небоскребы, где размещаются учреждения и офисы. Городской ад – это узкие городские улицы, забитые автомобилями, которых здесь 5–6 млн., теснота застройки, почти полное отсутствие зелени, крайняя недостаточность канализационной сети. Что касается 200 км хайвэя, то задумывалось это строительство, обеспечивающее двухрядное движение в каждом направлении, без всяких светофоров, очевидно, как один из символов урбанистического рая. Но в условиях, когда этим хайвэем ежедневно пользуются около 1 млн. автомобилистов, многокилометровые пробки превращают его скорее в урбанистический ад.